logo
ФМ 09 / Ринок фінансових послуг

Виды и формы эмиссии ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг

Формы

Виды

  • открытая (публичная) – предусматривает размещение их среди неограниченного круга инвесторов с использованием рекламы;

  • закрытая - размещение без рекламы среди заранее определенного ограниченного круга инвесторов

  • учредительная – т.е. эмиссия при учреждении акционерного общества;

  • общая – эмиссия с целью финансирования инвестиций и расширения производственно-хозяйственной деятельности

Этапы первичной эмиссии ценных бумаг

I. В случае публичного размещения

  1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг.

  2. Подготовка и утверждение проспекта эмиссии с учетом требований закона.

  3. Государственная регистрация выпуска и проспекта эмиссии на основании учредительных документов.

  4. Сообщение о подписке на ценные бумаги в средствах массовой информации.

  5. Изготовление сертификатов ценных бумаг.

  6. Размещение ценных бумаг на фондовом рынке.

  7. Регистрация отчета об итогах выпуска и размещении ценных бумаг и его публикация.

II. В случае закрытого размещения

  1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг.

  2. Государственная регистрация выпуска и проспекта эмиссии.

  3. Размещение ценных бумаг среди ограниченного круга лиц.

  4. Регистрация отчета об итогах выпуска.

Регистрацию ценных бумаг осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Участие профессионалов при размещении ценных бумаг на первичном рынке называется андеррайтингом.

-покупка или гарантия покупки ценных бумаг на первичном рынке в случае открытой продажи.

Рис. 7.5. Типы андеррайтинга.

Андеррайтинг предусматривает ряд приемов, способствующих быстрому и эффективному размещению нового выпуска ценных бумаг.

Таблица 7.4.

Приемы андеррайтинга

Организация кампании маркетинга

- имеет целью создание превышения спроса над предложением по размещаемым ценным бумагам путем проведения «гастролей»

Конкретизация потребностей инвесторов (обкатка)

-брокеры финансового посредника проводят переговоры с инвестором, чтобы заручиться подтверждением его заинтересованности в приобретении ценных бумаг и узнать их количество

Создание синдиката

андеррайтеров

-имеет целью быстрое размещение значительных выпусков ценных бумаг на первичном рынке

Каждая фирма синдиката получает свой статус в синдикате.

Различают следующие статусы:

Таблица 7.5.

Принципы

действия синдиката

  • Принцип раздельного счета, когда каждый из участников отвечает только за размещение своей части ценных бумаг.

  • Принцип нераздельного счета, когда каждый из членов синдиката отвечает не только за свою часть выпуска, но и за оставшуюся долю других участников синдиката.

- инвестиционный институт (или их группа), который гарантирует эмитенту первичное размещение ценных бумаг на согласованных условиях за вознаграждение.

Андеррайтеры могут покупать ценные бумаги для последующей перепродажи. Зачастую для осуществления этой операции они привлекают коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании.

Таблица 7.6.

Функции андеррайтера

  1. 1. Подготовка эмиссии ценных бумаг:

  • оценка эмиссии совместно с эмитентом, юридическими и инвестиционными консультантами;

  • определение возможных инвесторов.

  1. 2. Распространение ценных бумаг:

  • прямая продажа инвестору;

  • продажа с помощью посредников;

  • поддержание курса ценных бумаг;

  • уменьшение риска;

  1. 3. Поддержание курса ценных бумаг на вторичном рынке.

  2. 4. Контроль за изменением курса ценных бумаг и факторов или причин, которые обусловили это изменение.

Возможны следующие варианты взаимоотношений между эмитентом и андеррайтером:

  1. Андеррайтинг «на базе лучших усилий»

В зависимости от условий договора андеррайтер, выступающий в роли брокера, может осуществлять размещение ценных бумаг по принципу «приложения всех усилий». В этом случае по условиям соглашения с эмитентом андеррайтер не несет никаких обязательств по выкупу нераспределенной части эмиссии. Обязательства андеррайтера состоят в том, чтобы приложить максимальные усилия с целью размещения ценных бумаг, однако финансовой ответственности за конечный результат андеррайтер не несет. Тем самым риск размещения выпуска полностью ложится на эмитента, а андеррайтер берет комиссионные за реализованное количество ценных бумаг.

  1. Андеррайтинг «на базе твердых обязательств»

В данном случае андеррайтер проводит операцию по размещению ценных бумаг за свой счет.

Операция по выкупу нового выпуска ценных бумаг и их дальнейшей продаже называется подпиской, а компания, осуществляющая подписку на ценные бумаги, выступает в роли инвестиционного дилера.

В этом случае андеррайтер размещает ценные бумаги в полном объеме. По условиям соглашения с эмитентом он несет твердые обязательства по выкупу всего выпуска или его части. Поэтому, даже если часть выпуска окажется невостребованной, андеррайтер обязан ее приобрести, тем самым принимая на себя финансовые риски размещения ценных бумаг. Андеррайтер подписывается на весь выпуск ценных бумаг или на его часть и осуществляет их выкуп по единой цене, а затем продает по рыночной более высокой цене. Если же момент первичного размещения совпадает с резким понижением курсов на вторичном рынке, то андеррайтер может понести значительные потери.

-денежные документы, подтверждающие право владения либо долговые отношения, определяющие взаимоотношения между лицом, которое их выпустило, и их собственником, и предусматривающие выплату доходов в виде дивидендов либо процентов.

Р

ис. 7.6. Классификация ценных бумаг.

Таблица 7.7