Практика создания первой, второй, третьей очереди еаис
За период с 1995 по 2000гг. в составе ЕАИС централизованно разрабатывалось и сопровождалось более 250 программных средств (АРМы, комплексы программных средств, автоматизированные подсистемы). При этом внимание уделялось главным образом развитию программных средств для ФТС России (48%), в гораздо меньшей степени - для таможни (18%) и таможенного поста (12%), что является отражением требований, предъявляемых к ЕАИС на протяжении ряда лет подразделениями ФТС России.
Развитие ЕАИС включало 3 этапа-очереди. Разработка и внедрение первой очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации бизнес-процессов и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов - стали создаваться автоматизированные рабочие места. Все эти действия способствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации.
Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах - программно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных Oracle и системы проектирования, входящие в комплект Oracle-case. Уже к 2000г. стало понятно, что и ЕАИС второй очереди начинает «спотыкаться» из-за того, что не стандартизирована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.
Стратегическим направлением работ по развитию и совершенствованию ЕАИС ФТС России является системное проектирование и поэтапное внедрение перспективной системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным поддержанием в работоспособном состоянии существующих информационно-программных средств и информационных таможенных технологий.
Качественно новый уровень автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов. Проведенные исследования показали, что сегодня автоматизация таможенных технологий требует новой организации автоматизированной информационной системы, а именно:
- консолидированного и централизованного хранения таможенных документов в электронном образе;
- удаленного доступа пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии;
- объектно-ориентированной архитектуры автоматизированной системы;
- централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления ГНИВЦ ФТС России;
- реализации в автоматизированном режиме процедур управления рисками;
- в автоматизированном режиме процедур управления рисками и контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом.
Развитие ЕАИС предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности, обеспечение централизованного управления процессами таможенного оформления и контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации «сверху - вниз».
Важным направлением работы в комплексе мер по развитию ЕАИС ФТС России является подготовка документов, регламентирующих порядок организации разработки программного обеспечения ЕАИС, ведения Фонда программных средств ФТС России, организации создания, оснащения подсистем ЕАИС вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, проведения аттестации и сертификации информационно-программных средств ЕАИС ФТС России.