Лекция 12. Система денежных расчетов и платежный механизм. Система межбанковских расчетов
Все хозяйственные сделки обязательно завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную формы. Безналичные расчеты — это денежные расчеты, выполняемые путем записей по счетам в банках, при которых деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты осуществляются на основе совокупности принципов их организации, форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П и договором о корреспондентских отношениях.
Безналичный денежный оборот включает расчеты между:
— предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных организациях;
— юридическими и физическими лицами, банками по получению и возврату кредита;
— юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
— физическими лицами и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по получению бюджетных средств.
Основу ее составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчетно-денежная документация.
Ускорение процесса реализации продукции и оборачиваемости оборотных средств во многом зависит от рациональной организации расчетов.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
Расчеты по товарным операциям — это расчеты за отгружаемую предприятиями продукцию, которые сопровождаются движением платежных документов и денег.
Расчеты по нетоварным операциям — это расчеты с финансовой системой по уплате процентов за кредит и комиссионных с вышестоящими и прочими организациями.
Расчетные операции отличаются по способу платежа, в котором отражаются характер его источника и форма движения.
Применяются следующие способы платежа:
- перечисление денежных средств с расчетных (других) счетов плательщиков на счета получателей;
- зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачетной суммы;
- гарантированный платеж получателю, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без создания такового.
Виды платежа следующие: полной суммой, частями, а также по сальдо взаимных требований.
Принципы организации расчетов:
1-й принцип: безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам, — как физическим, так и юридическим лицам — для хранения и перевода средств;
2-й принцип: платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете;
3-й принцип: свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков;
4-й принцип: принцип срочности платежа. Срочный платеж может осуществляться: до начала торговой операции, немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции, в соответствии со сроками по договору. Досрочный платеж — выполнение денежных обязательств до истечения оговоренного договором срока. Отсроченный платеж — это когда при невозможности погасить денежное обязательство в намеченный срок осуществляется продление первоначального срока. Просроченным платеж считается при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кредита при наступлении срока платежа;
5-й принцип: принцип обеспеченности платежа. Предполагает наличие у плательщика или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
Действующими нормативными актами предприятиям дано право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
Счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Счета различаются по их назначению, по валюте учета, по субъектному составу их владельцев, по объему осуществляемых операций и другим признакам.
В соответствии с характерам деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки вправе открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания основной деятельности выделяется расчетный счет.
Расчетный счет является основным счетом предприятия и открывается в порядке, установленном законодательством РФ, для ведения расчетно-денежных операций по его деятельности.
Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств. Расчетные счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от вне реализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений. С расчетных счетов осуществляются расчеты с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по оплате труда, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также платежи по решениям судов и других органов (имеющих право принимать решение о взыскание средств со счетов предприятий в бесспорном порядке) и др.
Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. Банк выдает клиенту выписки по счету по мере совершения операций.
Предприятиям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и представительства коммерческих организаций), расположенные отдельно и осуществляющие все или часть функций предприятия (что должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица или в решении о создании филиалов юридическим лицом), по ходатайству владельца основного счета могут быть открыты субрасчетные счета. Субрасчетные счета могут быть открыты и на имя самого юридического лица. Субрасчетные счета открываются по месту нахождения филиалов (отделений) и представительств в таком же порядке как открывается расчетный счет.
Операции по таким счетам ограничены и осуществляются, как правило, по разрешению головной организации в соответствии с конкретным перечнем операций, который она устанавливает согласно требованиям действующего законодательства.
Субрасчетные счета предназначаются для расчетов с поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также для зачисления платежей покупателей, поступающих за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности и оказанные услуги. Основное назначение этих счетов — аккумуляция поступающей выручки филиалов (отделений) и представительств юридического лица для последующего перечисления на расчетный счет юридического лица и производства расчетов. Выдача наличных денег с этих счетов, в том числе и на заработную плату, как правило, не предусматривается.
Обособленному структурному подразделению, состоящему на отдельном балансе, по ходатайству коммерческой организации может быть открыт самостоятельный расчетный счет в обслуживающем ее банке.
Субрасчетный счет учитывается на тех же балансовых счетах, что и расчетные — в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.
В соответствии со ст. 90 ГК РФ и ст. 34 Закона «Об акционерных обществах» на момент регистрации общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества их уставный капитал должен быть оплачен учредителями в размере не менее 75%. Согласно п. 1.1 Положения «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденного Указом Президента от 8 июля 1994 г. № 1482, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть представлен документ, подтверждающий соответствующую оплату. Для зачисления учредителями денежных средств в уставный фонд на имя создаваемого юридического лица открывается временный (накопительный) счет в кредитной организации по месту государственной регистрации юридического лица.
Временные расчетные счета учитываются в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Данный счет открывается на том же балансовом счете, что и по основной деятельности.
Текущие счета открываются по законодательству РФ юридическим лицам — резидентам, являющимся некоммерческими организациями. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.
Текущие счета предназначены для осуществления расчетных операций в соответствии с целями деятельности, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Текущие счета предназначаются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, учета сумм полученных кредитов и иных поступлений, расчетов с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решение о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др.
Текущие счета могут открываться филиалам (отделениям) и представительствам юридических лиц, а также филиалам (отделениям) и представительствам при предоставлении ходатайства юридического лица. По текущим счетам могут проводиться расчетные операции, связанные с оплатой труда, административно-хозяйственными расходами и т.д.
Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет бюджетов для целевого их использования.
Остатки неиспользованных средств на бюджетном счете распорядителя бюджетных средств перечисляются его платежным документом на счет органа федерального казначейства.
Бюджетные счета распорядителей бюджетных средств открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет федерального и местного бюджетов для целевого их использования.
Текущие счета по внебюджетным средствам открываются предприятиям и организациям, состоящим на федеральном или местных бюджетах. Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из бюджета соответствующего уровня. В основном, это средства, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.
Банки имеют право открывать клиентам на определенный срок накопительные счета для зачисления средств. Расходование средств с этих счетов не допускается.
Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке расчетные (текущие) счета клиентов. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей.
На счетах учета операций по расчетным (текущим) счетам клиентам могут открываться в установленном порядке отдельные лицевые счета для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и другие цели. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производится на договорных условиях на том же балансовом счете, где учитываются операции по расчетным (текущим) счетам. При этом не должна нарушаться действующая очередность платежей. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетных (текущих) счетов. Кредитные организации осуществляют контрольные функции в пределах, определенных договорами.
Если на капитальные вложения выделяются бюджетные средства, то эти операции совершаются в порядке, изложенном в рамках ведения операций с бюджетными средствами.
Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам)
1. В обозначении счета текстом показываются следующие данные: цифровой номер лицевого счета; по кредитным счетам — цель, на которую выдан кредит — текстом, номер кредитного договора, размер процентной ставки, срок погашения кредита, цифровое обозначение группы кредитного риска, по которой начисляется резерв на возможные потери по кредитам, другие данные по решению банка. На каждый отдельный показатель открывается отдельный лицевой счет. Если семь знаков номера лицевого счета и четыре знака номера отделения излишни, то свободные знаки этих разрядов банками не используются. Свободные знаки обозначаются нулями. Так, например, номер лицевого счета коммерческой организации, обслуживаемой в головном отделении банка, имеет следующий вид:
40702810K0000000XXXX,
где «хххх» — номер лицевого счета. Контрольный ключ введен для проверки правильности набора номера счета с целью уменьшения числа ошибочно посланных платежей.
Для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентам в уполномоченном банке параллельно открываются транзитный и текущий валютные счета. Валютная выручка в полном объеме поступает
на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета, который, в свою очередь, в течение семи дней должен дать поручение уполномоченному банку на ее продажу. По получении указанного извещения предприятие дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк, выполняя поручение клиента, не позднее следующего рабочего дня после его получения депонирует 50% валютной выручки на свой отдельный лицевой счет «Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на валютном рынке», который открывается на балансовом счете 60322, и осуществляет ее продажу в течение семи рабочих дней от даты зачисления на указанный лицевой счет (включая день зачисления). По поручению предприятий уполномоченные банки продают средства в иностранной валюте: другому предприятию, на межбанковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.
Инструкция ЦБР от 12 октября 2000 г. № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операции по этим счетам», а также последовавшее за ней указание № 922-У от 22.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 года № 61» определяют перечень возможных операций по счетам нерезидентов, а также правила их бухгалтерского отражения. В отличие от инструкции № 16 от 16.07.1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации», которая действовала до сих пор, инструкция № 93-И не ограничивает количества счетов, одновременно открываемых нерезиденту.
Для учета операций нерезидентов в валюте Российской Федерации предусмотрено открытие отдельных аналитических счетов на новых синтетических счетах второго порядка, которые вводятся в План счетов согласно указанию № 922-У:
30122 — «Корреспондентские счета банков-нерезидентов в валюте Российской Федерации — счета типа "К" (конвертируемые)»;
30123 — «Корреспондентские счета банков-нерезидентов в валюте Российской Федерации — счета типа "Н" (неконвертируемые)»;
40813 — «Физические лица — нерезиденты — счета типа "ф"»;
40814 — «Юридические и физические лица — нерезиденты — счета типа "К"»;
40815 — «Юридические и физические лица — нерезиденты — счета типа "Н"».
Таким образом, тип счета ("Ф", "К" или "Н") зависит от синтетического счета и определяет круг доступных по счету операций.
Каждое предприятие может иметь в банке только один основной счет; расчетный или текущий. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекта документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании, по которому банк берет на себя обязательства по проведению расчетов, обеспечению сохранности и возврату средств, а также конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента, а клиент несет ответственность за достоверность документов по проведению операций по счетам.
Большинство банковских услуг (начиная с простых рублевых переводов по платежным поручениям и заканчивая расчетами с использованием аккредитивов и сделками привлечения/размещения) включают в себя этап перевода безналичных средств между кредитными учреждениями. Эти переводы осуществляются с использованием специальных счетов, которые называются корреспондентскими. Корреспондентские счета могут быть открыты коммерческим банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. В настоящее время в российской банковской системе существует несколько типов корреспондентских счетов. Это, прежде всего, корсчета, открытые в Центральном Банке Российской Федерации. Также банк имеет возможность открыть корсчет в Сберегательном банке РФ, который обладает своей расчетной системой. Еще одной возможностью является установление прямых корреспондентских отношений между банками или открытие корсчетов в различных клиринговых палатах или банках. Также, несомненно, важную роль для каждого многофилиального банка играют расчеты между филиалами через корреспондентские счета, открытые в головном банке.
Основной проблемой при определении своей политики для банка является оптимальный выбор возможных вариантов открытия корреспондентских счетов. Установление тех или иных схем корреспондентских отношений требует от банка оценки и всестороннего анализа спектра операций, которые будут осуществляться через каждый корреспондентский счет, стоимости этих операций и их доходности. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России называется национальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной системы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).
Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах корреспондентских счетов — счета ЛОРО и счета НОСТРО.
Корреспондентский счет ЛОРО — корреспондентский счет, открываемый банком-корреспондентом1 банку-респонденту2, по которому банк-корреспондент осуществляет операции по перечислению и зачислению средств в соответствии с действующим законодательством и договором.
1.Банк-корреспондент — кредитная организация (филиал), открывшая корреспондентский счет (счет ЛОРО) другой кредитной организации (филиалу) (банку-респонденту) и выполняющая по этому счету операции, предусмотренные договором между ними.
2.Банк-респондент — кредитная организация (филиал), открывшая корреспондентский счет в другой кредитной организации (филиале) и являющаяся его распорядителем.
Он же является корреспондентским счетом НОСТРО в банке-респонденте.
Счет ЛОРО является пассивным счетом. Счет ЛОРО банк открывает своему банку-корреспонденту на своем балансе. Принято говорить, что «для банка открыт счет ЛОРО в расчетном банке».
Счет НОСТРО является активным счетом, т.е. на нем отражаются средства банка, открывшего этот счет в другом банке. Счет НОСТРО открывается банку в рамках какой-либо расчетной системы. Частным случаем расчетной системы может служить установление прямых корреспондентских отношений. Принято говорить, что «банк имеет счет НОСТРО в расчетном банке».
Счета ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга. Остаток и обороты по счету НОСТРО выверяются на основании выписки по счету ЛОРО.
Например, рассмотрим открытие корреспондентского счета коммерческого банка в ЦБ РФ. В балансе коммерческого банка это будет лицевой счет, открытый на балансовом счете 30102. Этот счет называется счетом НОСТРО. В балансе коммерческого банка он является активным.
Соответствующий ему зеркальный счет ЛОРО открывается на балансе ЦБ РФ (РКЦ). Этот счет является пассивным и он открывается на балансовом счете 30101.
Основным инструментом для совершения безналичных платежей в Российской Федерации является система валовых расчетов Банка России.
Согласно ей, на территории Российской Федерации расчеты между учреждениями коммерческих, кооперативных банков и другими кредитными учреждениями (далее учреждения банков) производятся расчетно-кассовыми центрами Центрального Банка Российской Федерации (РКЦ), организованными в местах нахождения учреждений банков. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ.
Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете № 30101 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» — коммерческим, кооперативным и другим кредитным учреждениям; учреждениям Сберегательного банка РФ; учреждениям Внешэкономбанка России. Для открытия корреспондентского счета в РКЦ заключается договор о корреспондентских отношениях и представляется заявление учреждения банка, образцы подписей и оттиска печати.
Порядок взаимоотношений по осуществлению расчетов регулируется Положением ЦБ РФ «О проведении безналичных расчетов в Российской Федерации» и договором о корреспондентских отношениях.
Тарифная политика ЦБ РФ направлена на внедрение клиентами электронных платежей. Самые низкие тарифы установлены по электронным платежам, самые высокие — по платежам на бумажной основе.
Для внедрения электронных межбанковских расчетов Банком России в 1993 г. была обследована структура платежного оборота более чем в 90% регионов страны. Было установлено, что основная масса по сумме приходится на крупные платежи свыше 100 млн. неденоминированных рублей. Все платежи, крупные и мелкие по количеству и сумме, совершаются в основном внутри регионов. Этот факт послужил основанием для первоочередного введения внутрирегиональных электронных расчетов по крупным платежам, а затем и межрегиональных электронных расчетов. С середины 1990-х гг. Центральный Банк России начал электронные расчеты в порядке эксперимента, а затем в 1998 г. перешел к этому виду расчетов как к основному.
Переход к электронному обмену полноформатными расчетными документами без сопровождения на бумажных носителях между ЦБ РФ и кредитными организациями был осуществлен в московском регионе со второго квартала 1998 г. На данный момент в неполном формате допустимо обслуживание расчетных документов, не превышающих по сумме 5000 руб. Среди межбанковских расчетов, осуществляемых ЦБ РФ, основную долю (до 80%) занимают внутрирегиональные платежи. Во многом это обусловлено собственными операциями банков, которые они активно применяют, по купле-продаже валюты, краткосрочным межбанковским кредитам, банкнотным сделкам и сделкам по купле-продаже ценных бумаг.
Прогрессивные технологии расчетных операций отрабатывались Банком России первоначально в московском регионе — главном финансовом центре страны, сосредоточившем 85% денежных средств государства и имеющем достаточные телекоммуникационные и вычислительные ресурсы. С 1997 г. в Москве была внедрена многорейсовая обработка платежей учреждений Банка России, находящихся на обслуживании в межрегиональном центре информатизации (МЦИ) при ЦБ РФ. С 26 июля 2002 года порядок такой обработки регламентирован Указанием ЦБР от 20.06.2002 г. № 1160-У. Многорейсовая обработка платежей означает проведение нескольких (в московском регионе — пяти) рейсов приема, обработки и исполнения пакетов электронных документов в течение рабочего дня и в результате — безотзывный перевод средств по счетам участников расчетов. Рейс представляет собой комплекс операций, связанных с приемом и обработкой поступивших в систему платежей, которые проводятся в интервале времени, установленном в соответствии с графиком.
По результатам обработки рейса МЦИ при ЦБ РФ формирует для каждого участника расчетов реестр проведенных платежей. Этот реестр содержит следующие обязательные реквизиты: входящий остаток по счету на начало рейса; платежи, зачисленные на счет; платежи, списанные со счета; исходящий остаток по счету на момент окончания обработки рейса. И далее — как справочная информация — задержанные платежи из-за отсутствия средств на счете, перечень непринятых платежей с указанием причин, суммы кредитов Банка России, перенесенных на счета просроченных ссуд, суммы депозитов, размещенных в Банке России и возвращенных им.
Во всех рейсах платежи проводятся в пределах остатка по корсчету кредитной организации с учетом поступлений текущего дня; в последнем рейсе ЦБ РФ в рамках установленных лимитов банку может быть предоставлен овернайт.
Платежи через корреспондентский счет осуществляются в пределах остатка на счете участника расчетов на момент проведения операции. Каждый платеж проводится индивидуально и время его исполнения не зависит от местонахождения участников системы. Все платежи проводятся по счету немедленно после их поступления, т.е. являются безотзывными и окончательными. Как уже отмечалось выше, все платежи в рамках расчетной системы Центрального Банка РФ подразделяются на:
• внутрирегиональные,
• межрегиональные,
• платежи с применением авизо.
Последний тип платежей используется для расчетов с теми регионами, которые еще не являются участниками электронных расчетов. Дело в том, что для подключения расчетно-кассового центра к системе электронных расчетов требуется специальное программно-аппаратное обеспечение.
Внутрирегиональные платежи — это платежи, осуществляемые в рамках одного ГРКЦ (головного расчетно-кассового центра) или в рамках одного региона. Межрегиональные платежи — это переводы средств в другие регионы. Такое деление платежей обусловлено, прежде всего, различной технологией их обработки в РКЦ.
Как следствие, у этих платежей различная себестоимость и учреждения ЦБ взимают различные комиссии с внутрирегиональных и межрегиональных платежей. Для однозначной адресации платежей в рамках расчетной системы Центрального Банка РФ каждый банк имеет свой собственный банковский идентификационный код (БИК). БИК выражается девятизначной цифрой. Он пришел на смену шестизначному коду МФО, который существовал в России (СССР) начиная с 1930-х гг. и до середины 1990-х гг. БИК ЦБ РФ имеет следующую структуру:
Здесь СС — код страны (для России — 04);
РР — это код региона (г. Москва — 45);
ЦЦ — два последних разряда условного номера учреждения Банка России;
ННН — номер кредитного учреждения. Он принимает значения: 000 — для районных и межрайонных РКЦ, 001 — для ГРКЦ, 002 — для других учреждений и подразделений ЦБ, и от 201 до 999 — для кредитных организаций.
Благодаря приведенной кодификации БИК однозначно идентифицирует кредитное учреждение в рамках системы расчетов Центрального Банка.
В ближайших планах Центрального Банка России стоит переход на систему расчетов в режиме реального времени.
Внутрибанковские расчеты осуществляются, минуя корсчета. Расчеты между РКЦ проводятся через систему межфилиальных оборотов. Операции друг у друга РКЦ осуществляют на основании авизо, т.е. официального извещения о выполнении расчетной операции. Они могут быть почтовыми и телеграфными, а также дебетовыми или кредитовыми в зависимости от содержания операции.
Важное место в системе межбанковских расчетов занимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги. Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить их баланс и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает управление ими. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Организацию клиринговых расчетов могут брать на себя специальные небанковские структуры клиринговые центры и расчетные палаты, которые в сферу своей деятельности могут включать и межрегиональные расчеты.
Расчеты по данной схеме могут осуществляться только в рамках банков-участников. В то же время банки-участники могут располагаться в различных регионах, тем самым обеспечивая ускоренное прохождение межрегиональных платежей. Технология прохождения межрегионального платежа в этом случае будет следующей: КБ1 направляет платеж в КБ2 (находящийся в другом регионе), который, в свою очередь, осуществляет внутрирегиональный платеж через корсчет в РКЦ.
Клиринг может осуществляться двумя способами (по двум моделям) — без предварительного депонирования средств участников расчетов в клиринговом учреждении и с предварительным депонированием средств.
В первом случае каждому участнику открывается счет, называемый транзитным счетом-позицией, записи по которому не отражают реального движения ресурсов, а несут счетный характер. После окончания приема документов рассчитывается сальдо каждого из участников взаимозачетов. По результатам расчетов составляется оборотно-сальдовая ведомость и передается местному учреждению ЦБ. Центральный банк списывает дебетовый сальдо со счетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский счет клирингового учреждения. Со своего корреспондентского счета клиринговое учреждение осуществляет платежи банкам, имеющим положительный результат зачета (кредитовое сальдо).
Клиринг по модели с предварительным депонированием средств на корсчетах в клиринговом центре является более сложным.
Рассмотрим его на примере. Пусть в начале операционного дня на счете банка А было 0 руб., а на счете банка Б — 6 млн. руб. В течение дня были обработаны следующие платежи. Банк А передал распоряжение на перечисление банку Б 15 млн. руб., а банк Б — распоряжение на перечисление банку А 20 млн. руб. В результате клирингового сеанса у банков появляются денежные средства, которыми они могут распоряжаться.
Расчеты по прямым корреспондентским отношениям начали применяться банками в современной банковской системе России практически с самого начала ее становления (т.е. с начала 1990-х гг.). Эти расчеты выступали в начале 1990-х гг. как альтернатива неудовлетворительно работавшей в то время сети Банка России. Данная схема является, по сути, частным случаем схемы расчетов через расчетную сеть коммерческих банков. Отличие этой схемы от схемы расчетной сети коммерческих банков может еще состоять в том, что возможен вариант, когда банки взаимно открывают друг у друга корсчета. В настоящее время доля рублевых расчетов по прямым корреспондентским отношениям невелика. Это связано, прежде всего, с налаживанием качественных быстрых расчетов через сеть Центрального Банка России. Кроме того, прямые корреспондентские отношения требуют отвлечения ресурсов, что не всегда является выгодным.
Тем не менее, расчеты по данной схеме корреспондентских отношений применяются при расчетах в иностранной валюте с иностранными контрагентами. В качестве технической поддержки данных расчетов используется сеть S.W.I.F.T.
Осуществление расчетов между филиалами одной кредитной организации через головной расчетный центр является очень перспективной схемой.
Возможны два варианта схем корреспондентских отношений для филиалов кредитной организации.
Корсчета филиалов в головном банке
Рис. Схема корсчетов филиалов с корсчетами в РКЦ
Первая схема предполагает наличие у филиала двух корреспондентских счетов — в РКЦ и в головном банке
При этом филиал имеет возможность выбора — каким маршрутом осуществлять платеж — через корсчет в РКЦ или через корсчет в головном банке.
Данная схема может применяться в том случае, если филиал банка расположен не в одном регионе с головным банком. В этом случае наличие двух корсчетов оправдано, так как внутрирегиональные расчеты филиал может проводить через корсчет в местном РКЦ, расчеты с банками, которые находятся в том же регионе, что и головной банк — через корсчет в головном банке. Платежи в другие регионы могут осуществляться как через один, так и через другой корсчет.
Эта схема имеет существенные преимущества в том случае, если филиалы располагаются в одном регионе (обслуживаются в одном РКЦ). При этом платежи «филиал-филиал» являются для банка внутренними со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время весьма часто для осуществления расчетов между Банком и корреспондентом применяется в настоящее время система «Клиент-Банк» («Электронный клиент»).
Система электронных расчетов (СЭР) предназначена для ускорения выполнения платежных операций между банком и клиентом, а также для улучшения контроля за этими операциями. Ускорение достигается за счет замены бумажных платежных документов на электронные с возможностью быстрой передачи последних по каналам связи, а также полной автоматизации обработки электронных документов.
Электронные документы, применяемые в СЭР, идентичны бухгалтерским документам, используемым в соответствии с нормативными актами Центрального Банка России, и являются основанием для осуществления бухгалтерских записей. Таким образом, использовать подобную систему банку удобно потому, что корреспондент заполняет форму платежного документа, предусмотренную банком в соответствии с действующим законодательством.
Для обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов используются специальные процедуры, включающие:
— подписание документов, осуществляемое специальным кодом, который формируется на основе содержимого документа и известного только подписывающему лицу секретного ключа;
— защиту электронных документов от несанкционированной модификации и просмотра при возможном перехвате в канатах связи, которая осуществляется путем маскирования;
— обязательную проверку соответствия содержимого документа требованиям системы защиты от несанкционированного доступа;
— систему паролей для ограничения доступа, обеспечивающую защиту электронных документов от несанкционированной модификации или уничтожения.
Программный комплекс электронных расчетов включает в себя ряд функций, в их числе:
подготовка документов;
контроль, подписание и передача на отправку;
запросы дополнительных данных по счетам;
отправка и прием почты;
просмотр и печать принятых из банка документов;
просмотр архива;
управление системой.
Технология осуществления платежей предусматривает следующие этапы работы.
Подготовка платежных документов.
На данном этапе клиент представляет в банк платежные документы установленной формы. При этом он выводит на экран ПЭВМ электронную форму документа и заполняет в ней реквизиты согласно наименованиям полей. После заполнения документа клиент распечатывает платежный документ; первые экземпляры подлинных платежных документов с печатью и подписями клиент направляет в банк в сроки, регламентированные соответствующими подразделениями банка. При этом клиент несет ответственность за то, что каждый электронный платежный документ, подготовленный для передачи в банк, должен соответствовать подлинному платежному документу.
Контроль, подписание и передача на отправку.
Автоматический контроль правильности заполнения электронных платежных документов осуществляется в два этапа — на этапе заполнения документа клиентом и на этапе приема документов компьютером банка. При заполнении документа осуществляется автоматический контроль его даты и номера, а также проверка на присутствие обязательной информации в соответствующих полях документа.
На этапе приема документов компьютером банка осуществляется автоматический контроль соответствия электронной подписи содержимому документа, правильности указанного номера счета клиента, контроль на дублированные документы, проверка платежных реквизитов и наличия средств на счете.
В случае несовпадения каких-либо данных никакие операции по документу в банке не проводятся и документ подлежит возврату клиенту для повторного оформления. Ссылку на такие платежные документы, включающую номер, тип, дату передачи документа и причину отказа, клиент получает в извещении об этапах прохождения документов.
После заполнения электронной формы платежного поручения клиентом осуществляется защита пакета документов от несанкционированного доступа и отправка его в банк по каналам связи. Временной режим.
Клиент может установить круглосуточную связь с банком (программно-аппаратный комплекс банка будет находиться в режиме ожидания), причем активной стороной при налаживании связи и в процессе приема-передачи сообщений является клиент. Принятые от клиента пакеты документов и запросы проходят автоматическую обработку компьютером банка (при этом в соглашении между банком и корреспондентом обычно оговаривается, в какое время будет производиться обработка).
Выписка из расчетных (валютных, текущих, корреспондентских) счетов предоставляется клиенту по закрытию операционного дня банка.
При использовании этой системы может возникнуть ситуация, когда банк отказывается от исполнения электронного платежного документа по следующим основаниям:
— несоответствие содержимого документа требованиям системы защиты от несанкционированного доступа;
— неверно указан номер счета клиента;
— недостаток средств для проведения операции на счете клиента;
— отсутствие номера счета или наименования получателя, или неверно указаны платежные реквизиты.
Обычно аппаратные средства регламентируются банком и предполагают следующее:
Клиент (корреспондент) должен иметь компьютер с характеристиками, не ниже оговоренных банком (при этом совсем не обязательно иметь компьютер с самым совершенным процессором, обычно достаточно, чтобы он был IBM-совместимым); требования к операционной системе зависят от того, под какую систему была написана программа «Клиент-Банк»; обязательным условием является наличие русифицированного принтера. Система передачи данных в электронном виде предусматривает наличие модема для пересылки информации по телефонным линиям (одной из проблем, связанных с передачей данных по телефонным линиям, может стать плохое качество связи — устаревшее оборудование телефонных станций). Кроме этого оборудования, которым должен обладать корреспондент, банк предоставляет ему (на платной основе) программу «Клиент-Банк» и оборудование для электронной подписи документов. Например, это могут быть адаптер и элементы памяти «TOUCH MEMORY», представляющие собой микрочипы с зашифрованными в них данными (электронными подписями) руководителя и главного бухгалтера корреспондента.
Как правило, банк сам разрабатывает программу «Клиент-Банк», делая ее совместимой со своим «Операционным днем» и другими программами. Используя такую систему, корреспондент может эффективно работать со своим счетом, постоянно контролировать движение средств по корреспондентскому счету и наблюдать за ним. Еще одним преимуществом системы «Клиент-Банк» является возможность управлять счетом из любого места, где есть телефонная линия. В связи с тем, что подписывать платежные документы имеют право только лица, уполномоченные на это, можно осуществлять оперативное управление счетом практически из любого места, установив систему «Клиент-Банк» на компьютер типа Notebook со встроенным модемом и имея под рукой телефонную линию. Или, например, можно использовать систему «клиент-банк» в случае выхода из строя одного из компьютеров, установив за несколько минут дубликат программного обеспечения на другой компьютер.
Неудобством для корреспондента можно считать ситуацию, когда он имеет несколько корреспондентских счетов в разных банках и использует несколько систем «Клиент-Банк», хотя и этот минус можно исправить, используя интерфейс, позволяющий адаптировать несколько систем в одну.
Лекция 13. Формы расчетов и платежные документы
Примерно 3/4 платежного оборота — это расчеты по товарным операциям, остальная часть — это расчеты с бюджетом, государственными органами и кредитными учреждениями. По территориальному признаку расчеты бывают одногородними (местными) и иногородними.
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. систему оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм документов для безналичных расчетов:
1) платежное поручение — письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;
2) платежное требование — требование поставщика к покупателю оплатить стоимость выполненных работ на основании приложенных документов. Этот документ выписывается поставщиком на основании фактического исполнения услуги на стандартном бланке и направляется в банк покупателя. Возможен прием требований на инкассо. Платежные требования-поручения поставщика могут быть оплачены только после акцепта плательщика. В банковской практике существуют следующие формы акцепта:
— положительный — плательщик заявляет в письменной форме о своем согласии;
— отрицательный — плательщик заявляет в письменной форме только об отказе от оплаты;
— предварительный — плательщик заявляет о своем согласии на оплату до списания денег с его счета. Расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил о своем отказе в течение 5-ти рабочих дней;
3) аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногородних расчетах и только с одним поставщиком.
Аккредитив может быть:
1.покрытый (депонированный), при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиками;
2.непокрытый (гарантированный), по которому платежи поставщику гарантирует банк.
Кроме того, аккредитив может быть: отзывной, т.е. он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом, и безотзывный — не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.
Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя.
Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Существуют простой и переводной векселя. Простой вексель выписывает сам плательщик. Переводной вексель тратта — это приказ векселедателя плательщику об уплате вексельной суммы третьему лицу. Участвуют: трассант (векселедатель) — трассат (плательщик) — ремитент (векселедержатель — получатель платежа). Вексель передается из рук в руки с помощью передаточной надписи — индоссамента. Срок платежа по векселю — это обязательный реквизит. Вексельная форма расчетов предполагает обязательное участие в ней банков, в частности инкассирование банками векселей, т.е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Приняв вексель на инкассо, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилианта, т.е. выполнять поручение своего клиента-плательщика по своевременному совершению платежа по векселю.
К сроку платежа клиент-плательщик обязан обеспечить необходимую сумму на отдельном счете. В противном случае банк отказывает в платеже и вексель протестуется против векселедателя.
Банковский вексель — это одностороннее обязательство банка — эмитента векселя об уплате обозначенному в нем лицу или по его приказу определенной денежной суммы в установленный срок.
Кроме перечисленных выше банки исполняют инкассовые операции. Инкассо (инкассирование) в общем виде — получение, передача и предъявление для платежа векселя, тратты, чека или другого документа инкассирующим банкиром для клиента и последующее направление результирующих денежных средств на счет этого клиента.
Стандартные международные правила, которые определяют роль и ответственность банков в инкассировании, сформулированы Международной торговой палатой и опубликованы в Унифицированных правилах по инкассо (URC), которые вступили в силу 1 января 1979 г. Следует иметь в виду, что банк занимается инкассированием документов, а не долга, поэтому он старается не вникать в суть коммерческих сделок, лежащих в основе инкассируемых финансовых документов.
Различают внешнее и внутреннее инкассо. Под внешним инкассо подразумевается банковская операция, когда по поручению экспортера банк берет на себя обязательство получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от какого-то лица, находящегося за границей. При внутреннем инкассо по поручению уже иностранного поставщика банк помогает иностранному банку получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от некоего лица в России (юридического или физического).
При осуществлении инкассирования в банке происходит обработка двух типов документов:
— финансовых документов, представляющих собой переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки или другие документы для получения платежа;
— коммерческих документов, не являющихся финансовыми документами (коносамент, транспортная накладная, копии счета-фактуры, страхового полиса или сертификата и т.д.).
Инкассо также может быть чистым, когда инкассируются только финансовые документы, не сопровождающиеся коммерческими документами; может быть и документарное инкассо, когда обрабатываются и финансовые, и коммерческие или только коммерческие документы.
Таким образом, более полное определение инкассо следующее.
Инкассо — это обработка банками документов по полученным указаниям с тем, чтобы: получить акцепт или, если необходимо, платеж; предоставить коммерческие документы против акцепта или, если необходимо, против платежа; предоставить документы на основе других требований и условий.
При осуществлении банковских операций по инкассо пользуются следующей терминологией.
Доверитель — клиент, доверяющий проведение операций инкассирования своему банку.
Банк-ремитент — банковское учреждение, которое по поручению доверителя осуществляет операции инкассирования. Инкассирующий — любой банк, за исключением банка-ремитента, который участвует в процессе обработки инкассового поручения. Представляющий банк — инкассирующий банк, который выполняет представление трассату, т.е. лицу, обязанному уплатить по инкассо-поручению.
В случаях, когда осуществляется чистое инкассо, банк-ремитент получает требования об оплате переводного векселя при предъявлении простого векселя или чека или об акцепте срочного переводного векселя.
При документарном инкассо банк может получить указание о передаче коммерческих документов покупателю только после платежа за товары. Такая форма инкассо носит название Д/П (документ против платежа). При документарном инкассо банк может получить указание о передаче коммерческих документов только после немедленного акцепта переводного векселя покупателем. Он носит название ДУА (документы против векселя).
При осуществлении инкассирования каждый банк, участвующий в этой цепочке, получает комиссионные из той суммы, которую он пересылает, и эти комиссионные выплачиваются экспортером, иностранным покупателем или распределяются между ними.
Сумму по векселю минус комиссионные инкассирующего банка. Доверитель получает эту сумму за вычетом комиссионных банку-ремитенту
Сумму по векселю. Доверитель получает эту сумму за вычетом комиссионных банку-ремитенту
Сумму, выплаченную трассатом, минус комиссионные инкассирующего банка. Доверитель получает сумму по этому векселю.
Особенности осуществления инкассовых операций
В международной торговле существует множество разнообразных вариантов экономических взаимоотношений, вследствие чего при несоблюдении определенных, часто стандартизированных правил возникают коллизии, могущие повлечь за собой неприятные экономические последствия.
Рассмотрим следующий пример. Предположим, что новгородский банк получает извещение о том, что партия товаров доставлена в новгородский аэропорт и адресована этому банку для доставки клиенту, каковым является АО «Тек». Но банк не получил никаких указаний или информации об этой партии от банка-ремитента за рубежом. При этом представители АО «Тек» ставят банк в известность, что товары заказаны у немецкой фирмы «БХ» и представляют предварительную фактуру как свидетельство имеющегося соглашения. Они утверждают также, что данная партия товаров срочно необходима для производственных целей и любая их задержка чревата большими убытками и производственными потерями. Возникает, естественно, вопрос, как в этом случае должен поступать банк. Хотя в новгородском банке и знают о существовании германской фирмы и АО «Тек», в то же время отсутствует инкассовое поручение, поэтому невозможно установить банк-ремитент, следовательно, нельзя: запросить у этого банка подробности инкассового поручения; определить условия платежа и источник комиссионного вознаграждения.
В соответствии с международными правилами банк может не согласиться быть грузополучателем товаров и может вообще отказаться что-либо предпринимать, а когда поступит инкассовое поручение, он может известить банк-ремитент о действиях, которые берет на себя.
Банк вправе поступить и по-другому: известить германского поставщика или его агента об отказе принять данную партию. Необходимо иметь в виду, что подобные юридически законные действия российского банка не всегда приемлемы в деловой практике. Если банк имеет Ценного клиента в лице АО «Тек», то отказ банка и действия строго по закону не принесут пользы ни германскому экспортеру, ни российскому импортеру.
В этом случае для банка возможны следующие варианты действий. Во-первых, можно принять партию товаров до прибытия инкассового поручения, при этом расходы осуществляются за счет российского предприятия, а германскую сторону следует известить, что банк ожидает указаний. Во-вторых, банк может согласиться, что товары должны быть переданы АО «Тек» под обязательство этого предприятия оплатить данные товары в соответствии с инкассовым поручением, когда оно поступит. Вследствие того, что известна стоимость счета-фактуры (из предварительной фактуры), банк может получить согласие АО «Тек» на передачу этих товаров под немедленный платеж. Полученные таким образом средства помещаются на вспомогательный счет, где хранятся до получения инкассового поручения.
Если импортер отказывается от поступивших в страну товаров, условиями платежа являются Д/П или Д/А, то представляющий должен знать, что делать с товарами, находящимися в данный момент в пункте назначения. В этом случае он должен заключить предварительное соглашение с клиентом о принятии ответственности за защиту. В инкассовом поручении должны содержаться также конкретные указания на случай, если товары не получены клиентом после доставки. Банк может распорядиться о складировании этих товаров или об их страховании.
Когда российский экспортер получает платеж по векселю, выписанному в иностранной валюте, банк-ремитент может кредитовать рублевый эквивалент долларового платежа на счет экспортера, или же долларовый счет доверителя в банке-отправителе будет кредитоваться на сумму долларового платежа. Когда банк-ремитент конвертирует иностранную валюту в рубли, то обменным курсом будет «спот», либо поступления в иностранной валюте должны применяться к форвардному валютному контракту, который предварительно заключается экспортером на продажу этой валюты за рубли по договорному обменному курсу.
Инкассирующий банк за рубежом может получить запрос о переводе иностранной валюты в банк-ремитент одним из следующих способов. Во-первых, за счет кредитования счета «востро» банка-ремитента и извещения банка-ремитента о платеже, осуществляемом по почте, телексу или по системе S.W.I.F.T. Во-вторых, путем перевода денежных средств банка-ремитента банку-корреспонденту. При этом инкассирующий банк должен поставить в известность банк-ремитент вышеперечисленными способами. В-третьих, банковская тратта отправляется авиапочтой в валюте платежа, выписанного на банк в стране этой валюты.
Когда банк нарушает унифицированные правила, он должен делать это в интересах банка-ремитента и доверителя, а импортер не должен иметь никаких льгот, даже если он является клиентом этого банка.
Таким образом, инкассовая форма расчетов связана с кредитными отношениями. Инкассо является основной формой расчетов по контрактам на условиях коммерческого кредита. При этом экспортер выставляет тратту на инкассо для акцепта плательщиком, как правило, против вручения ему коммерческих документов (документарное инкассо); при наступлении срока платежа акцептованные векселя отсылаются для оплаты на инкассо (чистое инкассо). Расчеты в форме инкассо дают определенные преимущества импортеру, основное обязательство которого состоит в осуществлении платежа против товарных документов, дающих ему право на товар: при этом импортеру нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Однако экспортер продолжает сохранять юридическое право распоряжаться товаром до оплаты импортером, если не практикуется пересылка непосредственно покупателю одного из оригиналов коносамента для ускорения получения товара.
Вместе с тем, инкассовая форма расчетов имеет существенные недостатки для экспортера. Во-первых, экспортер несет риск, связанный с возможным отказом импортера от платежа, что может быть обусловлено ухудшением конъюнктуры рынка или финансового положения плательщика. Поэтому условием инкассовой формы расчетов является доверие экспортера к платежеспособности импортера и его добросовестности. Во-вторых, существует значительный разрыв по времени между поступлением валютной выручки по инкассо и отгрузкой товара, особенно при длительной транспортировке груза. Для устранения этих недостатков на практике применяются дополнительные условия:
1) импортер производит оплату против телеграммы банка экспортера о приеме и отсылке на инкассо товарных документов (телеграфное инкассо). Этот вид инкассо не получил широкого распространения;
2) по поручению импортера банк выдает в пользу экспортера платежную гарантию, принимая на себя обязательство перед экспортером оплатить сумму инкассо при неплатеже со стороны импортера. Дополнительная гарантия платежа обычно применяется при расчетах по коммерческому кредиту, так как при отсрочке оплаты возрастает риск неоплаты импортером документов в связи с возможными изменениями в финансовом положении плательщика. Иногда банк импортера авалирует вексель. Аваль (гарантия платежа) — вексельное поручительство. Банк-авалист принимает ответственность за платеж, ставя подпись обычно на лицевой стороне векселя с оговоркой, за кого конкретно выдана гарантия платежа; иначе считается, что аваль выдан за векселедателя переводного векселя (экспортера);
3) экспортер прибегает к банковскому кредиту для покрытия иммобилизованных ресурсов.
Унифицированные правила по инкассо применяются, если стороны включили их применение в договор.
Унифицированные правила предусматривают, что все переводы денег должны сопровождаться инкассовым поручением, которое направляют в инкассирующий банк. В таком поручении должны быть даны полные и точные инструкции, по которым и действуют банки.
Банки, занимающиеся инкассовыми операциями, не несут никакой ответственности за последствия, возникающие в связи с задержкой или утратой в пути любых писем и документов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что расчеты по инкассо более благоприятны для импортера, чем для экспортера.
Кассовые операции коммерческих банков обеспечивают налично-денежный оборот. Предприятия обязаны всю денежную наличность сверх установленных лимитов сдавать в банк. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Банк стремится осуществить выдачу наличных денег за счет поступления их от клиентов, не обращаясь в ЦБР за подкреплением. Для этого банк составляет оперативный кассовый прогноз, а клиенты — кассовые заявки. Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличными. Возможна сдача денег через инкассацию.
Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.
Все виды операций с наличными деньгами обязательно сопровождаются определенным документооборотом, четко регламентированным документами ЦБР.
Выводы
Безналичный денежный оборот (расчет) охватывает расчеты между всеми субъектами рынка. Осуществление безналичных расчетов порождает взаимные межбанковские расчеты, которые проводятся через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.
Для осуществления движения средств между банками корреспондентские счета могут быть открыты коммерческим банком (или для коммерческого банка) в рамках той или иной системы расчетов. Вся совокупность схем корреспондентских отношений в России называется национальной платежной системой финансовых расчетов. Сюда же, как составная часть национальной платежной системы, относятся и международные расчеты с применением корреспондентских счетов, открытых в иностранных банках (или иностранным банкам).
В нашей стране межбанковские расчеты осуществляются через специально создаваемые органы ЦБР — расчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков, через которые банки реализуют весь круг операций, связанных с обслуживанием клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего объекта. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР.
Вся система межбанковских расчетов основана на двух типах счетов — счета ЛОРО и счета НОСТРО. Счета ЛОРО и НОСТРО являются зеркальным отражением друг друга.
Основным инструментом для совершения безналичных платежей в Российской Федерации является система валовых расчетов Банка России.
В настоящее время расчеты осуществляются по сеансовой технологии.
Частным случаем расчетной системы может служить установление прямых корреспондентских отношений между банками.
Внутрибанковские расчеты осуществляются, минуя корсчета. Расчеты между РКЦ осуществляются через систему межфилиальных оборотов.
Важное место в системе межбанковских расчетов занимают клиринговые расчеты, которые проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.
Главный принцип — это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.
Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам. Платежи со счетов должны проводиться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. При этом клиент сам выбирает форму безналичных расчетов. Платеж должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные договором при наличии у плательщика средств на счете в банке.
Предприятия имеют право без ограничений открывать в банках счета различных видов, которые предусмотрены действующим законодательством.
В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки могут открывать расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Каждое предприятие может иметь в банке только один основной счет: расчетный или текущий. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекта документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании, в котором определены права и обязанности банка и клиента.
Форма расчетов включает в себя способ платежа и соответствующий ему документооборот, т.е. систему оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
• платежное поручение — письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств;
• платежное требование — требование поставщика к покупателю оплатить стоимость выполненных работ на основании приложенных документов;
• аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.
Кроме перечисленных существует еще вексельная форма расчетов, которая представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя. Помимо вышеперечисленных банки исполняют инкассовые операции. Инкассо (инкассирование) в общем виде представляет собой получение, передачу и предъявление для платежа векселя, тратгы, чека или другого документа инкассирующим банкиром для клиента и последующее направление результирующих денежных средств на счет этого клиента.
Кассовые операции коммерческих банков обеспечивают налично-денежный оборот. Деньги расходной кассой выдаются в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам, выписываемым бухгалтерией.
Вопросы для повторения
1.Перечислите права и обязанности клиента и банка по договору банковского счета.
2.Каким организациям и для каких целей может быть открыт в банке текущий счет?
3.Как Вы считаете, можно ли со счета недоимщика выплачивать заработную плату сотрудникам предприятия?
4.Какие услуги предлагает банк при организации акционерного общества до получения лицензии?
5.Сколько разрядов включает в себя расчетный счет организации в коммерческом банке и какая информация в нем содержится?
6.Для каких целей и кому открываются счета: «Ф», «Н», «К»?
7.Нарисуйте схему прохождения платежей при прямых корреспондентских отношениях между банками.
8. Какие обязательные данные должны содержать расчетные документы?
Тренировочные задания
1.Покажите направления движения документов, опишите операции и бухгалтерские проводки на всех этапах оплаты платежного поручения на представленной схеме документооборота.
2.Покажите направления движения документов, опишите операции и бухгалтерские проводки на всех этапах оплаты платежного требования на представленной схеме документооборота при расчетах платежными требованиями.
Покупатель (плательщик) |
| Продавец (получатель денежных средств) | ||
|
|
| | | |
Банк покупателя |
| Банк продавца |
Тесты
№1
Безналичные расчеты в российских банках осуществляются с применением:
1) платежных требований и платежных поручений;
2) платежных требований, векселей и платежных требований-поручений;
3) платежных требований и чеков;
4) платежных поручений, векселей и платежных требований.
№2
Расчеты покрытыми аккредитивами предусматривают:
1) открытие аккредитива на специальном балансовом счете в банке-эмитенте;
2) открытие аккредитива на специальном балансовом счете в исполняющем банке;
3) открытие аккредитива в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
№3
Подкрепление корреспондентского счета банка может производиться путем:
1) осуществления проводки: дебет корсчета — кредит кассы;
2) сдачи наличных денег в РКЦ;
3) снятия средств с резервных счетов.
№4
В банковской практике существуют следующие формы акцепта:
1) положительный и предварительный;
2) положительный, отрицательный и предварительный;
3) отрицательный и предварительный;
4) положительный и отрицательный.
- Лекция 7.Назначение, функции, принципы деятельности, формы собственности и структура коммерческого банка
- Лекция 10. Бухгалтерский учет в банках. Бухгалтерский баланс коммерческого банка и его особенности
- Раздел 1. Капитал и фонды.
- Лекция 12. Система денежных расчетов и платежный механизм. Система межбанковских расчетов
- Лекция 14. Собственные, заемные и привлеченные средства коммерческих банков. Кредитный потенциал банка