11. Статистика цен и инфляции
Статистики цен - одна из наиболее востребованных отраслей статистики.
Цена представляет собой многофункциональное экономическое явление, одну из ведущих рыночных категорий. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Во-первых, она выступает в качестве индикатора, отражающего политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, степень конкурентности на рынке и т.д.). Во-вторых, как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции:
является посредником и соизмерителем при обмене товара на деньги;
служит важным показателем конъюнктуры рынка, фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства;
выступает инструментом образования прибыли и управления эффективностью, фактором налогообложения;
является главной составляющей инфляционных процессов, средством влияния на инвестиционную политику;
служит главным фактором, определяющим уровень жизни населения, влияющим на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;
выступает орудием конкурентной борьбы.
В связи с многообразием различных видов цен их классифицируют по следующим направлениям (таблица 11.1).
Таблица 11.1 - Виды цен
Виды цен | |||||
по сферам товарного обслуживания | по способу отражения транспортных расходов | по формам продаж | по стадиям продаж | по степени регулирования | по степени устойчивости во времени |
- розничные, - тарифы на услуги, - оптовые (оптовоотпускные) предприятия, - закупочные, - сметные | - франко-отправления, - франко-назначения | - контрактные (договорные), - биржевые котировки, - цены ярмарок и выставок, - аукционные | - цены предложения, - цены спроса, - цены реализации | - жестко фиксированные, - регулируемые, - свободные
| - твердые, - подвижные, - скользящие, - с последующей фиксацией |
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Вместе с тем свободное ценообразование сопровождается определенной государственной политикой в области регулирования цен и их экономическим (налоговым) регулированием.
В статистике под ценой понимается денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.).
В качестве предмета статистического исследования в статистике цен выступают цены, процессы их образования и изменения. Статистика изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.
Статистика цен, представлявшая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается в круг интересов бизнес-статистики. В связи с этим в задачи статистики цен входит:
характеристика состояния (конъюнктуры) рынка путем отслеживания поведения цен в качестве ответной реакции на изменение экономической ситуации;
изучение цены и ее динамики как фактора уровня жизни, как индикатора инфляционных процессов;
изучение цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли в ней налогов;
моделирование динамики цен и факторов, влияющих на нее;
международные и межрегиональные сопоставления;
прогнозирование цен.
Для решения этих задач совершенствуются методологические основы выборочных наблюдений за ценами на рыночную продукцию и услуги и организация таких выборочных обследований (на федеральном и региональном уровнях), а также по отдельным предприятиям для определения цен на товары народного потребления, цен производителей промышленной продукции, цен на продукцию производственно-технического назначения, сельскохозяйственную, экспортную и др., совершенствуется методология расчета и анализа уровня разнообразных видов цен на продукцию, методология исчисления и анализа показателей динамики цен с учетом международного опыта, разрабатывается методология прогнозирования цен.
В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. С первого полугодия 1989 г. в отечественной практике используется метод выборочного наблюдения за изменением цен на товары-представители. При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются: отбор базовых предприятий; отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности; выборка моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.
Товар (услуга) - представитель - вся совокупность товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства, и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.
Набор товаров (услуг) - представителей - единая для всех регионов Российской Федерации репрезентативная выборка групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.
Общеметодологический подход к наблюдению за ценами состоит в том, что регистрируются цены на одни и те же изделия, одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.
Адаптация отечественной методологии к международным стандартам позволила создать логически стройную и внутренне непротиворечивую систему индексов и уровней цен практически во всех секторах экономики, которая признана международным статистическим сообществом.
Органами государственной статистики РФ осуществляется систематическое наблюдение за ценами:
на товары потребительского рынка и услуги;
на товары предприятий (производителей) по отраслям промышленности;
на материально-технические ресурсы (цены приобретения);
по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры (по строительно-монтажным работам и оборудованию, инструменту, инвентарю);
на продукцию, реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями заготовительным и другим организациям;
на сельскохозяйственные продукты на городском рынке;
тарифы на грузовые перевозки;
тарифы на платные услуги;
цены на первичном и вторичном рынках жилья.
Наряду с наблюдениями за внутренними ценами на товары и услуги Росстат определяет и анализирует цены экспортируемых и импортируемых товаров.
Статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, которые характеризуют различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой динамики, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей цен включает:
Показатели уровня и структуры цен.
Показатели динамики цен.
Показатели вариации цен.
Показатели уровня и структуры цен.
Анализ цен осуществляется в статике и динамике, поэтому первым этапом в статистическом изучении цен является оценка уровня цен.
Под уровнем цен понимают абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или их совокупности на определенную дату или промежуток времени.
Различают индивидуальный и средний уровень цен (таблица 11.2).
Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров во времени и пространстве.
Таблица 11.2 - Показатели уровня цен
Виды уровней цен | Формулы | Экономическое содержание показателей и уровень наблюдения |
I. Индивидуальный уровень цен | p
| Цена конкретной единицы товара на определенный момент |
II. Средние цены | ||
а) Средняя арифметическая взвешенная
| , где - средняя цена; - товарооборот в денежном выражении; p - цена товара; q - количество товаров
или | Средний уровень цены товара-представителя (федеральный и местный)
Средний уровень цены по товарной группе (федеральный и региональный) Средние цены предприятий-производителей (федеральный и региональный) |
, где pi - цена товара; di – удельный вес каждого вида товара в общем объеме товаров (доля численности населения территории) | Средняя взвешенная цена конкретного товара Применяется при исчислении среднемесячной цены товара на региональном уровне
| |
б) средняя хронологическая простая
взвешенная
|
средняя цена товара за период число месяцев или дней в периоде | Применяется при исчислении средней цены регистрации, если моменты времени регистрации равноудалены друг от друга
Применяется при исчислении средней цены регистрации, если моменты времени регистрации неравноудалены друг от друга |
в) Средняя гармоническая взвешенная |
| Средние цены приобретения (федеральный и региональный) Средние цены на отдельные виды платных услуг (федеральный и региональный) и т.п. |
III. Обобщающие показатели уровня цен | ||
а) Стоимость набора из 25 основных продуктов питания | , где - стоимость набора из 25 основных продуктов питания | Исчисляется по федерации, отдельным регионам и городам России ежемесячно
|
б) Покупательная способность денежных доходов населения | , где Сi - покупательная способность среднедушевого дохода населения по i-му товарному эквиваленту; Д - величина среднедушевого денежного дохода населения; - средняя цена товара-представителя | Характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами (товарный эквивалент среднемесячного денежного дохода) Исчисляется ежегодно на федеральном и региональном уровнях и по социальным группам населения |
IV. Показатели структуры цен | ||
Удельный вес составляющих элементов в цене |
где - отдельный элемент цены | Состав цены: Издержки производства; Транспортные затраты и издержки хранения; Прибыль; Налоги (НДС, акцизы) Скидки; Надбавки (например, за повышенное качество и др.) |
Коэффициент соотношения оптовых и розничных цен |
где- оптовая цена; - розничная цена | Используется для оценки розничной наценки |
Интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева | где- удельные веса элементов в цене; i – число градаций в структуре
| Используется для оценки интенсивности изменения структуры цены за счет отдельных элементов. |
Индекс А. Салаи | где - удельные веса элементов в цене; i – число градаций в структуре | Используется для оценки интенсивности изменения структуры цены за счет отдельных элементов. |
Структура цен характеризуется удельными весами в ней отдельных элементов (издержки производства, трансфертные затраты и т. п.).
Статистический анализ вариации цен проводится с целью изучения колеблемости цен по регионам, различным формам и местам торговли, а также цен покупки различными социальными и доходными группами населения (таблица 11.3).
Таблица 11.3 - Показатели вариации цен
Показатель | Формулы |
Размах вариации цен |
|
Среднее линейное отклонение | или |
Среднее квадратическое отклонение вычисляется как корень квадратный из дисперсии | или |
Коэффициент вариации |
Если коэффициент вариации превышает 40%, то средняя величина становится фиктивной, говорит о большой колеблемости цены |
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Если на основе фактических данных установлен факторный признак (например, увеличение доходов населения), влияющий на уровень цен, то анализ вариации цены дополняется расчетом эмпирического коэффициента эластичности А. Маршалла, который рассчитывается по формуле:
,
где Э – коэффициент эластичности;
- абсолютные прироста цены и факторного признака;
р, х – базовые значения цены и факторного признака.
Этот показатель отражает процентное увеличение цены в результате увеличения факторного признака на 1%.
Влияние изменения цен на взаимосвязанные товары (взаимозаменяемые (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.) или дополняющие друг друга (например, автомобили и бензин)) измеряется коэффициентом перекрестной (дуговой) эластичности цен.
,
где ,,,- средние цены товаровi- и j-видов соответственно в базисном и текущем периодах.
Основным методом всестороннего статистического исследования цен является индексный метод.
Индекс цен - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или пространстве.
Индивидуальный индекс цен - представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.
Индексы цен могут быть рассчитаны по цепному и базисному методу таблица 11.4).
Сводный индекс цен - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.
Базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1 или 100%.
Таблица 11.4 - Индексы цен
Индексы цен | Формула |
Индекс цен базисный
Индекс цен цепной
|
- цена текущего периода; - цена периода, принятого за базу; - цена предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному. |
Среднеарифметический индекс цен |
|
Агрегатные индексы (для разнородных видов товаров) | |
Индекс цен Г. Пааше (1874г.) |
при взвешивании по структуре (по долям)
|
Индекс цен Э. Ласпейреса (1864г.)
|
при взвешивании по структуре (по долям)
|
Cредний а) гармонический индекс цен
б) арифметический индекс цен
| а)
б) где В1 – веса индекса в качестве которых могут быть стоимость продукции каждого вида в базисном, отчетном периоде, или удельный вес продукции каждого вида в структуре производства, товарообороте или потребительских расходах; ip – индивидуальные индексы цен по каждому виду продукции. |
«Идеальный индекс» И.Фишера |
|
Индекс Эджворта-Маршалла |
|
Индексы средних цен (на однородную продукцию) | |
Индекс цен переменного состава | Индекс цен переменного состава характеризует динамику средней цены и отражает влияние как динамики цен, так и динамики структуры товаров или |
Индексы цен фиксированного состава | Характеризует среднее изменение цен, устраняя влияние структурных сдвигов товаров
|
Индексы структурных сдвигов | Характеризует среднее изменение цен, под влиянием структурных сдвигов или |
Абсолютное изменение средней цены, рассчитываемое на основе индексов | За счет изменения цен на отдельные товары:
За счет изменения структуры продукции:
|
В результате деления индексов цен переменного состава (Г. Пааше, Э. Ласпейреса) на соответствующие индексы цен фиксированного состава получим следующие индексы структурных сдвигов (таблица 11.5).
Таблица 11.5 - Система индексов структурных сдвигов
Индексы цен фиксированного состава, исчисленные по методам | Индексы структурных сдвигов | |
Взвешенные по абсолютным весам | Взвешенные по долям | |
Г. Пааше |
|
|
Э. Ласпейреса |
|
|
В практике российской статистики рассчитывают следующие индексы цен:
индекс потребительских цен (ИПЦ). По методологии, соответствующей международным стандартам, наблюдение за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги и расчет индекса потребительских цен осуществляется органами государственной статистики в России с 1992 г. В соответствии с рекомендациями международных организаций индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения. Расчет ИПЦ осуществляется по всем субъектам Российской Федерации. Результаты расчетов индексов потребительских цен доступны пользователям на 10-й рабочий день. Регистрация потребительских цен организована в 265 городах по набору товаров и услуг, включающему 112 видов продовольственных товаров, 237 - непродовольственных товаров, 110 - услуг. Цены и тарифы регистрируются ежемесячно в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и в отдельных районных центрах (города, поселки городского типа). Кроме этого организовано наблюдение за ценами на рынке жилья (регистрация цен осуществляется в 1,4 тыс. риелторских организаций).
ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Исчисляется как отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров, непродовольственных товаров и платных услуг. Динамика ИПЦ в РФ в 2005-2008гг. представлена на рисунке 11.1.
Рисунок 11.1 - Индекс потребительских цен (на конец периода, % к концу предыдущего периода)
Источник: Краткосрочные экономические показатели РФ /Федеральная служба государственной – М., 2009.- С.101.
Расчет ИПЦ осуществляется ежемесячно к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.
Расчет ИПЦ осуществляется в ряд этапов.
1. Определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) и городу как частное от деления средних сопоставимых цен:
где ip - отношение цен товара в текущем и базисном периодах, то есть индекс цен товара (услуги);
- средняя сопоставимая цена единицы товара (услуги) в текущем (базисном) периоде, рассчитанная по формуле , где- сумма зарегистрированных цен в разных торговых точках,n – число зарегистрированных торговых точек.
Регистрируемые цены - это фактические цены сделок, между продавцами и покупателями. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.). Наблюдением охвачено более 40 тыс. организаций торговли и сферы услуг, где собирается более 50 тыс. ценовых котировок. В каждом городе по одному товару (услуге) - представителю регистрируется не менее 5 ценовых котировок.
Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) или сопоставимых с ним по типу торговли, виду собственности, на один и тот же, или аналогичный качеству, товар.
2. На базе индивидуальных индексов цен по городам, районам и территориальных весов (удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения страны на начало года) определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации.
3. Исходя из агрегатных индексов цен по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы в целом по всем товарам и услугам и по группам: продовольственным, непродовольственным товарам и платным услугам.
Расчет ИПЦ осуществляется с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом с начала года по формуле Ласпейреса:
где - индекс потребительских цен;
p0j - цена j-го товара в базисном периоде;
ptj - цена j-го товара в периоде t;
q0j - количество j-го товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода.
p0j×q0j - расходы на j-й товар в базисном периоде.
- индексы цен производителей промышленных товаров (регистрация цен осуществляется на 795 товаров) рассчитываются на основании регистрации цен на товары-представители в базовых организациях. Наблюдение за ценами производителей осуществляется более чем в 7 тыс. организаций. Расчет средних цен и индексов цен производится более чем по 800 товарам-представителям. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены указанных организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке (без косвенных товарных налогов - налога на добавленную стоимость, акциза и т. п.).
Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов экономической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.
- индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции (регистрация цен осуществляется на 31 товар); исчисляются на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены производителей сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость.
- индексы цен в капитальном строительстве (строительно-монтажные работы, оборудование, прочие капитальные работы) Сводный индекс цен строительной продукции отражает общее изменение цен в строительстве объектов различных видов экономической деятельности и рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы), на машины и оборудование, используемые в строительстве, и прочие капитальные работы и затраты, взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.
Расчет индекса цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) проводится на основе данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные в базовых подрядных организациях на всей территории России, а также на базе технологических моделей, разработанных по видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.
- индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции (регистрация цен осуществляется на 43 товара). Индекс цен на машины и оборудование, используемые в строительстве, исчисляется по данным об изменении цен производителей этого оборудования, а также транспортных, снабженческо-сбытовых расходов и ставки налога на добавленную стоимость.
- индексы тарифов на грузовые перевозки (регистрация цен осуществляется на 81 услугу) характеризуют изменение за текущий период тарифов на грузовые перевозки без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду и размеру отправки груза, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и др.
Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки рассчитывается из индексов тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным, воздушным). По каждому виду транспорта регистрируются тарифы на услуги-представители. За услугу-представитель принимается перевозка одной тонны массового груза определенным видом транспорта на фиксированное расстояние. Обследование тарифов осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций. В качестве весов используются доходы соответствующего вида транспорта от перевозок грузов за базисный период.
- индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц (регистрация цен осуществляется на 15 видов услуг) характеризует изменение тарифов на услуги связи для бюджетных и коммерческих организаций, оказанные как по свободным тарифам, так и по регулируемым на федеральном уровне.
При расчете сводных индексов тарифов в качестве весов используются данные о доходах от услуг связи за предыдущий год.
- индексы цен на приобретенные промышленными организациями основные виды топливно-энергетических ресурсов (регистрация цен осуществляется на 13 товаров); рассчитываются на основании регистрации цен на их основные виды. Средняя цена приобретения включает, помимо цены производства, налог на добавленную стоимость, акциз и другие налоги, транспортные, сбытовые, посреднические и другие расходы. Построение индексов цен приобретения осуществляется по сопоставимому кругу видов ресурсов в отчетном и базисном периодах и предусматривает систему взвешивания на основе данных о количестве приобретенной продукции за предыдущий год.
- индексы цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуги (регистрация цен осуществляется на 77 товаров).
- индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен соответственно на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок. Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики, а также район их расположения в городе. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о вводе в действие квартир за предыдущий год и численности городского постоянного населения на начало отчетного года.
Необходимо отметить, что адаптация отечественной методологии к международным стандартам позволила Росстату создать логически стройную и внутренне непротиворечивую систему индексов и уровней цен практически во всех секторах экономики, которая признана международным статистическим сообществом.
Значительный охват наблюдения, как в географическом плане, так и в объеме собираемой информации, позволяет отслеживать движение цен на товары по всей товаропроводящей цепи.
При этом сбор информации о ценах осуществляется с использованием последних современных методов безбумажной технологии.
Однако, пока не удалось преодолеть проблему доверия к «среднестатистическим ценам». В целях повышения доверия пользователей и активизации диалога с ними разработан и размещен на интернет-сайте Росстата калькулятор персональной инфляции.
Тем не менее, нерешенные методологические проблемы остаются и в этой области, например, создание методологии расчета индекса стоимости жизни. Кроме того, будут продолжаться работы по развитию методологии статистического наблюдения цен в сельском хозяйстве, промышленности, рынке жилья.
- Е.А. Сысоева, н.Н. Подольная финансовая статистика
- Содержание
- Предисловие
- 1. Основные понятия и задачи финансовой статистики
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2. Основы финансово-экономических расчетов
- Расчеты по простым процентам
- Расчеты по сложным процентам
- Потоки платежей
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3. Статистика государственных финансов
- Статистика государственного бюджета
- Основы бюджетной классификации
- Статистика внебюджетных фондов
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4. Статистика налогов и налогообложения
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5. Статистика финансов предприятий
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 6. Банковская статистика
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 7. Биржевая статистика
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 8. Статистика страхования
- Статистика личного страхования
- Статистика имущественного страхования
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 9. Статистика денежного обращения
- Система показателей денежной массы по методологии мвф
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10. Статистика ценных бумаг
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 11. Статистика цен и инфляции
- Статистика инфляции
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12. Статистика кредита
- Контрольные задания
- Темы рефератов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Приложения