logo
1-57_gotovye_FIFr

40. Понятие, участники и функции кредитного рынка.

Кредитный рынок – это сфера функционирования специфических товарно-денежных отношений, посредством которых происходят образование (покупка) ресурсов и их размещение (продажа) на определенных условиях. На этом рынке аккумулируются свободные ресурсы (денежные, товарные) хозяйствующих субъектов, средства государства, а также личные сбережения населения, которые трансформируются в объект продажи (размещения) и перераспределяются на принципах возвратности и платности в соответствии со спросом и предложением на них.

С функциональной точки зрения кредитный рынок – это организационная форма купли-продажи ресурсов в целях обеспечения потребности в них хозяйствующих субъектов, государства и частных лиц; с институциональной точки зрения – это совокупность кредитно-финансовых организаций и валютно-фондовых бирж, осуществляющих посредничество при движении свободных ресурсов от их владельцев к пользователям.

Участниками кредитного рынка являются центральные банки (Национальный банк Республики Беларусь), коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации (страховые инвестиционные и трастовые компании, пенсионные фонды, ссудно-сберегательные общества, кредитные кооперативы, лизинговые и финансовые компании и др.). Все они аккумулируют свободные денежные средства и формируют предложение ресурсов. Участником кредитного рынка является также население, в распоряжении которого находятся значительные по объему денежные сбережения.

Основными заемщиками на кредитном рынке выступают хозяйствующие субъекты, а также государство и население.

Финансовыми посредниками являются банки, небанковские кредитно-финансовые организации, валютно-фондовые биржи, различные информационные службы, брокерские и дилерские фирмы, оказывающие услуги по купле-продаже ценных бумаг. Зачастую финансовые посредники мобилизуют денежные ресурсы путем выпуска ценных бумаг.

Функции кредитного рынка:• регулирующая – определяет соотношение спроса и предложения на кредитные ресурсы и соответсвующие услуги;• стимулирующая – способствует развитию экономики путем предоставления долго- и краткосрочных кредитов банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями;• посредническая – отвечает за перераспределение ресурсов между их собственниками и нуждающимися в ресурсах субъектами;• информационная – выполняет роль источника информации, знаний, сведений, необходимых участникам рынка;• социальная – дифференцирует продавцов и покупателей ресурсов, создавая возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике (льготное кредитование потребительских нужд населения (в том числе строительства жилья), приоритеты в выборе кредитования государственных программ и др.).