3. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь
Формирование рынка ценных бумаг Республики Беларусь обусловлено трансформированием государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов. Создание законодательной системы по рынку ценных бумаг, формирование инфраструктуры в республике имеет свои специфические условия, а поэтому не может быть принято механическое копирование законодательства по рынку ценных бумаг наиболее развитых в этом отношении государств (США, Японии, стран ЕС) [14, стр. 5-9].
В мировой практике различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). Называют эти модели, соответственно, модель США и модель Германии. К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25—30%) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах. К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций — 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государственных ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50—60%) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. Поэтому, в Беларуси, как впрочем, и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.[7, с. 8-9]
Инфраструктура фондового рынка Республики Беларусь представлена следующими институтами:
Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;
Национальным банком Республики Беларусь;
Фондом государственного имущества при Министерстве экономики Республики Беларусь;
Республиканским центральным депозитарием ценных бумаг;
Белорусской валютно-фондовой биржей;
Белорусской ассоциацией участников рынка ценных бумаг.[15]
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база, определяющая условия функционирования рынка ценных бумаг и его участников (Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» (1992 г.) и другие нормативные акты). Законодательная база Республики Беларусь о ценных бумагах представлена в приложении А.
Полномочия по государственному регулированию рынка ценных бумаг Беларуси разделены между Советом министров Республики Беларусь, который делегирует свои полномочия Министерству финансов Республики Беларусь (по всем видам ценных бумаг, за исключением ценных бумаг Национального банка, банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов), и Национальным банком Республики Беларусь (по ценным бумагам Национального банка, банковской сберегательной книжке на предъявителя, чекам, депозитным и сберегательным сертификатам).[16]
Ранее регулятором рынка корпоративных ценных бумаг являлся отраслевой орган управления — Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, затем он был переподчинен Совету министров республики. Теперь он является одним из структурных подразделений Министерства финансов и называется Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.
Депозитарную систему Республики Беларусь можно охарактеризовать как централизованно-распределенную. До 1 января 2008 г. она имела следующую структуру: на первом уровне находились республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (осуществляло учет выпусков корпоративных эмиссионных ценных бумаг) и Центральный депозитарий Национального банка Республики Беларусь (осуществлял учет выпусков государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка), на втором уровне — депозитарии, заключившие корреспондентские отношения с РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" и учитывающие права на ценные бумаги. Схема взаимодействия участников рынка ценных бумаг представлена в приложении Б.
С 1 января 2008 г. учет всех выпусков ценных бумаг (корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг Правительства республики в виде облигаций Министерства финансов, ценных бумаг Национального банка) обеспечивает только РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг". Помимо функций центрального депозитария, он обеспечивает и расчеты по итогам биржевых торгов между участниками торгов. Второй уровень депозитарной системы остался неизменным, и специфика отношений депозитариев с центральным депозитарием сохранилась.
По состоянию на 1 января 2007 г. в республике насчитывалось 43 депозитария, к 1 января 2008 г. их число снизилось до 39. Это связано с введением более жестких требований к достаточности капитала для депозитариев, и за неимением источников дохода депозитарии вынуждены либо объединяться, либо уходить с рынка. Большую часть депозитариев составляют банковские депозитарии.[17]
Не смотря на очевидные кризисные явления в экономике страны, на сегодняшний день фондовый рынок Республики Беларусь демонстрирует положительную динамику на основных его сегментах.
Объем эмиссии акций только за полгода превысил аналогичный показатель за весь 2008 год (36,5 трлн. рублей). Динамика объема эмиссии акций представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Объем эмиссии акций (трлн. бел. руб.)
Примечание — Источник: [18, с. 9, график 1]
Помимо роста первичного рынка, существенное оживление проявляется и на вторичном рынке акций. Объем биржевых торгов акциями за первое полугодие составил 55,3 млрд. рублей, превысив в 28,3 раза аналогичный показатель за 2008 год. Оборот внебиржевой регистрации акций открытых акционерных обществ за полугодие составил свыше 23 млрд. рублей. Основными факторами, обусловившими рост количества сделок и объемов торгов акциями предприятий, явились отмена моратория на отчуждение акций, приобретенных в процессе чековой приватизации, а также некоторые меры по либерализации экономики. Помимо изменения количественных показателей роста рынка, присутствуют и качественные. Так, особенностью произведенных эмиссий в 2009 году стал рост внешнего финансирования, т.е. не за счет собственных средств компаний. Данное обстоятельство указывает на приход новых собственников в соответствующие акционерные общества, либо консолидацию долей предприятий в руках прежних крупных владельцев акций.
Объем эмиссии всех видов облигаций компаний по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос в 5 раз. Динамика роста находящихся в обращении облигаций отражена в таблице 2.
Таблица 2 — Объем эмиссии облигаций
Показатель | на 1.01.07 | на 1.01.08 | на 1.01.09 | на 01.07.09 |
Облигации, в млрд. бел. рублей, в том числе: | 140,2 | 512,2 | 2 468,2 | 5 048,4 |
номинированных в нац. валюте, млрд. бел. рублей | 95,5 | 426,8 | 2152,1 | 2854,5 |
номинированных в евро, млн. евро | 6,0 | 14,4 | 29,9 | 269,9 |
номинированных в долларах США, млн. долл. США | 13,0 | 18,5 | 101,0 | 395,1 |
номинированных в рос. рублях, млн. рос. рублей | - | - | 25,0 | 25,0 |
Примечание — Источник: [18, c. 10, таблица 1]
Объем эмиссии облигаций компаний обеспечили 62 новых выпуска ценных бумаг на общую сумму 2,682 трлн. рублей. Особо необходимо отметить рост небанковских эмитентов. На начало второго полугодия в обращении находились выпуски 44 эмитентов, из которых большая часть является небанковскими организациями (25 компаний). Данный факт свидетельствует о появлении на рынке облигаций не только финансовых организаций, но и непосредственных заёмщиков средств для ведения собственной хозяйственной деятельности. Ожидается дальнейшее увеличение доли небанковских компаний в общей структуре эмиссии. Привлечение заемных средств посредствам облигационной эмиссии является традиционным способом заимствования в странах с развитым рынком ценных бумаг. Условия заимствования при выпуске собственных облигаций могут дать ряд существенных преимуществ по сравнению с банковским кредитованием, в связи с чем ожидается дальнейшее увеличение интереса со стороны, как эмитентов, так и инвесторов к данному сегменту рынка. До недавнего времени среди небанковских эмитентов были представлены преимущественно строительные компании, выпускавшие жилищные облигации в ближайшее время стоит ожидать прироста эмитентов, работающих также в таких отраслях как торговля и промышленность.[19]
Таким образом, в январе — сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года объем эмиссии зарегистрированных выпусков увеличился в 2,8 раза (объем эмиссии зарегистрированных облигаций небанковских организаций увеличился в 1,9 раза), а сумма эмиссии находящихся в обращении облигаций увеличилась в 3,3 раза (сумма эмиссии облигаций небанковских организаций выросла в 2,8 раза). Наблюдается положительная динамика развития рынка ценных бумаг в республике, что связано, прежде всего, с устранением недостатков и ограничений в законодательстве, а также созданием дополнительных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг.
Были внедрены такие новые инструменты:
отменено особое право («золотая акция») государства на участие в управлении хозяйственными обществами;
происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации. Так, с 1 июня 2008 г. сняты ограничения на отчуждение акций открытых акционерных обществ, в которых доля государства в уставном фонде на 31 марта 2008 г. отсутствует или составляет 75 % и более, с 1 января 2009 г. — более 50 %. Ограничения по распоряжению долями (акциями), установленные законодательством, действуют по 31 декабря 2010 г. При этом открытые акционерные общества имеют преимущественное право на приобретение акций, в отношении которых происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение. На сегодняшний день ограничения по обращению акций сняты в отношении ценных бумаг 1 116 эмитентов;
установлено, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ совершаются исключительно на биржевом рынке;
снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций;
введены биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляется только на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
банкам предоставлена возможность выпуска необеспеченных облигаций, а также выпуска облигаций на сумму, превышающую размер уставного фонда;
снижены ставки налога на доходы от операций с акциями с 40 до 24 %;
освобождены от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в 5-летний период (с 1 апреля 2008 г. до 1 января 2013 г.);
осуществляется концептуальная систематизация деятельности государства в сфере приватизации, направленная на сокращение доли государства в акционерном капитале путем принятия 3-летних планов приватизации;
упрощены административные процедуры, совершаемые в процессе государственной регистрации ценных бумаг.
Проводимая политика в сфере рынка корпоративных ценных бумаг является эффективной и позволяет осуществлять самостоятельное привлечение финансовых ресурсов с использованием различных инструментов.[20]
В настоящее время развитию рынка ценных бумаг Республики Беларусь препятствуют:
низкий уровень инвестиционной культуры населения. Физические лица (зачастую и юридические лица) не готовы еще выступать инвесторами, становиться кредиторами на финансовом рынке, а не только быть вкладчиками в банки;
узкий спектр обращающихся на рынке ценных бумаг инструментов.[17]
Основными направлениями развития рынка ценных бумаг Беларуси на ближайшую перспективу являются:
дальнейшая унификация законодательства о ценных бумагах в соответствии с международными стандартами. В рамках данного направления осуществляется подготовка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», новой редакции Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах»;
создание условий для становления и развития института коллективных инвестиций. Идет разработка проекта Закона «Об инвестиционных фондах», подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов, регламентирующих создание и деятельность венчурных фондов и венчурных компаний;
дальнейшая либерализация налогового законодательства;
совершенствование системы контроля и надзора за рынком ценных бумаг, защиты интересов инвесторов, предотвращения манипулирования ценами;
повышение прозрачности рынка ценных бумаг;
выработка законодательной и технологической регламентации вопросов, связанных с размещением ценных бумаг белорусских эмитентов на внешних финансовых рынках;
Вышеуказанные мероприятия направлены на повышение привлекательности фондового рынка Республики Беларусь как для национальных, так и иностранных инвесторов и, соответственно, позволяют ожидать значительного притока инвестиций в экономику республики.[20]
- Курсовая работа
- Реферат
- Содержание
- Введение
- 1. Роль рынка ценных бумаг в экономике
- 2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
- 2.1 Структура и участники рынка ценных бумаг
- 2.2 Ценные бумаги и их виды
- 3. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а Основные нормативные правовые акты по рынку ценных бумаг
- Приложение б