2.4. Политика управления капиталом.
Капитал является одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами.
Капитал – общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальных формах, инвестированных в формирование его активов.
В современной научной экономической литературе капитал классифицируют по различным признакам:
По принадлежности предприятию – собственный, заемный капитал;
По целям использования – производительный капитал, ссудный капитал, спекулятивный капитал;
По объектам инвестирования - основной и оборотный капитал;
По форме нахождения в процессе кругооборота – капитал в денежной форме, капитал в производственной форме, капитал в нематериальной форме;
По формам собственности – частный капитал, государственный капитал;
По организационно-правовым формам деятельности – акционерный капитал; паевой капитал; индивидуальный капитал;
Капитал в процессе использования осуществляет кругооборот. Каждый оборот состоит из ряда стадий:
На первой стадии капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы, преобразуясь в производительную форму.
На второй стадии производительный капитал преобразуется в товарную форму
На третьей стадии товарный капитал при мере реализации продукции превращается в денежную форму.
Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях, а также числом оборотов.
Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам проценты за предоставленные ими ссуды и т.д. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. Цена капитала не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
Следует различать два понятия - «цена капитала данного предприятия» и «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов». Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе - может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба этих понятия количественно взаимосвязаны. Так, если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, цена предприятия по завершении этого проекта уменьшится. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом при реализации финансовой политики предприятия и показателем ее эффективности.
Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, главными из которых являются:
общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;
конъюнктура товарного рынка;
средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на финансовом рынке;
доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий;
рентабельность операционной деятельности предприятия;
уровень операционного рычага;
уровень концентрации собственного капитала;
соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности;
степень риска осуществляемых операций;
отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др.
Определение стоимости капитала предприятия проводится в несколько этапов.
На первом этапе осуществляется идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала фирмы. На втором — рассчитывается цена каждого источника в отдельности. На третьем — определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала. На четвертом — разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.
I этап
Структура пассива баланса, характеризующего источники средств, показывает, что основными их видами являются:
Собственный капитал:
акции – обыкновенные, привилегированные
добавочный капитал (в случае если фактическая реализация акций выше номинала);
прибыль – можно не рассматривать.
Заемный капитал:
ссуды банков (долгосрочные и краткосрочные);
займы с помощью ценных бумаг – облигации, векселя;
временные привлеченные средства – кредиторская задолженность.
II этап
Основная сложность заключается в исчислении стоимости единицы капитала, полученного из конкретного источника средств. Для некоторых источников ее можно вычислить достаточно легко (например, цена банковского кредита), по другим источникам это сделать довольно трудно, причем, в некоторых случаях, точное исчисление практически невозможно. Тем не менее, даже приблизительное знание цены капитала предприятия необходимо как для анализа эффективности использования собственного и заемного капитала, так и для осуществления его собственной инвестиционной политики. Для определения цены капитала определимся с механизмом расчета цены основных источников капитала и их элементов.
Краткосрочная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги, по заработной плате и уплате налогов в расчете не участвует, так как предприятие не платит за нее проценты и она является следствием текущих операций в течение года, в то время как расчет цены капитала проводится на год для принятия долгосрочного финансового решения.
Основными элементами заемного капитала являются кредиты банка, выпущенные предприятием облигации и кредиторская задолженность. Цена первого элемента должна рассматриваться с учетом налога на прибыль. Дело в том, что проценты за пользование кредитами банка включаются в себестоимость продукции. Поэтому цена единицы такого источника средств (Кбк) меньше, чем уплачиваемый банку процент (р):
,
где Н- ставка налога на прибыль.
В Российской практике согласно 269 статьи Налогового Кодекса РФ в себестоимость продукции включаются проценты, начисленные по долговому обязательству при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же периоде на сопоставимых условиях. При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15 процентов - по кредитам в иностранной валюте.
Исходя из этого, цену использования кредитов банка, в случае превышения ставки процента 20 процентов от среднего уровня процентов, сложившегося на этот период, можно рассчитать по формуле:
,
где
р – процент, уплачиваемый банку (в долях единицы);
рср – средний уровень процента (в долях единицы);
Н- ставка налога на прибыль (в долях единицы)
Также в случае отсутствия аналогичных долговых обязательств, выданных в исследуемый период на сопоставимых условиях, цену использования кредитов в рублях рассчитывается по следующей формуле:
,
где r – ставка рефинансирования ЦБ РФ (в долях единицы);
Цена такого источника средств, как облигации хозяйствующего субъекта, приблизительно равна величине уплачиваемого процента. Нередко облигации продаются предприятием с дисконтом, цена источника в виде облигаций, может быть получена из следующей формулы:
,
где
Роб - проценты по облигации;
Сном - номинальная цена облигации;
Среал - реализационная цена облигации;
К - срок займа (количество лет).
В некоторых странах проценты по облигациям также разрешено относить на прибыль до налогообложения. Поэтому цена этого источника иногда уточняется. Для вновь планируемого выпуска облигационного займа при расчете его цены необходимо учитывать влияние возможной разницы между ценой реализации облигаций и их нарицательной стоимостью (последняя нередко может быть выше, в частности, за счет расходов по выпуску облигаций):
,
где
Коб - цена облигационного займа как источника средств предприятия;
Снар - величина займа (нарицательная стоимость);
К - срок займа (количество лет);
Н - ставка налога на прибыль (в долях единицы).
Акционеры в обмен на предоставление своих средств предприятию получают дивиденды. Их доход числено будет равен затратам предприятия по обеспечению данного источника средств. Поэтому с позиции предприятия цена такого источника приблизительно равна уровню дивидендов, выплачиваемых акционерам. Поскольку по привилегированным акциям выплачивается фиксированный процент, цена источника средств «привилегированные акции» с неограниченном периодом обращения (Кпа) рассчитывается по формуле:
,
где
Дпа - размер фиксированного дивиденда (в денежных единицах) по привилегированным акциям;
Цпа - чистая сумма средств, полученных предприятием от продажи от одной привилегированной акции (согласованная цена в денежных единицах).
Приведенная оценка может искажаться, если было несколько выпусков акций, в ходе которых они продавались по разной цене. В этом случае можно воспользоваться формулой средней арифметической взвешенной. Если предприятие планирует увеличить свой капитал за счет дополнительного выпуска привилегированных акций, то цена этого источника средств также рассчитывается по формуле (1.22), однако полученную оценку необходимо уточнить на величину расходов по организации выпуска, и формула будет иметь вид:
,
где
Цо – эмиссионная цена привилегированной акции (в денежных единицах);
Sпа – затраты предприятия на выпуск привилегированной акции (в денежных единицах).
Расчет цены обыкновенных акций с постоянной величиной дивиденда необходимо производить по формуле, принятой для исчисления Кпа привилегированных акций. В том случае, если рассматриваются обыкновенные акции с постоянной динамикой изменения уровня дивидендов, зависящего от эффективности работы предприятия цену источника средств «обыкновенные акции» (Коа) можно рассчитать с меньшей точностью. Существуют различные методы оценки, из которых наибольшее распространение получили модель Гордона и модель САРМ.
Модель Гордона:
,
где
Коа - цена источника «обыкновенные акции»;
Д1 - прогнозное значение дивиденда на ближайший период;
Ро - текущая (рыночная) цена обыкновенной акции;
g - прогнозируемый темп прироста дивидендов.
Такой алгоритм расчетов имеет ряд недостатков. Во-первых, он может быть реализован лишь для компаний выплачивающих дивиденды. Во-вторых, показатель Коа, очень чувствителен к изменению коэффициента g. В-третьих, здесь не учитывается фактор риска. Если компания предпочтет увеличить свой капитал за счет дополнительного выпуска «обыкновенных акций», то стоимость новых обыкновенных акций будет выше, так как необходимы затраты на осуществление продажи нового выпуска обыкновенных акций. Для фирмы с постоянными темпами роста стоимость новых обыкновенных акций можно найти, применив уравнение:
,
где
S - затраты на продажу.
Эти недостатки в известной степени снимаются, если применяется модель САРМ:
,
где
RF - доходность без рисковых вложений;
b – коэффициент, рассчитываемый для каждой акции;
Rm - средняя ставка доходности, сложившаяся на рынке ценных бумаг.
Значение (Rm-RF) есть премия за риск по средней акции, в то время как b - это индекс риска акции относительно других акций. Коэффициент бета обычно колеблется от 0,6, по акциям с низким риском до 2,0 для акций с высоким уровнем риска. Однако и этот подход может быть реализован лишь при определенных условиях. В частности, необходимо иметь информацию о рынке ценных бумаг: премия за риск, норма дохода в среднем на рынке, b - коэффициенты. При нашем неразвитом фондовом рынке такой информации практически не существует.
На следующем этапе необходимо определить цену нераспределенной прибыли. Под нераспределенной прибылью принято рассматривать часть прибыли предприятия, оставшейся после отчисления налогов, уплаты причитающихся процентов по заемным средствам и дивидендных расходов по привилегированным акциям. Перед собственниками и администрацией коммерческой организации создается сложная задача направить средства на потребление (выплата дивидендов, доходов по паевым вкладам и пр.) или нераспределенную прибыль использовать в качестве средств финансирования деятельности компании.
Исходя из вышеизложенного, существуют четыре методики расчета Кнп. Первый подход допускает расчет Кнп на основе САРМ-модели. Определение цены нераспределенной прибыли по второй методике базируется на формуле дисконтированного денежного потока. При этом допускается, что акционеры предприятия на полученные дивиденды могут купить акции других компаний. Величина Кнп определяется по следующей формуле:
,
где
PV – текущая цена обыкновенной акции (в денежном выражении);
- ожидаемая величина дивиденда на ближайший период (в денежном выражении);
t – период времени.
Соответственно при постоянном темпе роста дивидендов (g) цена нераспределенной прибыли может быть рассчитана прямым способом:
.
Третий подход предполагает использование альтернативных ставок рентабельности. В этом случае в качестве цены нераспределенной прибыли рекомендуется использовать депозитный процент по вкладам в стабильной иностранной валюте (выбор банка осуществляется по уровню безопасности вложенных средств) или депозитную ставку Сбербанка России.
Четвертый подход строится на основе безрисковой ставки рентабельности (Кrf) и субъективно оцениваемой рисковой премии (РП):
- Тема 2. Долгосрочная финансовая политика предприятия
- 2.1. Классификация источников и форм долгосрочного финансирования деятельности предприятий
- 2.3. Содержание собственных источников финансирования предприятия Нераспределенная прибыль является реинвестированным источником собственных средств для замены оборудования и новых вложений.
- 2.3. Заемные источники финансирования предприятия
- Облигации, эмитированные в рф
- Корпоративные еврооблигации
- Бюджетные кредиты
- Ипотечное кредитование
- 2.4. Политика управления капиталом.
- III этап
- 2.5. Финансовый рычаг