Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как: - коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;
- ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих
участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;
- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в
ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает
приоритеты, органы контроля и даже управления.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующее: - перераспределительную функцию; - функцию страхования ценовых и финансовых рисков. Составные части рынка ценных бумаг имеют следующий состав и характеристики: Первичный рынок – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами; это первая стадия процесса реализации ценной бумаги; это первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями.
4
Вторичный рынок – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течении всего срока существования ценной бумаги. Организованный рынок ценных бумаг – это их обращение на основе твердоустойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками – участниками рынка по поручению других участников рынка. Неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами минус фондовую биржу. Биржевой рынок это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным.
Организованный внебюджетный рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.
Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и
компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через
компьютерные сети, объединяющих соответствующих фондовых посредников в
единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:
- отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели ,
следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;
- полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания;
- роль участников рынка сводится только к вводу своих заявок на куплюпродажу ценных бумаг в систему торгов.
Кассовый рынок ценных бумаг – это рынок с немедленным исполнением сделок в течении 1 – 2 рабочих дней. Срочный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения превышающим 2 дня. Чаще всего со сроком исполнения 3 месяца.
1.2 Регулирование рынка ценных бумаг (Рынок ценных бумаг) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
5
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников:
эмитентов; инвесторов; профессиональных фондовых посредников; организаций инфраструктуры рынка… Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:
эмиссионные; посреднические; инвестиционные; спекулятивные; залоговые; трастовые и т.п. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг , или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг.С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
6
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели: поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ; воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) . Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу; отбор профессиональных участников рынка; современный рынка ценных бумаг,как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. Принципы регулирования рынка ценных бумаг
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг
Основные принципы:
Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
7
2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;
8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .