logo
Максимов07-05-2013_05-19-39 / Учебное пособие Механизмы управления, организации и правового регулирования отраслевых рынков средствами биржевой торговли

Тема 2 « Регулирование биржевой деятельности»

План:

  1. Содержание регулирования биржевой деятельности.

  2. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России.

  3. Структура биржи как особого рода организации, учредители и участники товарной биржи.

2.1. Регулирование биржевой торговли, а так же собственно учреждение, регистрация, перерегистрация, нормативно-правовая составляющая проведения биржевых торгов в России является прерогативой государства и имеет силу закона. Исключая очень краткий период стихийного процесса возникновения первых бирж на территории России, а также отсутствие на тот период наработанной законодательной базы и механизмов правового исполнения законов, регулирующих биржевую деятельность, необходимо обращаться к одному из основных правовых документов – Закону РФ № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года. В соответствии с этим законом, созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учитывающие реальные процессы, происходящие на современных биржах.

Определяя термин регулирование биржевой деятельности можно, выявив ключевое слово упорядоченность, в частности, работы этой организации перечислить набор (совокупность) конкретных приемов, способов, которые должны помочь осуществить реализацию определенных правил и требований биржевой торговли.

Механизм биржевого регулирования включает правовое, нормативное и информационное обеспечение. Необходимо отметить, что биржа как особая форма организации оптового рынка, имеющая территориальную площадку, функционирующий на ней персонал, клиентов, осуществляющих различные виды биржевых сделок, информационные сети и т.п., может быть представлена как управляющая и управляемая системы. Причем, обе эти системы с различной долей и выраженностью методов государственного и негосударственного (саморегулирующегося) порядков должны использовать методы правового, нормативного и информационного обеспечения. В последний метод входит большая группа информационных вопросов по экономической, коммерческой, финансовой составляющей информации, которая в реалиях имеет как различную пользовательскую направленность, так и различный уровень доступа к ее использованию. Правовое обеспечение включает законодательные акты, постановления, указы и другие правовые документы по всем функциям и направлениям работы управляющей и управляемой структуры. Нормативное регулирование предполагает использование инструкций, нормативов, норм, методических указаний и разъяснений, правил, которые чаще всего утверждаются организациями профессиональных участников биржевого рынка.

Управляющая часть целой системы, называемой «Биржа» включает:

  1. Государственные органы и органы самоорганизации биржи, которые осуществляют на биржевом рынке законодательную, регистрационную, лицензионную и контрольную деятельность.

  2. Включена законодательная инфраструктура, состоящая из законодательных актов, постановлений, указов, нормативных документов.

  3. Традиции, обычаи в более узком смысле (собственно проведения биржевых торгов), в более широком смысле (возможно включение социокультурного компонента национального и регионального порядков).

  4. Этику проведения собственно биржевых торгов.

Управляющая подсистема биржи выполняет всю совокупность управленческих функций: планирование, стимулирование, мотивация, контроль с учетом особенностей собственно организационно-правовой формы биржи, а так же ряда внешне организационных социо-культурных и иных особенностей.

2.2. Собственно государственное регулирование включает:

  1. Разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов.

  2. Разработку стандартов для всех участников биржевого рынка.

  3. Регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны всех участников данного рынка.

К задачам государственного регулирования относят:

  1. Обеспечение равных прав и безопасности для всех профессиональных участников биржевых торгов и клиентов.

  2. Реализация государственной политики по развитию и эффективному функционированию биржевого рынка.

  3. Создание информационной системы о биржевом рынке, а так же контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Управляемая система биржи предполагает реализацию механизма организации движения финансовых ресурсов в различных видах финансовых активах (акции, облигации, форварды, фьючерсы, опционы и иные виды основных и производных финансовых активов), обеспечение качества биржевых товаров (предполагается, прежде всего, выдерживание стандартов качества по реализуемым через биржу биржевым товарно-материальным и иным имущественным ценностям), информационное обеспечение рынка, включающего комплекс экономической, коммерческой, финансовой и иной специальной информации, имеющей пользовательское значение для участников биржевой торговли.

Управляющая и управляемая подсистемы биржи наряду с приоритетностью государственного регулирования используют определенные элементы саморегулирования, которые наиболее точно могут быть отнесены к демократическим компонентам устройства современного Российского общества и соответственно включают методы общественного регулирования. К этим методам относят:

  1. Разработку правил профессиональной деятельности на биржевом рынке.

  2. Применение выработанных правил биржевой деятельности в реалиях организации и проведения биржевых торгов.

  3. Запрещение недобросовестной рекламы и распространение иной информации, которая могла бы существенно усиливать реально существующие асимметрии и неопределенности рынка.

  4. Формирование положительного и социально значимого мнения о самой биржевой деятельности.

Позитивными моментами саморегулирования могут стать: установление общественного контроля над профессиональными участниками биржевого рынка, что чаще является более эффективным, чем контроль, организованный со стороны чиновников.

В соответствии со статьей 34 Закона № 2383-1 от 20 февраля 1992г. определены функции Комиссии по товарным биржам, связанные с:

  1. Выдачей лицензий на организацию биржевой торговли.

  2. Осуществление лицензирования биржевых посредников, биржевых брокеров, на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле и контроль за ними.

  3. Контроль за соблюдением законодательства о биржах.

  4. Организация и изучение деятельности товарных бирж.

  5. Разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов.

  6. Рассмотрение в комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.

  7. Разработка предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Для исполнения контроля за соблюдением биржей и биржевыми участниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, обязанности которого следующие:

  1. Содействие всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле.

  2. Надзор за исполнением всех правил как самой биржей, так и участниками биржевых торгов.

  3. Предотвращение дискриминации среди участников биржевой торговли.

Одним из направлений государственного регулирования биржевой торговли является лицензирование, для прохождения процедуры которой требуется предоставить в Комиссию по товарным биржам следующие документы:

  1. Заявление.

  2. Устав товарной биржи.

  3. Учредительный договор или заявку на регистрацию, или иной документ. Если он предусмотрен при сождании товарной биржи.

  4. Свидетельство о государственной регистрации товарной биржи.

  5. Правила биржевой торговли.

  6. Документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы; документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов.

  7. Список учредителей и распределение между ними долей в % в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по местам работы.

Наряду с государственным регулированием используется саморегулирование, которое обычно связано с созданием ряда внутри биржевых нормативных актов, используемых для конкретной реализации биржевой торговли. К таким актам (документам) относится:

  1. Учредительный договор (подробные формы договоров являются прерогативой юристов биржи, они могут несколько отличаться по количеству пунктов, наполнению и детализациям).

  2. Устав биржи (присутствуют стандартом определенные требования, а так же перечень пунктов, которые должны присутствовать с конкретным наполнением).

  3. Правила биржевой торговли обычно включают следующее:

А. Порядок проведения биржевых торгов.

Б. Виды биржевых сделок.

В. Наименование товарных секций.

Г. Перечень основных структурных подразделений биржи.

Д. Порядок информирования участников биржевой торговли.

Е. Порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки ценных бумаг.

И. Порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах (о ценах, состоянии и динамике товарных рынков, рыночной коньюнктуре и т.п.).

К. Взаимные расчеты членов биржи и других участников при заключении биржевых сделок.

Л. Меры, связанные с безопасностью проведения торгов.

М. Перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и взыскания.

2.3. Эффективность функционирования бирж во многом зависит от организационной структуры данной организации, которая может иметь специфику, задаваемую: самим биржевым товаром, участниками биржевых торгов, преобладающей долей сегментов рынков, с которыми данная биржа работает, уровнем и составом профессиональных участников биржевых торгов, развитостью специализации и универсализации биржи, степенью ее ориентированности на внутриотраслевые региональные рынки, интегрированностью в сеть национальной и международной биржевой торговли и т.п. Но наиболее общие структурные элементы организации биржи могут быть формализованы так: