Тема 2. 2. Тарифная политика в области страхования
При расчете тарифов по страхованию имущества нетто-тариф как вероятность несения определенного ущерба выражает ответственность, которую взял на себя страховщик. Если в условиях страхования предусмотрена ответственность страховщика по нескольким рисками, то совокупная нетто-ставка равна сумме частных нетто - ставок. Кроме того, на размер нетто-ставки влияет огнестойкость строений, взрыво и пожароопасность производства, нахождение имущества, финансовая устойчивость заемщика, характер транспортировки грузов и т.д. Все эти факторы влияют на степень вероятности нанесения ущерба, лежат в основе дифференциации тарифных ставок.
Особенности построения тарифов по страхованию жизни:
1. Расчеты производятся с использованием демографических данных статистики и теории вероятности.
2. Используются способы долгосрочных финансовых исчислений.
3. Нетто-ставки могут состоять из нескольких частей, каждая из которых призвана сформировать страховой фонд по одному из видов страхования.
Тарифная политика в области страхования – целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению страховых тарифов в интересах безубыточного развития страховщика.
Принципы тарифной политики:
1. Эквивалентность страховых отношений сторон, то есть нетто - ставка должна максимально соответствовать вероятности ущерба, чем обеспечивается возвратность средств страхового фонда за тарифный период.
2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей.
3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного периода времени.
4. Расширение объема страховой ответственности, если позволяют действующие тарифные ставки. Этот принцип обеспечивается стабильным снижением убыточности страховых сумм.
5. Окупаемость и прибыльность страховых операций.
Формирование страховых тарифов обеспечивает страховщику достаточные фонды для выплаты компенсации (возмещение), создания резервных (запасных), превентивных и прочих фондов, покрывает затраты на ведение дела и развитие страховщика. Страховые организации устанавливают размеры премий самостоятельно, либо в денежном выражении, либо в процентах от страховой суммы.
Распоряжением органа страхового надзора утверждены две методики расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования. Учитывая особую сложность оценки страховых рисков и расчетов страховых тарифов для начинающих страховщиков рекомендуется использовать именно данные методики, применяя их при подготовке документов к государственному лицензированию.
Первая методика предназначена для расчета тарифов, как по отдельному риску, так и по всему страховому портфелю. Методика применима для расчета тарифов по рискам, характеризующимся устойчивости реализации в течение трех – пяти лет, независимостью наступления страховых случаев по отдельным договорам.
Вторая методика предназначена для расчетов тарифов по отдельному виду страхования на основе анализа фактической убыточности за три - пять лет. Использование данной методики не связанно с требованиями независимости наступления страховых случаев по отдельным договорам, т.е. допустима кумуляция рисков. Расчеты по данной методике осуществляются только в том случае, когда динамика фактической убыточности, лежащая в основе прогноза будущей убыточности описывается системой линейных уравнений.
Первая методика расчета страховых тарифов по массовым рисковым видам страхования.
Для ознакомления с исчислениями введем обозначения:
– количество заключенных договоров или объектов страхования
– количество страховых случаев в n договорах.
– вероятность наступления страхового случая по одному договору, определяется как отношение М к N.
– средняя страховая сумма по одному договору
– среднее страховое возмещение по одному договору
Тариф – брутто определяется по формуле:
,
где – нагрузка,
Т - тариф- нетто, определяемый по формуле:
,
где – рисковая надбавка,
Т - тариф основной, определяемый по формуле:
Т
Расчет рисковой надбавки производится при наличии данных о разбросе страховых возмещений по формуле:
P = 1,2 · Т · α(γ) · ,
где α – коэффициент, который зависит от гарантии безопасности γ, значение которого берется из таблицы:
γ | 0,84 | 0,90 | 0,95 | 0,98 | 0,9986 |
α | 1,0 | 1,3 | 1,645 | 2,0 | 3,0 |
Исходя из проведенных расчетов определяется тариф-брутто по формуле:
Т=
Решение типовых задач можно найти в Практикуме по страхованию.
Расчет тарифов по страхованию жизни
Страховщик заключает договор страхования 40-летних граждан на дожитие до 45 лет. Дожившие получают страховую выплату 100 ед. Страховщик имеет возможность в результате инвестирования средств ежегодно начислять на исходный фонд 3 сложных процента годовых. По условиям договора предполагается разовый платеж.
40-летних - 92246 человек
45-летних - 90096 человек
Тарифная политика страховых компаний в современных условиях
Любая страховая компания при введении нового вида страхования сталкивается с проблемой определения нетто-ставки (а в связи с инфляцией и непредсказуемой налоговой политикой – и брутто-ставки), что вызвано либо полным отсутствием статистических данных, либо с их недостоверностью. Обычно в таких случаях ставки устанавливаются по аналогии с другими страховыми компаниями и далее корректируются на основе собранной в результате процесса страхования информации. Естественно, что показатель убыточности страховой суммы, лежащей в основе расчета страхового тарифа по «классическому» варианту, по впервые вводимому виду страхования рассчитан быть не может. Для правильного расчета тарифа в этом случае могут быть использованы данные разного рода статистических наблюдений от источников, не связанных с проведением страховой деятельности, а также экспертные оценки. С аналогичной проблемой страховые компании сталкиваются и тогда, когда на страхование принимаются редкие уникальные объекты (космические аппараты, ядерные установки, нефтяные платформы, воздушные и морские суда и др.). В принципе, из - за особенностей индустриального развития России любое более или менее крупное предприятие является единственном в своем роде (если принять во внимание характер производства, уровень изношенности основных фондов, район расположения, применяемую технологию, используемую технику, развитость инфрактрустуры и т.п.), в связи с чем, при расчете тарифов здесь трудно воспользоваться традиционными методами, основанными на законе больших чисел. В нынешних условиях развития российского страхового рынка зачастую невозможно воспользоваться даже уже накопленными страховыми компаниями данными из-за постоянно изменяющейся экономической ситуации. В условиях страховой монополии, чем меньшее количество объектов принято на страхование, тем большим может быть размер тарифной ставки. Но в условиях рынка, когда действует множество страховщиков, такой подход неприемлем: поскольку для любого страхователя размер платы за страховую услугу, в качестве которой и выступает страховой взнос, должен зависеть только от реальной стоимости риска, а не от того, какое количество аналогичных договоров страхования имеется в портфеле той или иной компании.
Сегодня типичному российскому страховщику, имеющему малый портфель, чрезвычайно сложно точно оценить тот или иной риск, руководствуясь собственным опытом. В данном случае он может опираться либо на ставки, уже действующие на рынке, либо на информацию крупных страховых компаний, имеющих достаточно представительный портфель по конкретному виду страхования и готовых «открыть» свои показатели. Решению этой проблемы способствовала бы консолидация российских страховщиков, поскольку это позволило бы с максимальной эффективностью проводить целенаправленные исследования, опираясь на разработки отечественных и зарубежных специалистов.
В современных условиях, когда страхование производится различными страховыми организациями, размер тарифной ставки становится одним из элементов конкуренции, которая постоянно стимулирует страховщиков к снижению тарифов для привлечения страхователей. Правда, если страховщик осуществляет по какому либо виду страхования единичные сделки, размер страхового тарифа не так важен для обеспечения финансовой устойчивости поскольку в данном случае закон больших чисел не действует, однако тариф должен и здесь учитывать сложившийся уровень избыточности на рынке с тем, чтобы принятый риск мог быть без труда передан в перестрахование, либо сострахован. При проведении же массовых видов страхования значительное отклонение тарифных ставок от их объективных основ может разрушить финансовую устойчивость страховщика, привести к невозможности выполнения обязательств перед страхователями. С другой стороны, завышение размеров страховых тарифов, которое может иметь место при монопольном положении какого-либо страховщика (или группы страховщиков, связанных картельным соглашением) на страховом рынке, либо при проведении обязательных видов страхования, ведет к излишней уплате страхователями страховых взносов, т. е. нарушению принципа эквивалентности взаимоотношений сторон в страховании. Таким образом, «рыночное регулирование страхового тарифа не гарантирует соблюдение интересов страховщика, страхователя и общества». Поэтому соблюдение принципов построения страховых тарифов должно контролироваться органом страхового надзора, чтобы не допускать их завышения или занижения.
- Тема 2.1. Составляющие финансовой устойчивости страховщика
- Тема 2. 2. Тарифная политика в области страхования
- Тема 2.3. Учет и размещение страховых резервов
- Виды страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
- Расчет резерва незаработанной премии
- Расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков
- Расчет резерва произошедших, но незаявленных убытков
- Расчет стабилизационного резерва
- Расчет резерва выравнивания убытков
- Расчет стабилизационного резерва по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- Тема 2.4. Перестрахование