3.3 Страхование ответственности
Страхование ответственности получило сове развитие в 19 веке. Во Франции оно появилось в 1825 г. Поводом послужило большое количество аварий из-за повышения степени механизации производства.
Экономической базой данной отрасли предопределена материальной ответственностью юридических и физических лиц за последствия своей деятельности в виде нанесения ущерба здоровью и имущественным интересам третьих лиц.
Экономическая сущность страхования ответственности заключается в обязательствах страховщика за счет взносов страхователей возмещать убытки потерпевшим (третьим лицам) при возникновении у них права на получение компенсации от страхователя.
Страхование ответственности принято делить на следующие основные группы:
страхование гражданской ответственность;
профессиональной ответственности;
ответственность работодателей за ущерб, причиненный здоровью их работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей;
общегражданской ответственности;
за неисполнение обязательств.
ОС ГО ППП введено в действие с 1 января 2003г на основании Закона РБ №88/3 от 9 января 2002г.
Данный вид страхования введен в действие с целью защиты имущественных интересов граждан, выступающих в роли пассажира.
Объектом являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.
Страхователем является перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров на основании соответствующей лицензии. Перевозчик обязан ежегодно заключать договор страхования на период осуществления им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на 1 год.
Страховым случаем является: факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи, повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, выгрузки, перевозки багажа.
Страховая сумма по договору страхования устанавливается в виде лимита ответственности. Различают 2 вида лимитов:
лимит ответственности за ущерб, нанесенный жизни, здоровью потерпевшего – не менее 3000 евро.
лимит ответственности за ущерб, причиненный багажу – не менее 1000 евро.
Страховые тарифы устанавливаются Президентом Республики Беларусь дифференцированно в зависимости от вида и количества транспортных средств с учетом наличия либо отсутствия страховых случаев, произошедших у перевозчика в течение двух календарных лет, предшествовавших году заключения договора страхования.
Страховой взнос рассчитывается исходя из страхового тарифа и общей суммы денежных средств, поступивших от перевозки пассажиров за календарный год, предшествующий году заключения договора страхования.
Сумма страхового взноса, подлежащая уплате по договору страхования:
за вред, причиненный жизни, здоровью пассажира, определяется страховщиком в соответствии со страховыми тарифами на случай причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего, страховой суммой, установленной за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, и пассажирооборотом (планируемым годовым пассажирооборотом);
за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, определяется страховщиком в соответствии со страховыми тарифами за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа потерпевшего, страховой суммой, установленной за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа потерпевшего, и количеством единиц багажа, перевезенного за календарный год, предшествующий году заключения договора страхования (планируемым годовым количеством единиц перевезенного багажа).
Страховой взнос уплачивается в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день уплаты страхового взноса.
Страховой полис выдается в течение 5 рабочих дней с момента перечисления денежных средств.
Размер выплаты страхового возмещения и обеспечения зависит от степени тяжести вреда, причиненный жизни, здоровью потерпевшего и не может быть менее:
в случае смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения – установленного минимального размера страховой суммы.
в случае причинения потерпевшему мене тяжкого телесного повреждения – не менее 60% от страховой суммы
в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности – не менее 20% от страховой суммы
в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности – не менее 10% от страховой суммы
Страховое возмещение в случае утраты или повреждения багажа принадлежащих потерпевшему, выплачивается исходя из реального ущерба в пределах установленной страховой суммы, но не выше ее.
Ущерб рассчитывается в случае:
утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа
повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа – в размере его стоимости.
На территории Республики Беларусь действуют договоры страхования ”Зеленая карта“, заключенные со страховыми организациями государств членов системы ”Зеленая карта“, с уполномоченными организациями которых Белорусское бюро заключило соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Договор внутреннего страхования заключается с владельцем – резидентом Республики Беларусь или нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории Республики Беларусь.
Договор пограничного страхования заключается с владельцем или от его имени с водителем нерезидентом Республики Беларусь, не имеющим договора внутреннего страхования либо договора страхования ”Зеленая карта“, заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории Республики Беларусь, по транспортному средству, въезжающему на территорию Республики Беларусь.
Договор страхования ”Зеленая карта“ заключается с владельцем по транспортному средству, зарегистрированному в Республике Беларусь и выезжающему за ее пределы для использования в дорожном движении страны члена системы ”Зеленая карта“, с уполномоченной организацией которой Белорусское бюро заключило соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Уплата страхового взноса производится, как правило, единовременно. При заключении договора внутреннего страхования сроком на один год взнос может уплачиваться в два этапа: 50 процентов – при заключении этого договора и 50 процентов – в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Размер страхового взноса по договору внутреннего страхования, за исключением договора страхования, заключенного с нерезидентом Республики Беларусь, определяется в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро.
По договору пограничного страхования и договору внутреннего страхования, заключенному с нерезидентом Республики Беларусь, страховой взнос уплачивается в свободно конвертируемой валюте или российских рублях, а по договору страхования ”Зеленая карта“ – в свободно конвертируемой валюте.
Если страхователь в период действия договора внутреннего страхования начал использовать свое транспортное средство в качестве такси или на экспрессных регулярных маршрутах либо увеличил страховой риск по другим причинам, он должен подать страховщику соответствующее заявление и доплатить причитающуюся часть страхового взноса.
Договор внутреннего страхования заключается, как правило, на один год. При сезонном использовании транспортного средства этот договор может быть заключен на срок от одного до двенадцати месяцев.
При приобретении или получении транспортного средства до его регистрации указанный договор должен быть заключен владельцем этого средства на 15 дней.
Водитель не несет обязанности заключения договора внутреннего страхования, за исключением владельца транспортного средства.
В отношении транспортного средства, не участвующего в дорожном движении, заключение договора страхования не обязательно.
Договор пограничного страхования и договор страхования ”Зеленая карта“ заключаются на основании технического паспорта без подачи заявления.
Белорусское бюро создано в соответствии с Указом Президента от 19 февраля 1999 № 100 «О порядке и условиях проведения ОС ГО ВТС» в целях проведения в Республике Беларусь обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Белорусское бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Белорусского бюро по транспортному страхованию, утвержденным Президентом Республики Беларусь.
Члены Бюро – страховщики, имеющие лицензию на проведение ОС ГО ОС ГО ВТС (полные и ассоциированные)
- Страховые фонды, формы их организации.
- Классификация страхования.
- Государственное страхование: имущественное, личное, страхование ответственности
- 1 Страховые фонды, формы их организации
- 2 Классификация страхования
- Государственное страхование: имущественное, личное, страхование ответственности
- Имущественное страхование
- Личное страхование
- 3.3 Страхование ответственности