1.2. Структура и стандарты бизнес-плана. Методики бизнес-планирования. Назначение, виды и структура бизнес-плана
Реализация общей, конкурентной стратегии компании и комплекса функциональных стратегий требует их детализации и технико-экономического обоснования. Основным инструментом детализации стратегий компании в этом случае рассматривается бизнес-план, позволяющий решить следующие задачи в рамках реализации корпоративной стратегии:
− выявить логические связи и очередность проведения мероприятий по реализации комплекса стратегий компании;
− оценить экономическую эффективность и капиталоемкость конкретных тактических мероприятий и стратегических целей и задач;
− организовать эффективный контроль за реализацией намеченной стратегии;
− оценить ресурсные возможности компании и потребность в привлечении внешних ресурсов;
− организовать управление процессом реализации намеченной стратегии с использованием механизма делегирования полномочий;
− совершенствовать организационную структуру компании в соответствии с прогнозом увеличения производственной, маркетинговой, инвестиционной и финансовой деятельности компании;
сконцентрировать внимание на наращивании конкурентных преимуществ и на расширении целевого рынка.
Бизнес-план является важным инструментом управления компанией и рассматривается как детализированный плановый документ, отражающий оценку позиции компании на рынке, оценку конкурентной среды, производственные, финансовые и организационные возможности компании, уровень их использования. Таким образом, бизнес-план следует рассматривать как руководство к действию.
Бизнес-план может охватывать и планировать как производственно-сбытовую, инвестиционную и финансовую деятельность компании в целом, так и последовательность реализации конкретного инвестиционного проекта. Значение бизнес-плана сложно переоценить. Он является своеобразной визитной карточкой компании, документом, доказывающим выгодность бизнеса (капиталовложений).
Бизнес-план используется в следующих целях, в соответствии с которыми выделяются и конкретные виды бизнес-планов:
− поиска потенциального инвестора и привлечения внешних источников финансирования для реализации конкретного проекта;
− получения кредитных ресурсов;
− поиска партнера и совместного ведения бизнеса;
− проверки реализуемости и экономической эффективности предпринимательских проектов;
− кратко- и среднесрочного планирования деятельности предприятия.
С учетом конкретной цели разработки бизнес-плана определяется его содержание, структура, объем и уровень детализации экономических и финансовых расчетов. При реализации масштабных и комплексных проектов (например, проектов, связанных со строительством нового предприятия и запуском производства) расчеты, произведенные в бизнес-плане, часто дополняются технико-экономическим обоснованием и проектно-сметной документацией. Однако большинство бизнес-планов имеет схожую (типовую) структуру, позволяющую наиболее полно описать состояние компании, перспективы ее развития, ее положение на рынке, производственную, инвестиционную и финансовую деятельность.
Такая типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы (табл. 3).
Табл. 3 Типовая структура (основные разделы) бизнес-плана
Разделы | Описание |
1. Титульный лист | Содержит название проекта, наименование компании-заявителя, сроки реализации и период расчета показателей проекта, контактную инфор- мацию |
2. Резюме | В концентрированном виде представляет сущность, цели и задачи инве- стиционного проекта, объем инвестиций, интегральные показатели ком- мерческой эффективности проекта |
3. Описание отрасли (целевого рынка) | В разделе дается общая характеристика ситуации, складывающейся в отрасли (на целевом рынке), где будет реализовываться проект |
4. Описание продукции | Дается общая технико-экономическая и потребительская характеристика выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (товаров и услуг) |
5. План маркетинга | В развернутом виде представляется маркетинговая стратегия компании при реализации проекта, дается описание ценовой, сбытовой, продукто- вой политики и политики продвижения продукции на рынок |
6. План производства | Дается подробная характеристика и требования к организации процесса производства, план производства, постоянные и переменные затраты, план по персоналу |
7. Организационный план | Включает характеристику организационной структуры компанией, ее преобразования и возможностей, описание нормативно-правовой базы, организации управления реализацией проекта |
8. Финансовый план | Содержит финансовые и экономические расчеты и обоснования по про- екту, включая стратегию финансирования, налоговые и иные выплаты, отчет о прибыли, план денежных поступлений и выплат, бухгалтерский баланс компании |
9. Анализ рисков, чувстви- тельности и устойчивости проекта | В данном разделе дается анализ возможных рисков при реализации про- екта, представляются результаты анализа чувствительности и устойчи- вости проекта, анализ финансовых коэффициентов |
10. Приложения | В приложение включаются необходимые сопроводительные документы – описание и фото продукции, необходимая документация (копии ли- цензий, сертификатов, разрешений, актов), проектно-сметная докумен- тация и др. |
Методики бизнес-планирования
На сегодняшний день существует большое количество методик бизнеспланирования. Всех их можно разделить на три группы в соответствии со спецификой разработчика и масштабом инвестиционного проекта, для разработки бизнес-плана по которому они используются:
1. международные методики (методики соответствующие существующим международным стандартам и требованиям международных организаций);
2. государственные (методики федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления);
3. корпоративные (методики, формируемые с учетом требований конкретных банков, инвестиционных и финансовых корпораций).
Международные методики.
К наиболее известным и наиболее часто используемым международным методикам бизнес-планирования относятся следующие:
− методика UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных техникоэкономических обоснований и её электронная версия COMFAR (URL: http://www.unido.ru/rus/frameSet.html);
− методика World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
− методика фирмы «Goldman, Sachs & Co» (крупнейший банковской дом Уоллстрит, один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);
− методика фирмы «Ernst & Young» (интернациональная консультационноаудиторская фирма).
Выделим основу (ядро) всех вышеперечисленных методик составления бизнеспланов и проведем детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях становления рынка России. Именно таким ядром всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов являются следующие разделы:
− финансовый план;
− маркетинг-план;
− система производства.
Они органично связанны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта) и стратегией инвестирования с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент стандартов формирования бизнес-планов. В настоящее время разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методическими рекомендациями UNIDO. Однако не смотря на это требования к бизнес-планам со стороны инвесторов различны. Российские банки не имеют единой методики разработки бизнес-планов, поэтому почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования. Некоторые банки считают необходимым вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах: местной и иностранной, другие в одной (большее предпочтение иностранной), нет единого подхода к расчетам рисков и т.д. И если учесть, что эти методики, в основном, разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталкивается руководитель сам разработавший бизнес-план. Поскольку банки не хотят вести никаких разговоров об условиях кредитования без наличия бизнес-плана, то руководители вынуждены заказывать бизнес-планы у банков или у консультационных фирм, связанных с конкретными банками. Этому же способствует требование иностранных инвесторов представлять расчеты финансового плана с помощью лицензированных UNIDO пакетов – COMFAR и PROPSPIN. Поэтому использование указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика. Наиболее известной международной методикой бизнес-планирования является методика Международной организации по промышленному развитию ООН (UNIDO). Данная методика касается распространения международных норм и правил оценки эффективности инвестиционных проектов. Данная методика рассматривается как первичная и она заложена в основу большинства зарубежных и российских программных продуктов по разработке бизнес-планов. Модули экономического и финансового анализа в методике UNIDO основаны на методических рекомендациях, приводимых в следующих источниках:
− Руководстве по практической оценке проектов (ЮНИДО.1986);
− И. Литтл, Дж. Мирле Оценка и планирование проектов для развивающихся стран (ОЭСР, 1982);
− Л. Скуир, X. Ван Дёр Так, Экономический анализ проектов (Мировой Банк, 1984);
− М. Шервел, и Мишель Ле Галл Руководство по экономической оценке инвестиционных проектов (Париж, 1989).
Государственные методики.
К государственным методикам бизнес-планирования следует отнести методические рекомендации, предъявляемые к бизнес-планам со стороны органов государственной власти, министерств, ведомств, а также со стороны органов местного самоуправления. К государственным методикам бизнес-планирования, наиболее широко используемым на территории Российской Федерации можно отнести следующие:
− Макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на финансирование из Бюджета развития РФ (Приложение 1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 №1470) (URL: http://www.siora.ru; http://www.md-bplan.ru).
− Макет к бизнес-плану Российского Агентства малого и среднего бизнеса и требования к бизнес-плану, разработанные Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (URL: http://www.siora.ru; http://www.delo.ru).
− Методические рекомендации по подготовке бизнес-плана, разработанные в рамках проекта ТАСИС Европейским Союзом для Новых Независимых Государств, основанные на требованиях UNIDO (URL: http://www.siora.ru; http://www.delo.ru).
Наибольшей популярностью в Российской Федерации пользуется методика разработки бизнес-плана, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 №1470. Данная методика используется практически во всех субъектах Федерации, во всех муниципальных образованиях, когда речь идет о государственной поддержки инвестиционного проекта, которая может выражаться в следующих видах:
− полное или частичное финансирование проекта за счет средств Бюджета развития;
− предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков;
− конкурсная продажа, приватизация объектов государственной (муниципальной) собственности;
− акционирование бывших государственных (муниципальных) предприятий;
− конкурсное распределение прав на эксплуатацию (разработку) природных ресурсов.
Данная методика регламентирует содержание и структуру разделов бизнес-плана, основные виды показателей коммерческой и бюджетной эффективности проекта, основных видов финансовых показателей. В целом она соответствует международным стандартам бизнес-планирования (методике UNIDO) и позволяет использовать для расчета интегральных показателей эффективности проекта стандартные программные средства.
Корпоративные методики.
В российской и международной практике бизнес-планирования существует большое количество корпоративных методик, разрабатываемых и используемых отдельными компаниями и банками. В целом корпоративные методики также соответствуют требованиям международной методики UNIDO, при этом делая более сильный акцент на отдельных содержательных и аналитических моментах бизнес-плана, подаваемого претендентом на рассмотрение, в соответствии со спецификой своей деятельности.
Например, лизинговые компании при рассмотрении инвестиционного бизнес-плана претендента основное внимание обращают на блок вопросов и плановых расчетов, связанных с предоставлением кредита в виде лизинга оборудования, срока погашения кредита, размера и графика лизинговых платежей, бухгалтерского учета и порядка списания оборудования принимаемого на лизинг.
Коммерческие банки основное внимание при рассмотрении бизнес-плана претендента обращают на залоговое и гарантийное обеспечение предоставляемого кредита, на структуру и размер оборотного капитала, прибыли и ликвидности активов компании, необходимых для расчета оптимального графика погашения кредита. В Российской Федерации практически каждый институциональный инвестор, коммерческий банк имеет собственную методику разработки и предоставления бизнес-плана претендентом на получение финансирования. Это во многом связано с продолжающимся процессом становления и развития банковской системы, недостатков в нормативно-правовом регулировании банковской и инвестиционной деятельности.
- 2. Тема «структура и виды бизнес-плана»
- 2.1. Сущность, роль и функции бизнес-планирования Роль, значение и формы планирования в управлении бизнесом
- Приоритеты в долго- и краткосрочном планировании
- 1.2. Структура и стандарты бизнес-плана. Методики бизнес-планирования. Назначение, виды и структура бизнес-плана
- 2. Тема «структура разделов бизнес-плана»
- 2.2. Разработка и представление производственного плана.
- 3. Используемые производственные технологии (их доступность, защищенность па-
- 3. Калькуляция постоянных и переменных издержек производства.
- 2.3. Разработка и представление плана маркетинга. Методы конкурентного анализа. Организационный план. Структура и содержание маркетингового плана
- 2.4. Разработка и представление финансового плана.
- 2. Показатели рентабельности:
- 2.1. Показатель рентабельности продаж: