Проблемы Европейского Союза
Во-первых, проблема финансирования государственной социальной сферы стран ЕС. В основном вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация. Рождаемость падает, продолжительность жизни возрастает по сравнению с предыдущими десятилетиями. Для экономической системы это означает, что все меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий поступает за счет отчислений с заработной платы. Все меньше становится работников, финансирующих системы страхования.
Во-вторых, проблема больших государственных задолжностей и дефицит бюджета,где важную роль играет Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), это можно наглядно увидеть на примере государственной задолженности и дефиците госбюджета Германии и Франции. Правительства этих стран превысили критерии ЕС по задолженности, и если бы не вмешательство и предупреждения о возможных штрафных санкциях ЕЦБ, то государственный долг продолжал бы расти.
В-третьих, проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции стран ЕС. Несмотря на то, что страны ЕС ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС однозначно находится в полном противоречии с этими принципами. В ЕС крестьянам и фермерам гарантирована покупка сельскохозяйственной продукции по стабильной цене. При этом механизм рыночного регулирования цен перестает действовать с последующими негативными последствиями. Примерно 50% бюджета ЕС растрачивается на субсидии сельскому хозяйству.
В-шестых, вступление новых стран в ЕС, которые в связи с экономической ситуацией внутри этих стран могут рассчитывать на поддержку региональных и структурных фондов, может привести к конфликтам по поводу перераспределения средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в эти фонды. С другой стороны, страны, которым в ЕС до сих пор оказывали содействие, такие как Ирландия, Испания, Португалия, хотят и в дальнейшем получать средства из фондов.
В- седьмых, финансовая проблема в еврозоне, которая расколола ЕС.
Еврозо́на — понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский Центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны. Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум. Действующее правительство Дании огласило планы о проведении референдума по вопросу принятия лиссабонского соглашения. До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов. На 1 января 2008 года пять Национальных Центральных Банков участвуют в таком механизме . Валюты остальных стран будут участвовать в этом механизме после того, как станут удовлетворять необходимым критериям.
В-восьмых, проблема гармонизации и приведения к единообразию торгово-экономического законодательства стран ЕС.
Гармонизация представляет собой выработку общего курса государств в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интегрированного взаимодействия. К основным принципам гармонизации относятся: согласованность правового регулирования; синхронность принятия гармонизированных актов; последовательность этапов гармонизации; приоритетность международных договоров над национальным законодательством.
В настоящее время налоговая гармонизация выступает одной из обсуждаемых сфер внутренней политики ЕС. Налоговая гармонизация налоговых систем получила лишь косвенное отражение в договоре «О ЕС» и других учредительных документах ЕС. Отличительная особенность регулирования налогообложения в ЕС заключается в отсутствии общего документа, систематизирующего все основные нормы и законодательства ЕС. В настоящее время положение, определяющее налоговую политику в ЕС, представляет собой совокупность отдельных решений и инструментов ЕС.
Принцип «налоговой недискриминации» базируется на двух основных положениях:
Невозможность прямого и косвенного налогообложения внутренними налогами одним государством – членом ЕС продукции другого государства – члена ЕС в размерах, превышающих налогообложение национальной продукции.
Государства – члены ЕС не должны облагать продукцию другого государства – члена ЕС внутренними налогами с целью косвенной защиты своей продукции.
развитие экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении ноу-хау, товаров, капитала, рабочей силы в рамках ЕС, невозможно без проведения согласованной налоговой политики. Перспектива развития ЕС требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также принятия позитивных решений по некоторым проблемам. Необходимо четко определить систему взаимосогласованных государствами ЕС взглядов на общие для них цели и приоритеты развития стран ЕС.
В- девятых, проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение.
Связана она с тем,что переходе возникает проблема соотношения денежных единиц существующей валюты и евро, перенастройка все кассовых аппаратов и переделка всей финансовой документации и сам по себе переход с существующей валюты на евро болезненный процесс для государств.(найти что либо адекватное тяжело,написала кратко как я поняла по прочитанному).
С целью обеспечения единства в налогово-бюджетной политике, отсутствие которого рассматривается как основная причина кризиса евро, Европейский союз подписал "Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе", а также образовал "Европейский механизм стабильности" и "Европейский фонд финансовой стабильности". Вышеназванный договор был подписан 25-ью странами-членами из 27-ми. Великобритания и Чехия не подписали договор, поскольку посчитали его противоречащим их собственным экономическим интересам.
Вообще, сегодня все политики ЕС разделились на две большие фракции. Первая хочет создания единых органов финансового управления ЕС, с, соответственно, поражением, пусть и частичным, национальных суверенитетов. Вторая настаивает на усилении централизации, утверждая, что это снимет остроту кризиса. ВВП Евросоюза по итогам кризиса сократится примерно вдвое, что означает падение уровня жизни населения процентов на 40, как минимум. Но даже если не упоминать масштаб спада (а он гарантирует безработицу в регионе как минимум на уровне 40%, как в пике «Великой» депрессии), открыто говорить о связи долгов с уровнем жизни никак нельзя, поскольку это противоречит базовым идеологемам Евросоюза. При выделении денежных средств кто будет управлять этими средствами и кто будет главным донором. Как понятно, в Евросоюзе донорами могут быть только отдельные государства, а вот управлять ... Тут серьезные претензии выражает Брюссель, то есть евробюрократия. Последнюю поддерживают США, поскольку главным донором неминуемо будет Германия, и американцы боятся, что выделение помощи настолько усилит Берлин, что управлять им будет крайне тяжело. И по этой причине они активно двигают разные проекты создания наднациональных органов регулирования финансовой сферой в рамках ЕС, с неизбежным ослаблением национальных суверенитетов.если принять концепцию наднациональных органов, то нужно их наполнить деньгами или полномочиями – что, скорее всего, серьезно ударит по экономическому положению стран–доноров. И, скорее всего, в реальности много сильнее, чем на бумаге, особенно для тех стран в которых разрыв между этой реальностью и нарисованным благолепием больше всего – в силу упомянутых причин. И вот, например, премьер Великобритании Кэмерон, начинает возражать против создания наднациональных органов в ЕС, выступая тем самым против своего постоянного партнера США. Причем возражения очень жесткие – вплоть до готовности ветировать проект бюджета Евросоюза. При этом все, кто выступает не донорами, а получателями евросоюзовской помощи, тоже находятся в сложном положении. Поскольку мало договориться с Брюсселем – нужно еще провести отдельные переговоры со странами-донорами, чтобы они выделили необходимые ресурсы или, хотя бы, дали добро на перечисление этих денег из общих ес-овских структур. А доноры, естественно, ставят свои условия.
Не смотря на все, перспективы Европейского Союза велики, благодаря объединению капитала, людских ресурсов, обмену информацией, опыта стран ЕС:
- уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;
- растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности;
- представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.
– Продолжать развивать двустороннее и многостороннее торгово–экономическое сотрудничество между странами ЕС;
– привлечение высоких технологий и ноу–хау, опыта менеджмента;
– развертывания инвестиционной активности, в странах ЕС, в том числе создание надлежащего инвестиционного климата для стимулирования притока иностранных капиталовложений;
– выработка стратегии и специальных мер ЕС для поддержания экономической стабильности, укрепление отношений между государствами,
Важно подчеркнуть, что Европейский Союз на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. Экономические отношения между странами ЕС постепенно поднимаются на новую ступень развития, основанную на взаимном уважении интересов и ускорении интеграционных процессов между странами. Страны ЕС демонстрируют искреннее желание к сотрудничеству, благодаря наличию экономической основы, мощи и влияния в мире.