Вопрос 48. Прямое налогообложение, его значение в формировании государственных доходов
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Виды прямых налогов:
а) Реальные налоги - облагают имущественные объекты плательщика; при этом учитывается состояние имущества, доход, получаемый от него; возможны адресные льготы (поземельный налог, налог на ценные бумаги и др.)
б) Личные налоги - относятся к конкретному лицу, которое является носителем обязанностей по уплате таких налогов (подоходный, поимущественный налоги, налог на прибыль корпораций, прирост капитала).
Билет 24. Вопрос 24. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
Бюджетное устройство определяет
организацию государственного бюджета и бюджетной системы,
взаимоотношения между ее отдельными звеньями,
правовые основы функционирования бюджетов,
состав и структуру бюджетов,
процедуры формирования и использования бюджетных средств.
Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны, ее законами.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов. Это главное звено финансовой системы.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны:
1) Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.
2) Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
3) Бюджет конфедеративного (союзного) государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств, у каждого из которых действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств: дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).
Принципы функционирования бюджетной системы РФ.
1) единство;
2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3) самостоятельность бюджетов разных уровней;
4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) сбалансированность бюджета;
6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;
7) общее покрытие расходов бюджета;
8) гласность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.Бюджетный процесс.
Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Участники бюджетного процесса.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными бюджетными полномочиями:
1) Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их наполнении.
2) Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
3) Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
4) Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджето-получателем бюджетных средств.
5) Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучате-лями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
6) Бюджетополучателъ (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
7) Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Этапы бюджетного процесса:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение проекта бюджета;
3) утверждение проекта бюджета Парламентом;
4) одобрение бюджета Президентом;
5) исполнение бюджета в течение бюджетного года;
6) анализ и контроль исполнения бюджета.
1) Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев до начала планируемого года. На стадии формирования проекта министерства и ведомства подают свои заявки (с обоснованием запрошенных средств на предстоящий период) в Министерство финансов. В некоторых странах рассмотрением проекта и заявок занимаются специальные органы, например, Бюджетное управление при Президенте в США.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
1) проекта федерального бюджета;
2) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;
3) проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
В основу проекта федерального бюджета закладываются
направления финансово-бюджетной политики, определенной в бюджетном послании Президента Правительству РФ,
показатели разработанного Министерством экономического развития и торговли РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год,
показатели долгосрочных федеральных целевых программ.
Методы составления проекта бюджета:
1) Автоматический - постоянные расходы переносятся без изменений из года в год (цивильный лист, государственный долг),
2) Статистический - прогнозируется динамика показателей предыдущих бюджетов и заносится в новый бюджет,
3) Непосредственных оценок - решение об изменении статей принимается исходя из задач текущего периода,
4) Программно-целевой - планирование - прогнозирование - конкретные данные.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля, года предшествующею планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство РФ.
Проект составляется на бюджетный год (в РФ - с 1 января по 31 декабря) - период, в течение которого действует бюджет.
Существует льготный срок - время, которое предоставляется для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия счетов после окончания бюджетного года (от 1 до 5 месяцев). Правительство в течение этого срока может осуществлять финансирование за счет старых средств (старого бюджета) без дополнительного разрешения Парламента.
Существует также счетный период = бюджетный год + льготный срок. Это время включает еще срок, необходимый контрольным органам (Счетной палате) для проверки правильности исполнения бюджета и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Проект бюджета вносится на рассмотрение Парламента не позднее августа вместе с другими документами, например итогами социально-экономического развития и его прогнозом, направлениями бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики на планируемый год, показателями социальной политики, политики в области занятости и т.д.
2) Рассмотрением проекта бюджета в Парламенте занимаются бюджетные комитеты, деятельность которых регламентирована бюджетным правом. Бюджетные права Парламента в разных странах различны (в США Конгресс имеет право бюджетной инициативы).
Проект бюджета может быть возвращен на доработку в Правительство. Если этого не происходит, он направляется Советом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату Российской Федерации на заключение.
После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями выносится на обсуждение Государственной Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.
3-4) Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. После его принятия Советом Федерации он передается на рассмотрение Президента.
5) Кассовое исполнение бюджета - организация сбора бюджетных средств, их хранение, выдача, учет, составление отчетности.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы - все собранные средства поступают на единый счет в ЦБ РФ;
2) специализации кредитов - использовании средств бюджета четко в соответствии с определенными в бюджете целями и в строго определенных размерах;
3) разассигнования кредитов - за использование средств по назначению отвечает их распорядитель.
В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета, и составляется бюджетная роспись доходов и расходов - документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств.
Формы (системы) исполнения бюджета:
1) Казначейская - бюджет исполняется специальным органом при Министерстве финансов. Она более дорога и медленна, но способствует лучшей контролируемости исполнения бюджета,
2) Банковская - бюджет исполняется банками. Система работает быстро и гибко, однако предполагает наличие злоупотреблений при исполнении бюджета,
3) Смешанная
В РФ введено казначейское исполнение бюджета.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований — невыполнение плана по доходам.
В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете. Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой.
6) Контроль над исполнением бюджета осуществляется органами представительной власти, Счетной Палатой и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
В РФ контроль над исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля.
Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
- Вопрос 27) Элементы налога и способы его взимания
- Вопрос 28. Понятие территориальных финансов, их значение в унитарных и федеративных государствах
- Вопрос 4. Причины образования бюджетного дефицита
- Вопрос 29) Классификация и виды налогов
- Вопрос 30. Бюджетный федерализм и его основ принципы
- Вопрос 31. Налоговая система и её элементы
- Вопрос 32) Источники формирования собственных ресурсов предприятия
- Вопрос 33)Источники формирования заемных средств предприятия.
- Вопрос 34) Налоговые льготы, их виды и назначение
- Вопрос 35. Классификация и формы государственных займов
- Вопрос 36) Страхование в системе финансовых отношений, его виды и функции
- Вопрос 37. Государственная финансовая политика, её содержание и инструменты
- Вопрос 13. Перестрахование, его значение в финансовой системе
- Вопрос 39. Модель межбюджетных отношений в стране
- Вопрос 40) Бюджетный кодекс, его значение в финансовой системе страны
- Вопрос 43. Резервный фонд и его роль в государственных финансах
- Вопрос 44) Государственные внебюджетные фонды, источники их формирования и направления использования
- Вопрос 45, 46. Классификация и структура расходов федерального бюджета страны.
- Вопрос 47. Государственный кредит как финансовая категория
- Вопрос 48. Прямое налогообложение, его значение в формировании государственных доходов
- Вопрос 49) Косвенные налоги, их виды и особенности
- Вопрос 50. Таможенные пошлины, их роль в формировании государственных доходов