logo
vse_1

21. С. Морских рисков.

Комплекс морского страхования состоит из трех основных видов страхования:

 страхование каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств);

 страхование карго (перевозимых грузов);

 страхование ответственности судовладельцев (является наиболее сложным видом страхования в силу особой конструктивности, характера и условий эксплуатации морских плавучих средств, многочисленных правил и особенностей морской перевозки грузов, а также специфического законодательного регулирования).

Морское страхование возникло на базе морского торгового судоходства и своим появлением было обязано тому, что опасности и случайности морского плавания были крайне высоки в силу ряда обстоятельств: несовершенства морских судов, отсутствия надежных навигационных приборов, средств связи, карт и лоций многих регионов плавания и т. п. Морское страхование, его формы, условия развивались вместе с развитием морской торговли.

Морское страхование является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.

В морском страховании страховой интерес толкуется следующим образом: всякое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получающее выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь или повреждения, может быть страхователем. Может страховаться не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый интерес от благоприятного завершения морского предприятия (ожидаемая прибыль).

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, — судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

Основные требования к договору морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон содержатся в Кодексе торгового мореплавания. Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков.