logo
Арм и ЕАИС

Практика создания первой, второй, третьей очереди еаис

За период с 1995 по 2000гг. в составе ЕАИС централизованно разрабатывалось и сопровождалось более 250 программных средств (АРМы, комплексы программных средств, автоматизированные подсистемы). При этом внимание уделялось главным образом раз­витию программных средств для ФТС России (48%), в гораздо меньшей степени - для таможни (18%) и таможенного поста (12%), что является отражением требований, предъявляемых к ЕАИС на протяжении ряда лет подразделениями ФТС России.

Развитие ЕАИС включало 3 этапа-очереди. Разработка и внедрение первой очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации бизнес-процессов и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов - стали со­здаваться автоматизированные рабочие места. Все эти действия спо­собствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный техни­ческий потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации.

Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существу­ющей автоматизированной системы на новых платформах - про­граммно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой наряду с современными мощными сред­ствами вычислительной техники и телекоммуникаций понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операцион­ные системы Windows, Novell, система управления базами данных Oracle и системы проектирования, входящие в комплект Oracle-case. Уже к 2000г. стало понятно, что и ЕАИС второй очереди начи­нает «спотыкаться» из-за того, что не стандартизирована инфор­мация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует вза­имно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.

Стратегическим направлением работ по развитию и совершен­ствованию ЕАИС ФТС России является системное проектирование и поэтапное внедрение перспективной системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным поддержанием в работоспособном со­стоянии существующих информационно-программных средств и информационных таможенных технологий.

Качественно новый уровень автоматизации деятельности тамо­женных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет мо­дернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том чис­ле региональных вычислительных комплексов. Проведенные исследования показали, что сегодня автоматиза­ция таможенных технологий требует новой организации автома­тизированной информационной системы, а именно:

- консолидированного и централизованного хранения таможен­ных документов в электронном образе;

- удаленного доступа пользователей системы к ее информаци­онным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии;

- объектно-ориентированной архитектуры автоматизированной системы;

- централизованного администрирования информационно-вы­числительной сети и баз данных из центра управления ГНИВЦ ФТС России;

- реализации в автоматизированном режиме процедур управ­ления рисками;

- в автоматизированном режиме процедур управления риска­ми и контроля после выпуска товаров в соответствии с заявлен­ным режимом.

Развитие ЕАИС предусматривает сквозную комплексную авто­матизацию всей таможенной деятельности, обеспечение центра­лизованного управления процессами таможенного оформления и контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной инфор­мации «сверху - вниз».

Важным направлением работы в комплексе мер по развитию ЕАИС ФТС России является подготовка документов, регламенти­рующих порядок организации разработки программного обеспе­чения ЕАИС, ведения Фонда программных средств ФТС России, организации создания, оснащения подсистем ЕАИС вычислитель­ной техникой и телекоммуникационным оборудованием, проведе­ния аттестации и сертификации информационно-программных средств ЕАИС ФТС России.