logo
otvety_na_voprosy

2. Принцип организации финансов предприятия

Никакая организационная структура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен во времени. Изменяя, совершенствуя и оптимизируя данную структуру, необходимо соблюдать ряд принципов:

1) принцип экономической эффективности. Его сущность в том, что функциональная система, финансово-хозяйственная деятельность любого предприятия неизбежно предполагает расходы.

Эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что все расходы оправданы прямыми и косвенными доходами;

2) принцип финансового контроля. Одним из важных способов контроля является проведение аудиторских проверок, т. е. осуществление независимых, вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и т. д.;

3) принцип финансового стимулирования. В рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятия в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания финансового характера;

4) принцип материальной ответственности. Сложившаяся система мер поощрения и критериев оценки деятельности каждого работника предприятия должна функционировать также на основе наложения материальной ответственности, сущность которой заключается в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями и их хранению и перемещению, должны «отвечать рублем» за неоправданный результат своей деятельности.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

 формы финансовых ресурсов;

 методы их формирования;

 система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо¬дов и расходов государства;

 организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут являться:

 политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

 экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

 социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

 мировом

 региональном

 национальном

 на уровне отдельных регионов внутри страны

 на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

 отдельного предпринимателя

 на уровне отдельного домохозяйства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

 бюджетная политика

 налоговая политика

 таможенная политика

 денежно-кредитная политика

 инвестиционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемыхорганами государственной власти в сфере финансов.

Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, объединяя в это понятие бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную политику. Иногда исследователи выделяют собственно финансовую политику и денежно-кредитную политику, затрагивающую вопросы денежного регулирования и прежде всего обеспечения денежного предложения.

Разграничение финансовой и денежной политики связано с тем, что осуществляемые в их рамках меры проводятся двумя формально независимыми государственными учреждениями — Министерством финансов и Центральным банком. Принципиально различен инструментарий (набор методов) той и другой политики. Кроме того, результаты проведения финансовой и денежной политики могут противоречить друг другу.

В рыночных условиях финансовая и денежная политика является основным элементом макроэкономической политики.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. Денежные системы стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта: чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

В узком смысле слова финансовая политика государства — это политика, проводимая государством в отношении доходов, расходов, а также государственного долга.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

25.

Кредит – одна из основных финансовых категорий. С его помощью происходит перераспределение материальных ресурсов в интересах развития производства и реализации продукции или предоставления и мобилизации средств физических и юридических лиц. Помимо этого, кредит воздействует на непрерывность процессов производства и реализации продукции, способствует расширенному воспроизводству (поскольку кредитные ресурсы используются в качестве источника увеличения основных средств, капитальных затрат).

Как экономическая категория кредит – определенный вид общественных отношений, которые связаны с движением стоимости (в денежной форме). Такое движение предполагает передачу денежных средств (ссуды) на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Несмотря на близость в реальной жизни кредита и денежных средств, первый, выраженный в денежной форме, нельзя отождествлять с деньгами.

Кредитные отношения возникают между субъектами экономики, предполагают наличие субъектов и объектов.

Субъект кредитной сделки – участник конкретных экономических отношений по поводу предоставления ссуды (кредитор, заемщик, посредник, гарант). Им могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты.

Кредитор – сторона, которая предоставляет в ссуду деньги или товары на заранее оговоренный срок и на определенных кредитным договором условиях.

Заемщик – получатель ссуды, который дает гарантию своевременного возвращения ссуженных средств кредитора.

В узком смысле объект кредитных отношений – вещь, под которую выдается ссуда или ради которой совершается сделка.

Выделяют следующие основные принципы кредитования:

1) срочности, согласно которому кредит должен быть возвращен в определенный срок;

2) дифференцированности, который предусматривает дифференциацию процентной ставки за кредит, сроков и размера кредита, вида и размера обеспечения с учетом конкретных условий;

3) обеспеченности, который обусловливает необходимость гарантий возвращения долга в виде юридически оформленных обязательств:

• залогового обязательства;

• договора гарантии;

• договора поручительства;

• договора страхования и т. д.;

4) платности и возвратности, в соответствии с которым заемщик, получая кредит как продукт банка, обязан не только возвратить долг, но и компенсировать ему произведенные расходы в соответствии с ценой, сложившейся на рынке и вытекающей из стратегии кредитного учреждения. Вспомогательные принципы кредитования:

• комплексности, согласно которому кредитная сделка должна учитывать состояние внешней среды; экономические и политические условия; финансовые возможности как кредитора, так и заемщика;

• экономичности, который характеризует достижение наибольшей эффективности кредитных операций при наименьших кредитных вложениях;

• целенаправленности, который означает, что банк дает деньги клиенту на осуществление конкретного проекта, обеспечивающего банку возвращение долга и уплату ссудного процента.