logo
пром

2.1 Особенности маркетинга рынка b2b

Основные особенности сферы B2B (business-to-business, “бизнес для бизнеса”), в противоположность B2C (business-to-customer, “бизнес для потребителя”), состоят в том, что выбор покупателя в основном базируется на рациональных соображениях, и решение о заказе принимается не отдельным частным лицом, а коллективом специалистов, который часто называется “закупочным центром”.

Основные различия рынка B2B и B2C по типу приобретения:

В сфере B2B, благодаря наличию большого количества специализированных профессиональных изданий, а в особенности благодаря развитию интернета, заказчики хорошо информированы о товаре или услуге, основных характеристиках и дополнительных возможностях. В этих условиях возрастет роль имиджа (репутации) компании, сведений в публикациях специализированной прессы и отзывов других корпоративных потребителей. Не секрет, что многие промышленные потребители в период, предшествующий крупной закупке товаров долговременного пользования, проводят своеобразную промышленную разведку (так называемый маркетинг поставщиков).

Закупочный центр и его роль на рынке B2B

Закупочным центром обычно называют совокупность лиц или групп лиц, которые участвуют в процессе принятия решения о закупке. Участники такого закупочного центра имеют ряд общих целей (но они далеко не всегда полностью совпадают) и разделяют ответственность риска в связи с принятием решения. Маркетолог должен принять все возможные меры для того, чтобы снизить риски закупочного центра.

Выбор поставщика – варианты мотивации (зарубежные и казахстанские)

По данным Ф. Котлера, один из закупочных центров товаров промышленного назначения сообщил следующую иерархию важных для принятия решения характеристик поставщика, ранжированных в порядке важности:

  1. Наличие службы технической помощи

  2. Оперативность поставок

  3. Быстрота реакции на запросы

  4. Качество товара (услуги)

  5. Репутация поставщика

  6. Цена товара

  7. Полнота товарного ассортимента

  8. Квалификация персонала

  9. Возможности предоставления кредита

  10. Личные отношения и т. д.