logo
ЭК

3.3. Модели и организационные формы бизнес-процессов

В рамках представленных выше систем электронной торговли можно выделить следующие модели:

  1. Электронные торговые площадки, которые могут быть организованы в форме Интернет-аукционов, тендеров и электронных бирж.

Интернет-аукцион- электронная торговая система; аукцион, проводящийся посредством интернета. В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать, не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через сайт или компьютерную программу аукциона. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя.

Оборот Интернет-аукционов уже чуть ли не превышает оборот всей остальной розничной Интернет-торговли. На одном из наиболее популярных Интернет-аукционов (eBay) ежедневно выставляются на торги примерно 3,5 млн. видов товаров свыше чем в 2900 разнообразных категориях. И если до недавнего времени все крупнейшие мировые порталы включали в свой состав Интернет-магазины, то теперь с такой же поспешностью они обзаводятся собственными аукционами. С другой стороны, крупнейшие мировые аукционные фирмы также переходят в on-line, используя опыт передовиков электронной коммерции. Можно привести в качестве примера совместный проект Sotheby-s и Amazon.com или аналогичный проект портала Lycos и четвертого по величине аукционного дома в США Skinner. Популярность аукционов столь велика, что уже появились их разновидности. Формируются правила проведения аукционов.

Все это привело к тому, что ряд аналитиков прогнозирует в недалеком будущем превращение заметной части розничной электронной торговли в форму Интернет-аукционов.

  1. Интернет-магазины – сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет и позволяющий пользователям онлайн, в своём браузере, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одним из примеров самого крупного предприятия, работающего по системе B2C, является Amazon.com, американская фирма по розничной торговле книгами, имеющая более 30 млн. клиентов по всему миру. По мере расширения своей деятельности Amazon.com создала новую модель сети сбыта, обеспечивающую поставку товаров потребителям в любой стране мира. Форма В2С позволяет уравнять различия в доступе к товарам и услугам между потребителями, живущими в крупных городах и отдаленных регионах при условии решения проблемы доступа в Интернет и оплаты в соответствующем регионе.

К моменту фактического начала электронной торговли в 1996 г. через Интернет продавались книги, компакт-диски и программное обеспечение, а общий объём сделок составлял около 500 млн. долларов США. К 1998 году в Интернете можно было купить почти всё, что продается в обычных магазинах, а также путешествия, финансовые продукты (фонды, страховые полисы, кредиты) и многое другое, причём, оборот электронной торговли достиг 5 млрд. долларов. Как и в случае В2В, модель В2С является шансом для начинающих компаний, т.к. открытие магазина или бюро путешествий в Интернете стоит в сотни раз дешевле, чем открытие традиционных торговых точек, а шансы на успех зависят от того, насколько оригинальной окажется концепция виртуального магазина.

Основными направлениями развития рынка B2C в будущем будут являться:

- минимизация издержек(доставка, бухгалтерия, оплата, заработная плата, содержание веб-серверов и др.) содержания Интернет-магазинов, путем объединения в холдинги или «ужатия» расходных статей. Так уже поступили несколько Интернет-магазинов, образовавшие холдинги eHouse и eSeller, и многие другие Интернет-магазины, сократившие издержки в несколько раз;

- повышение уровня организации продаж- Интернет-магазины станут привлекать для организации продаж профессионалов в области торговли вместо профессионалов в области Интернет;

- Интернет-магазины станут предоставлять пользователям больше необходимой информации: подробное описание продуктов, советы специалистов, полезные статьи. В этой области (создание потребительского контента) намечается наиболее жесткая конкуренция, т.к. потребительские энциклопедии, обладающие обширным потребительским контентом, будут добавлять сервис заказа описываемых товаров, а Интернет-магазины будут добавлять к сервису заказа товаров более полный информационный потребительский контент. Следовательно, через какое-то время их интересы начнут пересекаться, и мы увидим конкурентную борьбу между разными группами сервисов B2C;

- рынок B2C будет большими темпами увеличивать товарное предложение, и в этом развитии особую роль должно сыграть появление Интернет-магазинов на основе технологии ASP (Application Service Providing). Интернет-магазины ASP будут рассчитаны на малый и средний бизнес, без уникальных сервисов и большого ассортимента товаров, т.к. малый и средний бизнес заинтересован в представлении в сети Интернет только своего целевого товара (например, валенки). Товарное предложение МСБ будет отличаться четкой фокусировкой товарного ассортимента и его уникальностью, что должно разбавить нынешнее однотипное предложение;

- рынок B2C будет тесно сотрудничать с рынком C2C- во многих Интернет-магазинах появятся функции Интернет-аукционов, созданные с «нуля» или в партнерстве с уже существующими, например: сотрудничество Интернет-магазина StroyShop и Интернет-аукциона Stavka [53];

- Интернет-магазины постараются обеспечить интеграцию своего бизнеса с ресурсами служб доставки, что позволит ускорить скорость доставки товаров;

- Интернет-магазины начнут развивать направление мобильной коммерции, предоставляющее покупателям возможность заказать товар с помощью мобильного телефона. Данное направление будет развиваться в кооперации с операторами мобильной связи. Операторы мобильной связи получат увеличение трафика, Интернет-магазины - увеличение продаж.

  1. Интернет-трейдинг

E-Trading - электронный трейдинг - способ доступа к торгам на валютной, фондовой или товарной бирже с использованием интернета как средства связи,появившись пару лет назад достаточно быстро набрал популярность. Причина проста – Интернет дал клиентам удобное и оперативное средство общения со своим брокером. Есть и другая причина успеха Интернет-трейдинга – Интернет открыл возможность игры на американских биржах практически любому жителю Земли. Постепенно в США сформировался круг крупнейших онлайновых брокерских контор, часть из них возникла на волне интереса к Интернет-трейдингу, часть – исторически сложившиеся брокерские конторы, вовремя предложившие дополнительные услуги. К примеру, Е-Trade сегодня обслуживает более 4,5 млн. клиентов по всему миру имеющих в активах порядка 100 млрд. долларов.

  1. Корпоративные порталы.

  2. Консалтинг.Спрос на консалтинговые услуги в сети Интернет растет. К середине 2000 года рынок консультационных услуг в этой области достиг 1,6 млрд. долларов, причем, с е-бизнесом была связана половина всех новых консультационных проектов 2000 года. Следует отметить, что на этом рынке крупнейшим консалтинговым компаниям все чаще приходится конкурировать с фирмами, занимающимися и развивающими информационные технологии такими, как IBM и EDS.

Выделяются и являются востребованными на сегодняшний день следующие виды консалтинговых услуг: общее управление и администрирование; финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый, IT- консалтинг; управление кадрами; производственный консалтинг; оценочная деятельность.

В основном все эти сегменты успешно развиваются, в том числе на российском рынке, на что указывают показатели его объема за последние годы. Если в 2006 году объем рынка консалтинговых услуг в России не превышал $1,65-1,85 млрд, то к концу 2011 он составил $2,5 млрд, а уже к 2013 г. поднялся до $3 млрд. Российский рынок консультационных услуг в 2012 году вырос на 20%. Такой результат был обеспечен благодаря резкому (на 28%) росту сектора консалтинга в сфере информационных технологий, на который приходится более половины объема российского рынка консультационных услуг. Если же рассматривать рынок консалтинга без учета IT, рост оказался равным 13%. Кроме консалтинга в области IT, на российском рынке к 2013 году оказались востребованными финансовый, управленческий консалтинг, оценочная деятельность, также налоговый, юридический консалтинг и некоторые другие его виды.

На сегодняшний день рынок консалтинговых услуг успешно развивается, и специалисты в основном прогнозируют устойчивое его развитие в ближайшие несколько лет.2

  1. Интернет-банкинг

Под Интернет-банкингом(е-banking)понимают оказание онлайновых услуг по управлению банковским счетом. Участниками коммерческой операции через Интернет являются банк и клиент. Т.о., Интернет-банкинг – это управление банковскими счетами через Интернет.

Типичный Интернет-банкинг позволяет:

Выделяются следующие виды Интернет-банкинга:

В основном это два вида сервиса — отслеживание движения средств и проведение платежей, причем, 90% пользователей работают только с первым видом.

Первый в мире электронный банк, обслуживающий клиентов через Интернет – SecurityFirstNetworkBank– появился в 1995 году в США. К концуXXвека уже 15% операций по счетам совершались частными клиентами в этой стране со своего персонального компьютера.

В настоящее время происходит слияние сфер е-trading и е-banking, так как для хорошей брокерской конторы нет ничего полезнее собственного банка.