logo
Diplom

1.3 Организация рынка банковских пластиковых карт в России.

Для того, чтобы понять, как функционирует российский рынок банковских пластиковых карт, необходимо рассмотреть его правовую основу, проанализировать процесс проведения операций по различным видам карт и изучить наиболее распространенные платежные системы в РФ, а также отразить их основные отличия. Об этом пойдет речь далее.

На современном этапе развития российского общества пластиковые карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг.

Основными предпосылками развития российского рынка банковских карт являются:

- интеграция в мировую систему безналичных платежных систем;

- уменьшение объема наличных средств, вследствие этого снижение стоимости осуществляемых операций.

- стремление кредитной организации выйти на международный рынок и, как следствие, возрастание его престижа и привлекательности для клиента;

- организация оперативных и удобных для клиентов форм расчетов;

В соответствии с целым рядом документов программного характера (Стратегией развития национальной системы платежных карт, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, Основными направлениями денежно-кредитной политики), одним из важнейших направлений является сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов, базирующихся на современных банковских технологиях, включая платежные карты. Нормативное регулирование безналичных расчетов, осуществляемых по операциям с использованием подобных инструментов, является одной из задач Банка России, выполняемых в качестве регулятора отношений в сфере платежных систем и расчетов.

Говоря о правовой основе регулирования отношений в сфере выпуска и обращения банковских крат, следует отметить, что интенсивное развитие банковских услуг с их использованием происходит на фоне существенного отставания темпов разработки и принятия законодательных актов, регулирующих процесс их обращения.

Обращение банковских карт в России регулируется:

1) Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П;

2) Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;

3) Письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»;

4) Письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 86-Т «О составлении и предоставлении отчетности кредитных организаций» и другими актами.

5) Федеральным законом от 22.10.2014 N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

На практике расчеты с использованием банковских карт в РФ осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).

Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт - положение Центрального Банка Российской Федерации "Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 14.01.2015). В Положении четко определено, что банковская карта признается видом платежной карты и служит инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.

Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемых с использованием расчетных карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, а также начисления и уплаты процентов по указанным денежным средствам могут определяться в договоре с клиентом согласно пункту 1.8 Положения.

В Положении № 266-П определено:

1) эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;

2) в целях практической поддержки развития новых видов инструментов безналичных расчетов в Положение включены нормы, регулирующих расчеты по операциям с использованием платежных карт - предоплаченных карт (при совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается);

3) установлены единые требования к документарному оформлению операций, осуществляемых с использованием платежных карт. Унифицированы обязательные реквизиты документа, составляемого при их совершении;

4) в связи с изменениями норм валютного законодательства в Положении № 266-П уточнен перечень операций, совершаемых с использованием платежных, в том числе банковских, карт. В частности, расширен перечень операций за счет предоставления возможности осуществления физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) на территории Российской Федерации и за ее пределами операций с соблюдением требований валютного законодательства;

5) требования положения не распространяются на технологические аспекты проведения операций с использованием платежных карт;

6) из положения № 266-П исключены вопросы бухгалтерского учета операций, совершаемых с использованием платежных карт, а также требование о присутствии на банковской карте наименования и логотипа эмитента, однозначно его идентифицирующих. Последнее обусловлено тем, что правила платежных систем допускают размещения на карте одновременно логотипа кредитной организации-эмитента и наименование кредитной организации-агента, а также появлением новых карточных продуктов, предназначенных для платежей в сети Интернет (так называемых виртуальных крат).

В Положении № 266-П отмечено, что банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. Положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом. Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Конституционной основой выпуска и обращения банковских карт, а также проведения расчетов с их использованием являются положения ст. 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"предусматривается, что в рамках НСПК, в числе прочего, оказываются услуги платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории РФ переводам денежных средств с использованием международных платежных карт, под которыми понимаются платежные карты, которые эмитируются кредитными организациями, расположенными в двух и более государствах, и на которых размещен единый товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий иностранному юридическому лицу, личным законом которого считается право иностранного государства.

Кредитные организации при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт, а также платежные системы, в рамках которых определяются правила эмиссии международных платежных карт и осуществляются на территории РФ переводы денежных средств с использованием международных платежных карт, обязаны организовать взаимодействие, получать операционные услуги от операционного центра НСПК и услуги платежного клиринга от платежного клирингового центра НСПК в порядке, сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Банка России и принимаемыми в соответствии с ними правилами НСПК. [4]

Далее следует рассмотреть функционирование рынка банковских карт в России. В зависимости от степени защиты карты (магнитная полоса или чип), в процессе расчета участвуют разные стороны. В расчетах с использованием магнитной карты участвуют следующие стороны:

1) владелец магнитной карты;

2) банк-эмитент и его процессинговая копания;

3) торгово-сервисная точка с POS-терминалом;

4) банк-эквайрер и его процессинговая компания;

5) главный процессинговый центр;

6) расчетный банк, где банк-эмитент и банк-эквайер держат свои корреспондентские счета и осуществляют взаимные расчеты (система оптовых межбанковских расчетов через корреспондентские счета, открытые в третьем (расчетном) банке).

Для проведения платежей посредством банковских карт торговая точка должна быть оснащена POS-терминалом. POS-терминал связан выделенной телефонной линией с банком и процессинговой компанией. Он представляет собой устройство для оперативного и автоматического считывания реквизитов карты с целью формирования требования платежа и отправки его в банк — участник системы (к реквизитам карты добавляют записанные в устройство реквизиты магазина и набирают на клавиатуре сумму платежа). Основная его задача заключается в формировании электронного образа платежного документа, в распечатке кассового чека (слипа), в коммуникации с банком-эквайрером и его процессинговой компании на предмет автоматической авторизации и передачи платежного требования. Процессинговая компания — это посредник между программами первичной обработки клиентских распоряжений и операционными программами банками — участниками карточной системы. Ее задача — автоматическая обработка электронных платежных инструкций и их передача в банки — участники системы. Процессинговая компания представляет собой набор серверов, компьютеров, специального программного обеспечения, множество входящих линий связи.

В общем виде расчеты посредством магнитных карт осуществляется следующим образом:

1) Клиент приходит за покупкой в торгово-сервисную точку с магнитной картой. Поскольку на карте не хранится информация о состоянии счета клиента, то, прежде чем принять ее в уплату за товар, продавец проводит авторизацию. POS-терминал магазина автоматически формирует авторизационный запрос и посылает его в процессинговую компанию эквайрера. Далее запрос передается через главный процессинговый центр в процессинговую компанию банка-эмитента карты. Ответ на авторизационный запрос главный процессинговый центр отправляет в обратном направлении. При положительном ответе POS-терминал печатает три экземпляра чека (слипа), в которых расписывается клиент (для клиента, банка и торгово-сервисной точки).

2) Слип, по сути, платежный документ, который содержит необходимый состав реквизитов, но имеет несколько иной формат, чем традиционный платежный документ, что является следствием иной процедуры печати слипа. Первоначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя платежа и в процессе покупки проставляется сумма платежа и подпись плательщика (акцепт). Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии, и он печатается современным кассовым аппаратом с функцией компьютерной памяти, связи с процессинговой компанией и с программами складского учета продавца.

3) Ежедневно процессинговая компания эквайрера собирает со всех терминалов электронные слипы. Затем она автоматически формирует реестры платежей и направляет их в главный процессинговый центр, который подготавливает и направляет в расчетный банк распоряжение провести расчеты между эквайрером и эмитентом и отразить их по корреспондентским счетам банков-участников. После подтверждения факта проведения платежей по счетам банков главный процессинговый центр направляет в процессинговые компании банков-участников реестры проведенных платежей, которые и пере! дают указанные реестры своим банкам. Данные реестры служат основанием для проведения платежей по клиентским счетам банка-эмитента и банка-эквайрера.

4) Межбанковские расчеты между эквайрером и эмитентом осуществляются через традиционные межбанковские оптовые системы. Расчеты выполняются расчетным банком ежедневно одним платежом в покрытие сальдо входящих и исходящих платежей клиентов каждого банка-участника на основе распоряжений главного процессингового центра. После получения выписки по своим корреспондентским счетам в расчетном банке и реестра платежей из собственной процессинговой компании, после их сверки банк-эмитент и банк-эквайрер проводят платежи по счетам своих клиентов: банк-эмитент списывает сумму платежа с карточного счета клиента — владельца магнитной карты; банк-эквайрер зачисляет сумму платежа на расчетный (текущий) счет торгово-сервисной точки. Отличие расчетов чиповыми картами (смарт-картами) от традиционных магнитных карт заключается в основном в отсутствии процедуры авторизации.

Для проведения платежа посредством смарт-карты необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий:

1) клиент-плательщик и получатель платежа (торгово-сервисная точка) должны получить в обслуживаемых банках смарт-карты;

2) клиент-плательщик должен «заправить» свою карту, например, через банкомат. «Заправка» карты означает списание денег со счета владельца карты и зачисление «денежного файла» на смарт-карту;

3) торгово-сервисная точка должна получить в банке — участнике системы специальное устройство, которое будет переводить «денежный файл» с карты плательщика на карту получателя (торгово-сервисной точки). Специальное устройство, как и POS-терминал, устанавливается в магазине.

При проведении расчетов в магазине плательщик и получатель вставляют свои смарт-карты в специальное устройство. На клавиатуре этого устройства набирается сумма платежа и акцепт плательщика в виде PIN-кода. Устройство допускает только одновременное изменение информации на двух смарт-картах: списание суммы платежа с карты плательщика и зачисление его на карту получателя. За день на смарт-карту магазина таким образом будет зачислено множество платежей. В любое время и после любого количества операций представитель магазина посещает свой банк и «конвертирует» электронную наличность со смарт-карты на расчетный счет магазина. Конвертацию можно провести также в любом банке — участнике системы через специальные банкоматы, совершив платеж со смарт! карты на традиционный банковский счет.

Процедуру платежа посредством смарт-карты можно представить следующим образом:

1) пополнение денег смарт-карты за счет списания их с расчетного (текущего) банковского счета;

2) «списание денег» с карты плательщика на карту получателя (магазина) через специальное устройство;

3) «инкассация» карты получателя в банке (в том числе в банкомате);

4) зачисление суммы платежа с карты получателя (магазина) на его традиционный банковский счет;

Теперь стоит рассмотреть более подробно платежные системы, которые являются основой для функционирования банковской карты. Платежная система – это своего рода связующее звено между покупателем и продавцом, позволяющее проводить расчеты. Это связующее звено состоит из технологического процесса, программного и аппаратного обеспечения, процедур, необходимых для передачи денег от одной стороны к другой.

Существуют мировые, национальные и локальные платежные системы. Их главное отличие состоит в том, что первые позволяют обслуживаться в большинстве стран мира, а у вторых либо количество обслуживающих терминалов значительно меньше, либо обслуживание карт ограничивается страной в которой данная карта была эмитирована. Карты локальных платежных систем обслуживаются лишь на конкретной территории небольшим количеством предприятий.

Четверка основных международных платежных систем которые используются широко во всем мире и в России в том числе – это VISA, MasterСard, American Express и Diners Club.

Лидером среди них является международная платежная система VISA, примерно 60% всех выпущенных банковских карт в России имеют логотип и принадлежат именно этой платежной системе. Банковские карты VISA принимают более чем в 200 странах мира.

На втором месте по популярности, идет платежная система MasterCard, на ее долю, по состоянию на 2015 год, приходиться около 35% карт, а за все время в России было эмитировано около 80 млн штук. [5]

Платежная система MasterCard хоть и проигрывает платежной системе VISA, по количеству выпущенных в России банковских карт, но не уступает ей по количеству торговых точек и стран, где принимают такие банковские карты.

Две эти платежные системы являются абсолютными лидерами в мире, а также удерживают около 95% рынка России. Условия и тарифы, предлагаемые платежными системами VISA и MasterСard практически одинаковы, но некоторые различия в расчетах все же имеют место быть.

Главным и основным отличием является то, что платежная системами VISA осуществляет все свои операции через американский доллар, а MasterСard сразу конвертирует платеж в необходимую валюту, то есть, при покупке товара в валюте, отличной от доллара США (евро, фунт стерлингов, юань и так далее), рубли сначала конвертируются в доллары, а доллары затем конвертируются в ту валюту, в которой указана цена товара. На такой конвертации покупатель может потерять от 1 до 4% стоимости товара.

Платежная система MasterСard в этом плане более предпочтительна, у нее нет промежуточной конвертации в доллары США, обмен происходит сразу в ту валюту в которой указана цена товара.

Это отличие платежным систем VISA и MasterСard особенно важно для людей которые делают покупки в иностранных интернет магазинах, где стоимость товара может быть указана в разных валютах и зависит от страны где находиться интернет магазин.

Помимо MasterСard и VISA существуют такие платежные системы как American Express и Diners Club, но они распространены в России значительно ниже. Связано это, в первую очередь, с тем, что данные платежные системы относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и, соответственно, высокой стоимостью обслуживания, в то время как стоимость обслуживания Visa и MasterCard значительно ниже.

В частности, American Express предлагает скидки на проживание в некоторых отелях, специальные цены на авиабилеты, страхование от несчастных случаев и многие другие интересные предложения. Кроме этого, у платежной системы American Express есть бонусная программа под названием «Membership Rewards» и за каждую совершенную покупку, держатель карты получает баллы, которые потом можно будет потратить на товары и услуги. Подобную программу сейчас предлагает и Сбербанк – «Спасибо от сбербанка».

Diners Club – это своего рода клубные карты. Банковские карты этой платежной системы будут как нельзя кстати, людям, совершающим частые поездки в другие страны мира. К эксклюзивным услугам платежной системы Diners Club, можно отнести различные виды страхования, программы по организации деловых поездок, предоставление скидок на покупку товаров, проживания в гостиницах, прокат автомобилей и тому подобное.

Справедливости ради стоит отметить, что ранее стоимость обслуживания карт Visa и MasterCard в России также была высока. Связано это было с тем, что количество банков, способных эмитировать и обслуживать банковскую карту было ограниченно, и клиент был готов заплатить большую сумму, чтобы иметь возможность без проблем производить платеж за рубежом. Но с развитием рынка и банковского сектора, в частности, данные платежные системы были вынуждены снизить стоимость обслуживания.

Крупнейшей национальной платежной системой в мире является Union Pay. Она представляет собой платежную систему, у которой до недавнего времени было монопольное право на обслуживание банковских карт в Китае, так как другие платежные системы не могли учреждать свои клиринговые центры в данной стране и ограничивались лишь эмиссией кобреднинговых карт (например, кобрендинговая карта Visa и Union Pay). Однако с 1 июня 2015 года в силу вступил закон, который позволяет иностранным операторам, в том числе крупнейшим платежным системам Visa и MasterCard, учреждать в Китае свои клиринговые подразделения. Тем не менее, на сегодняшний день Union Pay является абсолютным лидером по количеству эмитированных карт (3.4 млрд штук против 2,5 у Visa и 1,9 у MasterCard). Стоит так же отметить японскую национальную платежную систему JCB, размер эмиссии карт которой на конец 2014 года составил 60 млн штук.

Идея создания национальной платежной системы у российских законодателей возникла еще в начале 90-х годов. Однако из-за отсутствия нормативной базы, отсутствия совместимых программно-технических средств, различием в технологии обработки операций и по ряду других причин развитие ЦСПК происходило медленными темпами. Долгое время, на территории РФ было большое количество разрозненных локальных платежных систем, в их числе Аккорд, Волга, MAXIMA, Миркарт, Новгородская монета, Радуга и ряд других (всего около 70), однако принадлежность к определенной территории, небольшое количество банков-эмитентов и ограниченный круг предприятий, в которых можно производить обслуживание по карте являлись сдерживающим фактором для развития данных платежных систем. А со временем они потеряли свое последнее преимущество, связанное с низкой стоимостью обслуживания. Несмотря на то, что международная карта имеет более высокую себестоимость на этапе вхождения в бизнес, при преодолении данного барьера и наращивании достаточного объема эмиссии, ничто не мешает банку предлагать международную карту по цене, равной цене локального продукта, и тогда в конкурентной борьбе побеждает тот продукт, который при равной цене обладает большими потребительскими свойствами.

Стоимостный барьер вхождения в бизнес — иногда это препятствие становится непреодолимым для небольших и средних банков и при низких объемах эмиссии затраты могут не окупиться. Эта причина является одной из основных, по которому большинство локальных платежных систем продолжают работать.

Однако некоторые платежные системы, разработанные российскими банками все же имели определенный успех. Среди платежных систем на основе карт с микросхемами в своем развитии наиболее преуспели две — Сберкарт (после 2012 года заменена на систему ПРО100) и «Золотая Корона», которые (каждая своим путем) сумели выйти за пределы одного региона. Именно на основе данных систем была разработана и внедрена НСПК.

К вопросу организации НСПК вернулись в 2010 году, когда правительство предложило создать универсальную электронную карту, операции по которой проводились бы без участия Visa и MasterCard. Впрочем, и этот проект не сыскал особого успеха, поскольку чиновники столкнусь со скептическим отношением специалистов и участников рынка. В итоге обязательная выдача универсальных карт всем гражданам России была отменена.

Поворотным моментом стало введение западными странами санкций против России. В марте 2014 года Visa и MasterCard приостановили обслуживание нескольких российских банков, а Москве пригрозили отключением от системы SWIFT. Это бы означало полную изоляцию России от мировых экономических процессов. В то же время президент Владимир Путин распорядился в сжатые сроки создать платежную систему, которая бы не зависела от западных компаний. В итоге в начале 2015 года Центробанк договорился с Visa и MasterCard о переводе процессинга в Россию.

В итоге, на сегодняшний день операции на внутреннем рынке по банковским картам осуществляются через НСПК, а на внешнем через международную платежную систему. Данное условие позволяет пользоваться картой владельцу, даже в случае отключения её от международной платежной системы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что существует большое количество нормативно-правовых актов, которые либо напрямую регулируют рынок банковских пластиковых карт, либо оказывают на него серьезное воздействие, и несмотря на то, что в данном направлении достигнут хороший результат, существует еще большой объем работы, связанный, в том числе, с доработкой правовой базы для стабильного функционирования национальной системы платежных карт. Это необходимо для повышения стабильности российского рынка банковских пластиковых карт и его защиты от потенциальных угроз со стороны западных партнеров.