2.2. Сделка по слиянию Time Warner и America Online Inc.
Это был настоящий рекорд, который остался непобитым и по сей день. Никогда раньше мировой бизнес не наблюдал столь масштабное слияние. Одна из крупнейших интернет-компаний America Online (AOL) объединилась с одним из величайших медиа-холдингов планеты – корпорацией Time Warner. В результате образовалась компания, суммарная капитализация которой составила астрономическую сумму – 350 миллиардов долларов.
На тот момент услугами America Online уже пользовались около 30 млн. человек по всему миру. Доступный, удобный и невероятно популярный интернет-сервис AOL принес своим хозяевам миллионные прибыли, а капитализация самой компании оценивалась в $164 млрд. Гигантская корпорация Time Warner стоила дешевле, около $100 млрд., зато в ее состав входили (и входят по сей день) крупнейшие мировые СМИ, в числе которых телеканалы CNN и TNT, журналы Time, Fortune и People, киностудии Warner Brothers и Cartoons, звукозаписывающая компания Warner Music и ряд книжных издательств. Обе компании сработались настолько тесно, что решили, не долго думая, объединяться. Любопытно, что инициатором слияния стала America Online, которая к тому времени уже «созрела» для расширения бизнеса и подыскивала себе подходящего партнера. Для нее объединение со столь крупной медиа-корпорацией действительно открывало сумасшедшие перспективы. Безграничные возможности и ресурсы Time Warner позволяли AOL еще больше расширить свою клиентскую базу, привлекая новых и новых подписчиков. Более того, в некоторых сообщениях о сделке говорилось не о слиянии с AOL, а о поглощении ею компании Time Warner. Несмотря на то, что оборот Time Warner в три раза превышал аналогичные показатели AOL ($14,6 млрд. и $4,8 млрд. соответственно), капитализация интернет-компании, существующей на рынке всего десять лет, в полтора раза превышала стоимость многопрофильной корпорации, первые шаги которой начались сто лет назад.
По условиям слияния руководящий пост в новой компании получил руководитель AOL Стивен Кейс, исполнительным директором был назначен глава Time Warner Джеральд Левин, а Теду Тернеру досталась должность зампреда. По правде сказать, аналитики были уверены в том, что честолюбивый Тед не захочет играть роль «третьей скрипки» и становиться подотчетным лицом. Однако, несмотря ни на что, Тернер радовался, как ребенок, сравнивал подписание сделки с первой любовью и не скрывал, что благодаря слиянию, стоимость его личного пакета акций увеличилась до 11 млрд. долларов. Рядом с такой суммой выигрыш обоих его начальников выглядел сущей безделицей: пакет акций Кейса возрос до $600 млн., а Левина и того меньше – всего до $100 млн.
Компания AOL Time Warner Inc. действительно получилась настоящим монстром. В ее руках оказалось сосредоточено 46% американского рынка интернет-услуг, 39% журнального рынка, 23% рынка развлекательного телевидения и 19% кабельной сети. Конкуренты компании недоуменно смотрели в сторону федеральных антимонопольных органов, разрешивших такую сделку, а ее руководители один за другим выпускали жизнерадостные пресс-релизы, обещая потребителям неслыханные выгоды от слияния.
Тем не менее, результат не оправдал ожидания. Итоги первого года совместной жизни оказались более чем удручающими. Вместо запланированной прибыли $7-8 млрд. корпорация понесла четырехмиллиардные убытки. Руководство компании, кивая на общемировые тенденции и повсеместное снижение прибылей, обещало в скором будущем поправить дела, однако 2002 год принес еще худшие результаты. Убытки объединенной компании достигли $100 млрд. Причиной тому стало безденежное списание падения стоимости активов AOL, а также трещащие по швам рекламные бюджеты. Эта цифра стала рекордной за всю историю существования американских компаний. Поговаривают, что катастрофа могла быть куда масштабнее, если бы не успехи кинокомпаний концерна, выпустивших на экраны кинотеатров фильм «Властелин колец».
Причиной демарша явилось не только плачевное финансовое состояние компании. Практически с момента объединения внутри AOL Time Warner кипели нешуточные страсти. Самодостаточные и амбициозные руководители корпорации попросту не смогли договориться о перспективах развития компании. «Слишком много поваров собралось на кухне» - объяснил ситуацию Стивен Кейс. В результате под давлением своих оппонентов, а также по требованию основных акционеров Кейс также был вынужден уйти в отставку.
Новым главой компании был назначен Ричард Парсон. Сразу после своего прихода он постарался максимально откреститься от плодов работы предыдущей команды, заявив, что «по крайней мере, за год» AOL Time Warner сможет снова встать на ноги. Главной своей задачей он объявил погашение внешних долгов, общая сумма которых к тому моменту уже превысила 25 млрд. долларов.
Однако рынок был настроен куда пессимистичнее. Котировки акций AOL Time Warner неуклонно снижались. И к 2003 году аналитики констатировали, что с момента объединения их стоимость упала на 68%.
Для выхода из кризиса руководство компании решило прибегнуть к испытанным методам. В мае 2003 года в бизнес-сообществе стали усиленно курсировать слухи о грядущем слиянии музыкальных бизнесов корпорации AOL Time Warner и компании Bertelsmann. Влиятельная газета The Wall Street Journal заявила, что, несмотря на отсутствие четких заявлений, это слияние – дело решенное.
Однако это мало повлияло на ситуацию. В отчаянии менеджмент интернет-подразделения корпорации – компании America Online -- обратился к высшему руководству и лично к Ричарду Парсонсу с просьбой убрать из общего названия аббревиатуру AOL.
Аналитики утверждают, что отказ от аббревиатуры AOL однозначно свидетельствует и об отказе компании от своего дальнейшего продвижения в интернет-сфере. По их мнению, нынешняя Time Warner решила сосредоточиться на традиционном для себя шоу-бизнесе, кино, телевидении и СМИ. Более того, сейчас все активнее курсируют слухи о грядущей продаже AOL. В любом случае, с «лица» компании это название уже стерто.
Заключение.
Слияния и поглощения в современной экономике являются очень эффективным и практически самым используемым инструментом реструктуризации для международных компаний. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития, особенно в современных условиях глобализации. Основным из них, служащим одновременно главным мотивирующим фактором к проведению слияний и поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной стоимости от слияния и поглощения. Особенной популярностью данная форма экспансий пользуется среди крупных фирм и корпораций, позволяя им за счет диверсификации своей деятельности и расширения масштабов бизнеса наращивать достаточно быстрыми темпами собственные активы и получать сверхприбыли.
Однако требуется тщательный анализ изменения конкурентной среды, технологий, последствий ответов конкурентов, чтобы обеспечить выгодность сделок слияния и поглощения. Анализ выгодности должен основываться на доходности инвестиций, прогнозируемости бизнеса, и не подменять это целью достижения полного контроля.
В данной работе были исследованы теоретические аспекты слияний и поглощений, а так же рассмотрены слияния и поглощения на примере зарубежных корпораций. Цели, которые были поставлены, считаю достигнутыми.
Список литературы.
Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М: Альпина БизнесБукс, 2004.
Ионцев М.Г. «Корпоративные захваты. Слияния, поглощения, гринмейл» - С.Пб.: Питер, 2008г.-
Молотников А.Е. «Слияния и поглощения. Российский опыт» - М
Орлов А.И. «Менеджмент» - М.: Омега, 2008г.
5. www.ma-journal.ru
6. http://ru.wikipedia.org
1 Орлов А.И. «Менеджмент» - М.: Омега, 2008г. – 340с.-347с.
2 Молотников А.Е. «Слияния и поглощения. Российский опыт» - М: Экономисть, 2007г. – 112с.-114с.
3 Владимирова И.Г. «Слияния и поглощения компаний», Менеджмент в России и за рубежом, №1, 1999.
4 Ионцев М.Г. «Корпоративные захваты. Слияния, поглощения, гринмейл» - С.Пб.: Питер, 2008г.-
5 www.ma-journal.ru
- Глава 1. Основные понятия и теоретические аспекты слияний и поглощений……………………………………………………..5
- Глава 2. Слияния и поглощения на практике………………....20
- Глава 1. Основные понятия и теоретические аспекты слияний и поглощений.
- 1.1. Понятие и причины слияний и поглощений.
- 1.2. Типы и цели слияний и поглощений
- 1.3. Риски слияний и поглощений.
- Глава 2. Слияния и поглощения на практике.
- 2.1. Поглощение General Electric компании Honeywell.
- 2.2. Сделка по слиянию Time Warner и America Online Inc.