logo
КУРС ЛЕКЦИЙ

6.12.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика морским транспортом

На морском транспорте проводится страхование ответствен­ности судовладельцев, которое рассматривается в качестве само­стоятельной отрасли страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцма­нов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства нави­гационной безопасности в акватории порта и др.).

К числу рисков, принимаемых на страхование, также относят­ся обязательства:

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. связи с бурным развитием морской торговли. Клуб взаимного страхования — это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб — это общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущие) клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Бесспорным лидером этой группы является Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев. Со­единенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассоциации около 200 брутто-регистровых тонн. По правилам Бермудской ас­социации в России работает страховое общество «Ингосстрах».