logo
Финансы и кредит / 7

5.5. Единый социальный налог

Рассматриваемые в этой главе фонды, как это следует и из названия, относятся к фондам целевого назначения. Они не могут обходиться обществу в малую сумму. Соответствующие направления финансирования весьма рублеёмки. Тем более важно оптимальным образом использовать выделяемые средства, находя самые эффективные варианты финансирования.

Вариант самого решительного поворота к рынку в сфере социальных услуг – это их купля-продажа, платная схема воспроизводства. В данном варианте неэтичность рынка выступала бы в самой неприглядной форме. Недопустимо отказать больному в помощи только на том основании, что у него нет денег. Поэтому складывается система смешанного финансирования социальных услуг: из специальных фондов и независимо от платёжеспособности граждан и на платной основе. Второе направление не следует рассматривать как аномальное. Платность социальных услуг, сочетаемая с определёнными бесплатными гарантиями, способствует созданию смешанной и социально ориентированной экономики. Будем подходить к делу без ханжества. Мы все хотим видеть народное здравоохранение, образование, пенсионную систему и систему льгот престарелым и инвалидам процветающими, восприимчивыми к научно-техническому прогрессу и к здоровой конкуренции. Для этого требуется концентрация и интеграция усилий всех заинтересованных сторон: государства, граждан, предприятий реального сектора экономики.

Финансирование социальных программ не обуза, а смысл существования и функционирования реального сектора экономики. В социальной сфере должна побеждать идея солидарности, гражданского долга, а не узкие корыстные интересы.

Внебюджетные фонды в России финансируются в основном за счёт единого социального налога, включаемого вместе и рядом с заработной платой в издержки компаний и граждан, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Единый социальный налог по экономическому содержанию тяготеет к системе страховых платежей с накоплением целевых фондов в необходимом объёме. Созданная система финансирования практически с момента своего возникновения подвергается массированной критике. Налоговое бремя на бизнес критики считают чрезмерным, оказывающим дестимулирующее влияние на производство.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» было отмечено, что «внебюджетные фонды остаются за рамками казначейского контроля. Многочисленные федеральные и региональные фонды с собственными источниками доходов являются свидетельством неэффективности бюджетной системы, недостаточной гибкости бюджетной политики и возможным источником нецелевого расходования средств и коррупции».

Первым шагом в реформировании системы социального страхования стало введение в налоговую практику России, начиная с 1 января 2001 г., единого социального налога (взноса), заменяющего взносы во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог вносит в бюджет работодатель, а уплачивают все в том смысле, что без этого налога товары и услуги стоили бы меньше. В коммерческом смысле социальный налог ограничивает объём продаж предприятий реального сектора и других предприятий, препятствует извлечению максимальной прибыли.

Существенно, что единый социальный налог относится на издержки производства, а не на прибыль компаний. В результате налоговая нагрузка на прибыль снижается. Тем самым предпринимается попытка объединить народно-хозяйственные и локальные интересы при ведущей роли первых.

Ставка единого социального налога получена суммированием ранее самостоятельных ставок отчислений в Пенсионный фонд РФ – 28% от фонда оплаты труда; Фонд социального страхования РФ – 4%; в фонды обязательного медицинского страхования – 3,6%. Базисная ставка единого социального налога, таким образом, составляет 36,5% от фонда оплаты труда на предприятии и сохраняет ранее введённые пропорции разделения целевых средств между внебюджетными фондами.

В определении и уплате единого социального налога большое значение приобретает введённая в его механизм регрессивная шкала налога и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от размера выплаченных доходов: до 100000 руб., от 100001 до 300000 руб., от 300001 до 600000 руб. и свыше 600000 руб. действует единый принцип для всех плательщиков: чем выше сумма налогового дохода, тем ниже ставка.

Общая ставка единого социального налога на бизнес, равная 35,6% от фонда оплаты труда, оказалась весьма обременительной для бизнеса и должна пересматриваться в сторону снижения по мере устранения инфляционных тенденций в развитии экономики. Но стимулирование деловой активности не должно входить в противоречие с развитием социальной инфраструктуры.

Возможность компромиссного решения существует. Повторим вкратце ранее данные рекомендации. Отчисления на социальное страхование сегодня обязательны для работодателей и добровольны для работающих. Не ясно, почему такое положение отцы налоговой системы считают справедливым и созидательным. Подоходный налог, например, уплачивается на основе иных исходных принципов. Его платит как бизнес (налог на прибыль), так и работающие; платят, расставаясь навсегда с частью своего дохода, пополняют общественную копилку. Отчисления же во внебюджетные фонды есть отчисления на собственное будущее. Почему в данном случае уместен принцип добровольности?

Отчислениям средств на накопительные индивидуальные счета во внебюджетных фондах следует придать обязательный характер, разгружая постепенно от налоговых обязательств бизнес. Индивидуальный социальный налог пора ввести с использованием прогрессивной шкалы налогообложения. В конце концов, если доходы долларовых миллиардеров в России не анализируются по поводу происхождения, общество вправе предложить им внести определённую лепту в собственную обеспеченную старость.