logo
Курсовые работы / Контроль и ревизия ЦБ

3. Организация финансово-экономического контроля Центральным Банком Российской Федерации

В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организации и их филиалов, последующий контроль — в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности, проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании планов проверок, составленных на каждый квартал структурными подразделениями Банка России и его территориальных учреждений и утвержденных руководителями этих подразделений и учреждений.

Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей, руководителей территориальных учреждений Банка России.

В планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет.

В необходимых случаях в планы проверок включается проведение ревизий валютных и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций и их филиалов, а также под ответственностью кассовых работников операционных касс и касс по подготовке авансов, имеющих переходящие остатки, и на обменных пунктах.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами.

Указанные проверки кредитных организаций могут проводиться путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов должны предусматривать проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России.

Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, то есть проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах (всех, если их число не превышает пяти, или некоторых из них, имеющих наихудшие показатели).

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

  1. если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

  2. по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. Указанные признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.

Инспекционная деятельность Банка России - составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России, а именно:

Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Для координации инспекционной деятельности Банка России, осуществляемой территориальными учреждениями Банка России, в соответствии с распорядительными актами Банка России создаются межрегиональные инспекции Главной инспекции. Межрегиональные инспекции Главной инспекции возглавляют генеральные инспекторы Главной инспекции;

Банком России и Главной инспекцией могут издаваться отдельные распорядительные акты, учитывающие особенности организации деятельности межрегиональных инспекций Главной инспекции и (или) инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России;

Для территориальных учреждений Банка России, инспекционная деятельность которых не координируется межрегиональной инспекцией, Главной инспекции, функции генерального инспектора межрегиональной инспекции выполняются непосредственно Главной инспекцией.

Функции и полномочия генерального инспектора межрегиональной инспекции устанавливаются актами Банка России, а также внутренними документами Главной инспекции, подписанными либо утвержденными руководителем Главной инспекции.

Уполномоченные представители Банка России проводят два вида проверок кредитных организаций: комплексные и тематические.

Комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией, за определенный период ее деятельности.

Проверка кредитной организации проводится в срок, исчисляемый с даты начала проверки до даты завершения проверки (включительно).

Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.

Тематическая проверка кредитной организации проводится в срок до 35 рабочих дней.

При необходимости срок проведения комплексной или тематической проверки может быть продлен должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, не более чем на 25 рабочих дней.

В срок проведения проверки не включается период, на который она может быть приостановлена.

Проверка кредитной организации и ее филиалов может начинаться внезапно или с предварительным уведомлением руководителя соответствующей кредитной организации (ее филиала).

Информация по вопросам организации и проведения проверок кредитных организаций относится к информации ограниченного доступа и полежит обработке, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

Уполномоченные представители Банка России обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, в части обработки, учета и хранения информации, отнесенной к информации ограниченного доступа при пользовании в ходе проверки организационно- техническими средствами (компьютерами, дискетами и иными электронными носителями информации, копировальными аппаратами, сканерами, телефонами, в том числе телефонами сотовой связи).

Направление в Главную инспекцию отчетности и иной информации, связанной с организацией инспекционной деятельности Банка России, осуществляется с соблюдением требований по обеспечению информационной безопасности электронных технологий передачи, обработки и хранения в системе Банка России информации, отнесенной к информации ограниченного доступа, в том числе при передаче информации в электронном виде с использованием специализированного архиватора электронных документов, в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России.

Банк России осуществляет также контроль за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией в кредитных организациях внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В целях осуществления контроля Банк России:

  1. устанавливает порядок представления кредитными организациями отчетности по вопросам фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации в кредитных организациях внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

  2. проводит инспекционные проверки кредитных организаций в рамках выполнения своих функций в области банковского надзора для определения:

- соответствия деятельности кредитной организации положениям Федерального закона и нормативных актов Банка России в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации в кредитных организациях внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- организации работы кредитной организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- достоверности представляемой в Банк России отчетности кредитной организации.

Изучение вопросов организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, может проводиться в ходе комплексных инспекционных проверок кредитных организаций, самостоятельных тематических инспекционных проверок, а также в ходе тематических инспекционных проверок по отдельным направлениям деятельности кредитной организации.

При этом проверяющие вправе проводить выборочные проверки порядка проведения отдельных банковских операций и других сделок, их учета и оформления.

В ходе инспекционных проверок проверяющие:

- изучают внутренние документы кредитной организации и установленные процедуры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включая фиксирование, хранение и представление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и дают оценку их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

При проведении инспекционных проверок фиксирования, хранения и представления кредитными организациями информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, проверяются:

- соблюдение порядка идентификации лиц, совершающих операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывающих счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам;

- соблюдение порядка фиксирования сведений, перечисленных в Федеральном законе;

- соблюдение порядка направления уполномоченному органу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;

- соблюдение порядка хранения информации и документов.

При проведении инспекционных проверок организации внутреннего контроля кредитной организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проверяются:

В соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Центральный Банк РФ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Центральный Банк РФ вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;