logo
Коллоквиум по п

2. Политическая партия: понятие, назначение, деятельность. Признаки политической партии. Функции политических партий в общественной жизни.

Партия политическая - это организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов. П. п. — высшая форма классовой организации. В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может происходить лишь в ходе осознания идеологами какого-либо класса его коренных общих интересов и их выражения в форме определённой концепции и политической программы.  П. п. просвещает и организует класс или социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправленный характер. П. п. является носителем определённой идеологии, в значительной мере обусловливающей руководящие принципы политики, организационного строения и практической деятельности.

Принципы П.п.:

 1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

     2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

     3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

     4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаками партии являются:

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

Предложено несколько типологий политических партий:

Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

3. Политическая идеология: понятие и виды (консерватизм, либерализм, фашизм, коммунизм, социал-демократизм). Какая политическая идеология более всего соответствует нашей стране с точки зрения сложившихся традиций и представлений населения?

Идеология — это социально значимая, теоретически оформленная система идей, отражающих общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, служащая закреплению или изменению общественных отношений.

  1.  Консерватизм (сохранение и поддержание исторически-сложившихся форм государственной и общественной жизни):Принципы: а) Общество – система норм, обычаев, традиций и общественных институтов, уходящих корнями в историю б) Ориентация на государственный авторитет в) Пессимизм в оценке возможностей человеческой природы г) Неверие в возможность социального равенства между людьми д) Признание частной собственности в качестве гаранта личной свободы и социального порядка 

  1.  Либерализм (учение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства). Первыми либеральным документом была Декларация Независимости США 1776 года и Декларация Прав Человека и Гражданина 1789 года во Франции (человек рождается свободным и равным в правах с другими, право на собственность и пр.) Идеалом либерализма является индивидуализм, «человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно». Частная собственность – гарант и мера свободы, господство принципов свободного рынка и свободной конкуренции, а государство играет роль «ночного сторожа». На современном этапе существует неолиберализм – признание необходимости участия масс в политическом процессе. Неолибералы стояли у истоков идей всеобщего благоденствия, информационного общества и конвергенции. Основные принципы либерализма: а) Приверженность парламентскому строю б) Негативное отношение к вмешательству государства в экономику в) Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона. г) Обеспечение политических прав и свобод граждан д) Компромисс в решении важных политических проблем. 

  1. Фашизм- это массовое политическое движение, существовавшее в Италии в1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини. ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет"вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобияпо отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики фашизма. Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации.

  1. Коммунизм - утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей.

Коммунистическое общество держится на трех опорах:

1) стандартная социальная организация населения в первичные коллетивы,

2) система власти и управления, густой сетью пронизывающая общество во всех измерениях,

3) единая государственная идеология и систематическая идеологическая обработка населения.

Основой и ядром идеологии коммунистических тенденций в мире и государственной идеологией коммунистических стран стал марксизм. От человека коммунистического общества требуется не покорность и послушание, а активность, но активность желательная для власти.

  1. Социал-демократическая идеология - пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом гражданского мира. Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном. выделял три основные идеи: свободу, равенство, солидарность.  Эти три пункта в различных модификациях, с дополнением ценностей «равенства», «демократии» и т.д. в той или иной форме присутствуют в программах большинства социал-демократических партий. Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода, означающая самоопределение каждого человека. Равенство дает смысл свободе. Справедливость, которая не учитывает равенство прав всех людей, неизбежно превращается в уравниловку, подминающую под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода. Но свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе, и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида, который, в свою очередь, должен нести ответственность перед обществом за свои действия. Очевидно, что в демократическом социализме преобладает позитивное толкование свободы – свобода не «от чего», а «для чего». В личной сфере это означает свободное развитие личности, а в политической – участие в принятии решений в обществе и государстве.

Идеология в современной России.

Последнее десятилетие XX в. оказалось для России одним из самых сложных в ее истории. Коммунистическая идеология оказалась обреченной на поражение, а других мощных политических движений, готовых предложить обществу новые идеологии и цели развития, в стране в тот момент не было. В результате государство попало в идейный вакуум. В начале 1990-х годов, опасаясь реванша коммунистической идеологии и практики, российское политическое руководство выступило инициатором запрета на любую государственную идеологию, включив в статью 13 Конституции РФ 1993 г. положение о том, что: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Здесь следует отметить то, что данный запрет не следует расценивать как запрет на государственную идеологию вообще, поскольку государство как способ социального бытия в условиях господства политического отчуждения не может существовать без идеологии. Речь идет о том, что идеология государства не может и не должна сводиться к идеологии определенного класса. Основы новой внеклассовой идеологии должны формироваться под воздействием идей свободы и равенства, что включает:

- оценку России как гражданского общества: осознание единства народов России, объединенных общей судьбой, уважение традиции любви к Отечеству и ответственности за Родину;

- новые базовые ценности общественных отношений: свобода развития человека, равноправие и самоопределение;

- внутригосударственный плюрализм, разделение властей и федерализм.

В этой связи первоочередными целями либералы провозглашают решение проблем создания правового государства, искоренения остатков социального и промышленного феодализма, демонополизации экономики, борьбы с фашизмом, другими крайними формами национализма. Наряду с этим нужно решать проблемы характерные только для России: содействовать образованию среднего класса, осознанию обществом и государством идеи легитимности частной собственности и др.

Государство, по их мнению, должно обеспечить неприкосновенность частной собственности; произвести разделение собственности и власти и перестать быть доминирующим собственником; вести активную политику в области борьбы с инфляцией; энергично проводить антимонопольную политику; заботиться об экологии, образовании, здравоохранении, развитии науки, культуры, о бедных и нетрудоспособных; бороться с преступностью; вести разумную военную политику; сокращение армии до размера реальных потребностей страны. Если удастся «расширить» социально-экономическое пространство, завершить либерально-демократическую эволюцию государства, то Россия имеет все шансы занять достойное место в цивилизации XXI века. Таковы цели, задачи и ценности современного российского либерализма.

Современные отечественные консерваторы делают ставку на такие ценности, как свобода, развитие и традиции. Трактовка каждой из них имеет свои важные особенности.

Традиционно российское понимание свободы «должно сочетаться с такими общепризнанными в мире ценностями, как свобода слова, толерантность к другим религиям и другим нациям, открытость страны, демократическое республиканское устройство власти, свобода информации, гражданские свободы, права человека», что особенно актуально в условиях небывалой экспансии нетрадиционных культов.

Основой второй названной ценности - развития - консерваторы считают частную собственность, новую деловую этику и инициативу в рамках своего дела. Под «своим делом» консерваторы имеют в виду не только предпринимательство, но и труд врача, учителя, журналиста - любого квалифицированного и честного специалиста.

Под традицией, как ценностью, они понимают, прежде всего, следование естественному ходу вещей. Российская традиция это патриотизм, государство, религия, семья, язык, культура и, конечно, история.

Эти три ценности не только самодостаточны, но и призваны преодолеть «роковое для XX века противоречие между демократами и коммунистами». С демократами консерваторы сходятся «в признании ценности свободы как величайшей ценности человечества». Однако консерваторы модернизируют эту ценность: «свобода - это не тот либеральный фетиш, поклоняясь которому ты можешь быть разрушителем морали, можешь отрицать все, такой свободы мы не приемлем. Мы за свободу, основанную на моральном законе. Мы отнюдь не отрицаем формальную свободу, но считаем, что формальная свобода должна стоять на очень серьезном нравственном фундаменте»[111]. С коммунистами у консерваторов всего лишь один пункт согласия - государство должно быть сильным. Ставя во главу всей экономики частную собственность, консерваторы считают, что государство должно железной рукой собирать налоги и бороться с теневой экономикой.

Представителей новой волны консерваторов объединяют три родовых принципа русского консерватизма: антизападничество, православие, мощное централизованное государство. Однако понимание внешних и внутренних задач российской государственности вызывает разногласия, способные привести к формированию различных течений в рамках современного российского консерватизма. Подобно другим новым идеологиям, современный консерватизм находится на начальной стадии своего формирования. Отсюда и все его слабости: аморфность, противоречивость основополагающих ценностей.

4. Современные российские политические партии (количество зарегистрированных партий, их идеология; какие партии находятся у власти, т.е. входят в состав Государственной Думы, их идеология и реальная деятельность). Новый Закон о политических партиях (2012): суть, причины принятия, прогнозируемые последствия.

По состоянию на 6 июня 2012 года в России официально зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» 22 политических партий[70], из них в Государственной думе представлены четыре: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР.

  1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Д.А.Медведев. основана 1.12.2001

Официальная идеологическая платформа партии, описанная её лидерами как центризм и консерватизм, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям.. Основой партийной идеологии является консервативная модернизация, согласно программному документу «Россия: сохраним и приумножим», принятому на XI съезде партии. «Единая Россия» рассматривает Россию как суверенную демократию, требует жестко отстаивать внешнеполитический суверенитет страны, обеспечивает гарантии народного представительства во власти внутри страны, заботится о солидарности со стороны всех системных политических сил по поводу общенациональных ценностей и делает все для недопущения экстремистов в политику. Также составной частью идеологии партии является патриотизм, который понимается и как любовь к Родине, и как стремление жить в мире, поддерживая согласие в многонациональном российском народе.

Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 19—23 июня 1990 года (КП РСФСР), 14 февраля 1993 переименована вКПРФ . Г.А.Зюганов

Левая политическая партия. Своей стратегической целью в долгосрочной перспективе называет построение в России «обновлённого социализма».

В программе КПРФ заявлено, что партия руководствуется марксистско-ленинским учением и творчески его развивает, 

Согласно своей программе[1], КПРФ считает необходимым реформировать страну в три этапа. На первом этапе планируется достижение власти трудящихся (на текущий момент, по мнению КПРФ, такой власти у них нет) в лице коалиции во главе с КПРФ.  При этом, однако, мелкие товаропроизводители останутся, и, более того, будет организована их защита от ограбления «крупным капиталом, чиновниками и мафиозными группами». На втором этапе роль советов и профсоюзов возрастёт ещё больше. В экономике будет произведён постепенный переход к социалистическим формам хозяйствования, однако мелкий частный капитал всё ещё сохранится. Наконец, на третьем этапе планируется построение социализма.