logo
Диплом

Глава 3. Осао «ресо-гарантия» на российском рынке автострахования

3.1. Организация рынка автострахования в России: особенности и тенденции развития

В связи с недавними изменениями коэффициентов ОСАГО, учитывающие особенности региона и стаж водителя, данный вид страхования получит рост в 10-15%.

Прямая зависимость наблюдается в отношении КАСКО-покупка нового автомобиля, дальнейшее уменьшение развития КАСКО обусловлено снижением покупок новых автомобилей. Но страховые компании разрабатывают новые программы автострахования с франшизой, ориентированные на покупающих подержанные автомобили.

Увеличение проблем с оформлением выплат автострахования КАСКО и ОСАГО, отмечается на фоне нового закона об упрощенном оформлении ДТП. Неотработанный механизм согласования действий и сбора документов, негарантированный возврат суммы выплат (направленных на урегулирование) страховой компании могут привести к ряду банкротств. Также увеличится активность мошенников из-за отсутствия сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Уже составлен «черный» список ненадежных компании по автострахованию, включающий в себя около 17-ти компаний. Список составлен Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) и содержит компании, на которые поступило большое количество жалоб от клиентов.

Для преодоления последствий финансового кризиса необходимо проведение ряда мероприятий. К числу таких мероприятий можно отнести:

1) Повышение производительности труда в страховом бизнесе.

2) Снижение уровня выплат за счет проведения профилактики ДТП, улучшения качества покрытия автодорог, а также повышение тарифов для водителей со стажем вождения до 2-х лет. Основное количество страховых выплат происходит в этом сегменте автострахования.

3) Повышение конкурентоспособности отечественных страховых компаний. Включает в себя проведение рекламных акций для привлечения новых клиентов, повышение качества обслуживания, качественная подготовка кадров и т.д.

В преодолении кризиса страховыми компаниями, огромную роль играет такой инструмент как ОСАГО, так как он является, обязательным для физических и юридических лиц. Тем самым страховые компании обеспеченны поддержкой на законодательном уровне, чего нет ни у одного бизнеса в России.

Одновременно к числу важнейших задач развития страхования в России можно отнести повышение уровня капитализации страховых компаний, повышение инвестиционной привлекательности российских страховых компаний, улучшение качества страховых услуг, повышение страховой культуры населения. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования, создание и развитие современной инфраструктуры страхового рынка, создание единых баз данных страховых компаний. Требуется создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы.

Для совершенствования работы страховых компаний и повышения эффективности автострахования дадим следующие рекомендации:

·   формирование экономического интереса у потенциальных страхователей путем обеспечения соответствующих стимулов (налогового и иного характера), а также повышения доверия граждан к финансовым институтам;

·   стимулирование роста продаж новых иномарок в автосалонах и развитие в дальнейшем программ сотрудничества с автопроизводителями;

·   введение морального и материального стимулирования нестраховых посредников – агентов, брокеров и банки, а также поддержка региональных рынков;

·   серьезное внимание необходимо уделять вопросу снижения риска мошенничества в автостраховании, а именно: внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества. На основании сценариев мошенничества, закрепленных в каталоге, выработаны индикаторы, позволяющие установить наличие признаков мошеннических действий при работе с клиентами в процессах аквизиции, регистрации и расследования убытков. Разработать перечень мероприятий, проведение которых рекомендовано при осуществлении расследования и сбора информации при подозрении в мошенничестве.

·   разработать Каталог по выявлению наиболее убыточных для Компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся «лидерами» по страховым выплатам. По всем этим лицам выставить запреты на дальнейшее страхование.

·  оптимизировать процедуру оказания услуг Аварийными комиссарами: снижение времени на обработку одной заявки специалистами Контакт – центра; увеличение доли оперативных (в течение 1,5 часов после обращения клиента) выездов Аварийных комиссаров.

·  по аналогии с лидерами страхового рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок, например все автомобили концерна «GM», «Jaguar» и «Land Rover», «Volkswagen», «AUDI». Продукты предусматривают специальные условия как в части страховых тарифов, так и в части сервисного наполнения.

·  Развитие сервиса обслуживания, а именно: обязательства по общению с правоохранительными органами, сбор документов по поводу дорожно-транспортного происшествия, а также юридическая защита застрахованного.

·  Создать информационную систему, позволяющую достоверно считать тарифы, объемы продаж, выплат. Пока нет статистики в полном объеме, нельзя сделать расчет по всем секторам автовладельцев, позволяющий изменить существующую тарифную базу. Отлаженная информационная система значительно упростит процесс автострахования. В странах зарубежья действует такая система. Главное преимущество в том, что вся информация об автомобилисте хранится на единой карточке (идентификационный номер, вся информация о водительском стаже, о том, попадал ли автомобилист в ДТП, насколько они были серьезны и др.). На этом основании рассчитывается тариф и оформляется полис. Безусловно, переход на подобную систему потребует значительного времени и соответствующих инвестиций, но это, действительно, необходимо.

Владение транспортным средством и его эксплуатация связаны с большими рисками, чем владение другим имуществом. В большинстве стран лица, не обладающие полисом страхования автоответственности, не имеют права управлять автотранспортными средствами.

Страхование автотранспортного средства - это страхование самого автотранспортного средства. Страховая компания на основании договора берет на себя обязательства возместить клиенту (страхователю) убытки в пределах страховой суммы, которые могут возникнуть в результате повреждения, полной гибели или утраты застрахованного автотранспорта в целом или отдельных его частей. Это может произойти вследствие аварии (столкновение, наезд, опрокидывание, падение), пожара, стихийного бедствия, угона и т.д.

У каждой страховой компании свои условия страхования, свои программы для отечественных и импортных автомобилей.

В принципе, они незначительно отличаются, но есть существенные моменты.

Один из них - страхование одной страховой суммой, которая устанавливается в размере рыночной стоимости автомобиля; и двумя страховыми суммами - в размере стоимости нового автомобиля (повреждение) и рыночной его стоимости (угон, полное уничтожение).

Программы страхования, помимо выплат в случае ДТП, предусматривают также ремонт автомобилей по счетам СТО, с которыми у страховщиков имеются договора, и куда страховая компания рекомендует обращаться, хотя за клиентом всегда остается право выбора. На данных станциях технического обслуживания страхователям предоставляются определенные льготы - ремонт автомобиля без очереди, некоторые скидки.

Как правило, страхование "автокаско" включает целый набор страховых рисков, предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование автотранспортного средства, дополнительного оборудования.

По системе "автокаско" на страхование принимаются автотранспортные средства в исправном состоянии, принадлежащие страхователю на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, зарегистрированные или подлежащие регистрации органами Госавтоинспекции Российской Федерации.

Существует два вида добровольного автострахования:

· «Каско» (от итальянского «casco» – каска, шлем) – комплексное страхование автомобиля от угона, ущерба или полного уничтожения в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), противоправных действий третьих лиц, пожара, стихийных бедствий и т.д.;

· ДСАГО (ГО) – добровольное страхование автогражданской ответственности в случае причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц в результате ДТП. После введения закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Полис ДСАГО приобретают для увеличения страховой суммы сверх предусмотренной ОСАГО.

На долю «каско» приходится более 95% сборов (примерно $1,25 млрд. из $1,3 млрд. в 2008 г.).

Автострахование – самый крупный сектор российского открытого рынка страхования. В 2012 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Это наиболее быстрорастущий вид страхования.

В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами.

При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2015 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения».

Основные факторы, определяющие динамику автострахования, по мнению экспертов – доля застраховавшихся автомобилистов, а также рост и структура автопарка.

Дополнительный импульс укреплению „страховой культуры“ и росту доли застрахованных в целом может обеспечить развитие института автокредитования.

Рынок автострахования является самым рискованным. Снижение объемов приобретения автомобилей напрямую снижает доходы компаний. При этом выплаты могут быть велики. Компании, в которых доля автострахования превышает 70%, попали в зону особого риска.

Тенденции которые наиболее актуальны сегодня:

·  эффективное формирование резервов (эффективная финансовая политика компании);

·  сегментация клиентов (ориентация на своего потенциального клиента);

·  добросовестная конкуренция;

·  реализация мощных комплексов IT (внедрение новых комплексов для улучшения обслуживания);

·  внедрение эффективной структуры оценки сатисфакции и мнения клиента;

·  внедрение франшизы (как средства участия клиента в расходах СК).

Для восстановления и развития отечественных страховых компаний требуется осуществить комплекс возможных мер по укреплению их финансового состояния.

Такими мерами может стать пересмотр страховой, финансовой и маркетинговой политики, а именно:

- произвести корректировку тарифных ставок по проводимым видам страхования;

- расширить перестраховочную защиту;

- привлечь дополнительные финансовые ресурсы посредством увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций;

- возможно изменить организационно-правовую форму деятельности страховой организации;

- пересмотреть структуру активов и методы инвестирования резервов, предусмотрев наиболее доходные в налоговом смысле объекты и территории;

- сократить дебиторскую и кредиторскую задолженности;

- закрыть нерентабельные филиалы и провести консолидацию финансовых возможностей страховщика путем объединения нескольких страховых организаций;

- использовать дополнительные возможности реализации страховых договоров, в том числе через Интернет, предусмотреть новые формы взаимоотношений с банками посредством создания совместных программ банковского и страхового обслуживания и т.д.

Среди мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности предприятия, следует назвать:

- смену руководящего звена страховой организации;

- инвентаризацию имущества;

- оптимизацию дебиторской задолженности;

- снижение расходов на ведение дела;

- продажу долей в капитале других организаций;

- продажу незавершенного строительства;

- оптимизацию количества персонала;

- продажу излишнего оборудования, средств компьютерной техники и т.д.;

- автоматизацию и использование новых программных продуктов;

- совершенствование организации труда.

Главные проблемы собственно страхового рынка:

1.  Потенциал российского страхового рынка.

2.  Проблема недостаточной капитализации российских страховщиков и перестраховщиков

Таким образом:

• Российские прямые страховщики и перестраховщики, как и прежде, ощущают потребность в увеличении капитала. Это осуществимо в случае, если будет увеличена привлекательность российской страховой индустрии для российских и иностранных инвесторов.

• Процесс концентрации будет и дальше продолжаться. Российский рынок перестанет быть питательной средой для мелких, плохо капитализированных и недиверсифицированных страховых компаний.

• Придавать еще больше значения «правильному» перестрахованию (определение собственного удержания, выбор перестраховщика и прочее). Недопустимы ни в коей мере прямые или косвенные ограничения для перестрахования.

• Все формы сострахования должны быть перепроверены (как минимум) на предмет их способности урегулировать убытки, а затем ограничены.

Практически всегда отмечаются следующие препятствия на пути развития страхования в нашей стране:

- низкий уровень платежеспособного спроса;

- недоверие населения к страховым компаниям;

- низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей отечественными страховщиками;

- неразвитость рыночных механизмов формирования;

- поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги;

- преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным.

Для преодоления последствий финансового кризиса необходимо проведение ряда мероприятий. К числу таких мероприятий можно отнести:

1) Повышение производительности труда в страховом бизнесе.

2) Снижение уровня выплат за счет проведения профилактики ДТП, улучшения качества покрытия автодорог, а также повышение тарифов для водителей со стажем вождения до 2-х лет. Основное количество страховых выплат происходит в этом сегменте автострахования.

3) Повышение конкурентоспособности отечественных страховых компаний. Включает в себя проведение рекламных акций для привлечения новых клиентов, повышение качества обслуживания, качественная подготовка кадров и т.д.

Для совершенствования работы страховых компаний и повышения эффективности автострахования дадим следующие рекомендации:

·   формирование экономического интереса у потенциальных страхователей путем обеспечения соответствующих стимулов (налогового и иного характера), а также повышения доверия граждан к финансовым институтам;

·   стимулирование роста продаж новых иномарок в автосалонах и развитие в дальнейшем программ сотрудничества с автопроизводителями;

·   введение морального и материального стимулирования нестраховых посредников – агентов, брокеров и банки, а также поддержка региональных рынков;

·   серьезное внимание необходимо уделять вопросу снижения риска мошенничества в автостраховании, а именно: внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества.

·   разработать Каталог по выявлению наиболее убыточных для Компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся «лидерами» по страховым выплатам. По всем этим лицам выставить запреты на дальнейшее страхование.

·  оптимизировать процедуру оказания услуг Аварийными комиссарами: снижение времени на обработку одной заявки специалистами Контакт – центра; увеличение доли оперативных.

·  по аналогии с лидерами страхового рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок, например все автомобили концерна «GM», «Jaguar» и «Land Rover», «Volkswagen», «AUDI». Продукты предусматривают специальные условия как в части страховых тарифов, так и в части сервисного наполнения.

·  Развитие сервиса обслуживания, а именно: обязательства по общению с правоохранительными органами, сбор документов по поводу дорожно-транспортного происшествия, а также юридическая защита застрахованного.

·  Создать информационную систему, позволяющую достоверно считать тарифы, объемы продаж, выплат.

   Эти мероприятия позволят активно развивать автострахования в компании и повысят эффективность работы.

3.2. Роль, место и перспективы ОСАО «РЕСО-гарантия» на российском рынке автострахования

Страхование автотранспорта, включая ОСАГО, занимает сегодня 69% портфеля РЕСО-Гарантия. В 2012 году сборы по добровольным видам автострахования достигли 16 млрд 183 млн рублей, увеличившись по сравнению

2011 годом более чем на 16%. При этом рынок добровольного автострахования вырос незначительно - на 1,5%. Выплаты по добровольным видам автострахования в 2012 году составили 9 млрд 327 млн рублей (в 2011 г – 10 млрд 350 млн рублей). На рост рынка автострахования повлиял рост рынка продаж новых автомобилей.

На протяжении последних пяти лет РЕСО-Гарантия находится в тройке лидеров по страхованию автотранспорта. При этом в Московском регионе РЕСО-Гарантия занимает 2 место по сборам премий КАСКО, а в Санкт-Петербурге - 1 место. По итогам 2012 года доля РЕСО-Гарантия на рынке страхования КАСКО составляет более 11,3%. Важным фактором, влияющим на работу РЕСО-Гарантия в этом сегменте страхования,служит концентрация рынка: на долю первой десятки компаний по объему сборов приходится почти 69% всех поступлений по страхованию КАСКО. Если в 2011 году эту страховую услугу предлагали своим клиентам 341 страховых компании, то в 2012 –290. Таким образом, у РЕСО-Гарантия есть все предпосылки для дальнейшего расширения своей доли на рынке добровольного автострахования. Лидером продаж по-прежнему остаются дирекции и агентства Москвы (в совокупности они дали 38,6% сборов компании по этому виду страхования). Дирекции продаж, которые в основном работают через автосалоны, обеспечили 21,1% всех собранных компанией премий по автострахованию. Еще 17,5% продаж КАСКО обеспечили агентства в Москве. Агентские сети в Подмосковье принесли компании 6% продаж КАСКО. Значительное место в «автомобильном» портфеле компании стали занимать регионы – 30,1% (без учета Санкт-Петербурга, который дает еще 25,3%). Таким образом, сегодня более половины (55,4%) портфеля ОСАО «РЕСО-гарантия» по КАСКО уже формируется вне столичного региона. В 2012 году объем рынка ОСАГО, на котором работает 121 страховая компания, составил 91 млрд 654 млн руб. РЕСО-Гарантия снова заняла второе место в рейтингах, уступая только системе Росгосстраха.

В 2012 году РЕСО-Гарантия собрала страховых премий по ОСАГО на сумму 8 млрд 560 млн руб. Если сравнить с 2011 годом, сборы увеличились на 12%, причем этот сегмент страхового рынка в стране вырос за год всего

на 6,9%. Доля РЕСО-Гарантия в этом сегменте обязательного автострахования увеличилась почти на 0,5% и составила 9,3%.

Одно из авторитетных российских рейтинговых агентств НРА подтвердило индивидуальный рейтинг надежности ОСАО «РЕСО-Гарантия» на уровне "ААА", что соответствует категории максимальной надежности компании.

По заключению агентства, уровень риска в отношении РЕСО-Гарантия, в целом, оценивается как низкий.

Среди положительных факторов, влияющих на надежность организации, эксперты НРА отмечают широкую клиентскую базу страховщика, продуманную стратегию его развития, включающую активное развитие региональной сети, наличие в компании специальных подразделений, ответственных за контроль и мониторинг страховых и инвестиционных рисков, а также высокие показатели рентабельности.

Уровень долговой нагрузки РЕСО-Гарантия характеризуется агентством как очень низкий, поскольку компания не привлекает займы и кредиты.

В экспертном заключении подчеркивается, что стратегия развития ОСАО «РЕСО-Гарантия» направлена на увеличение числа клиентов, прежде всего в розничном сегменте, за счет расширения филиальной сети и укрепления позиций компании в регионах. Кроме того в число приоритетов работы страхового общества входят продвижение и усовершенствование существующих видов страхования, развитие корпоративного страхования, поддержание агентской сети продаж.

9 мая в Москве в гостинице «Ритц-Карлтон Москва» состоялась церемония вручения высшей профессиональной награды финансовой отрасли России – «Финансовый Олимп-2012». Премией были отмечены лучшие компании в сфере финансов по итогам работы за 2012 год.

Лауреатам вручался приз, на котором выгравирован девиз премии — «Финансовый Олимп. Вершина успеха» и памятный диплом. РЕСО-Гарантия получила премию в номинации «Автострахование» как один из наиболее успешных российских страховщиков в важнейшем ритейловом секторе страхового рынка страны. 

Премия вручается по итогам годовой работы Национального финансового рейтинга с учетом общественного мнения и экспертных оценок наблюдательного и экспертного советов, которые формируются из числа руководителей профильных министерств и ведомств, представителей законодательной и исполнительной властей, аудиторских и консалтинговых компаний. Успехи лауреатов премии задают высокие стандарты, на которые ориентируются инвесторы и потребители, и не менее высокое качество управления бизнесом, которое стремятся превзойти партнеры и конкуренты.