logo
ОДКБ2014

3 Устав банка и его содержание.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

В уставе банка должны содержаться:

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковских операций.

Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников). В уставном фонде банка определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов банка.

Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком.

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка.

Под собственными средствами учредителя (участника) банка следует понимать приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащие ему на праве собственности либо в силу иного вещного права.

Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства.

Вклад в уставный фонд банка не может быть внесен в виде имущества, право распоряжения которым ограничено в соответствии с законодательством Республики Беларусь или ранее заключенными договорами и для передачи которого не получено соответствующее разрешение либо иным образом не соблюден установленный законодательством Республики Беларусь или договором порядок его передачи.

Денежные вклады в уставный фонд банка вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в уставный фонд.

Средства государственного бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также объекты государственной собственности могут быть использованы для формирования уставного фонда банка только в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.

  1. Виды банков и банковские объединения.

Коммер. банки, их цель деятельности, активные и пассивные операции.

Банки действуют в сфере обмена, а не производства, хотя воздействуют на производство косвенными способами.

Виды банков по территории деятельности(международные, национальные, региональные, межрегиональные);

По форме собственности (государственные, акционерные, муниципальные, иностранные, частные);

по отраслевому признаку;

по набору банковских услуг (универсальные, специализированные);

по функциональным признакам (эмиссионный, ипотечный - под залог имущества; инвестицион; депозит; трастов);

по срокам выдаваемых ссуд(долго-и краткосроч);

по организационной структуре (единый, банковская группа, банк.объединения)

  1. Порядок создания и прекращения деятельности банков Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк Республики Беларусь следующие документы:  - заявление о государственной регистрации. В нем должен содержаться перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;  - устав банка;  - выписку из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;  - документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета);  - копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц;  - сведения об учредителях — физических лицах;  - справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;  - документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;  - анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Претендент на место руководителя исполнительного органа банка должен предоставить сведения о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка; будущий главный бухгалтер — о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка. Кроме этого кандидаты на обе должности предоставляют сведения об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;  - документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка каждым инвестором;  - копии платежных документов о перечислении денежных средств в уставный фонд, акт оценочной комиссии о стоимости неденежного вклада, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества;  - бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;  - документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций: средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла и т.д.);  - платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка и общую лицензию.  Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества дополнительно представляются нотариально удостоверенный учредительный договор банка и список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка. Для регистрации и получения лицензии иностранному банку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории Республики Беларусь. Иностранному учредителю (юридическому лицу) необходимо представить документы, содержащие доказательство его юридического статуса и платежеспособности. При внесении иностранным инвестором в уставный фонд банка свободно конвертируемой валюты представление деклараций не требуется.  Рассмотрение документов для решения вопроса о регистрации банка должно осуществляться в течение не более чем двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.  Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка.  При положительном решении вопроса о регистрации банка отдел лицензирования производит соответствующую запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает руководителю банка удостоверение и свидетельство о государственной регистрации. В обязательном порядке данные о государственной регистрации сообщаются:  Министерству финансов Республики Беларусь;  Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;  Инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения банка;  Республиканскому унитарному предприятию "Белорусский межбанковский расчетный центр".  Банковским законодательством определен ряд причин, по которым банку может быть отказано в регистрации. Основаниями для отказа в государственной регистрации банка являются:  не сформированный в объявленном размере уставный фонд;  несоответствие квалификационным требованиям руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;  выявление недостоверной информации в представленных для государственной регистрации документах;  несоответствие статуса и финансового состояния учредителей установленным требованиям. 

  1. Экономическая характеристика ресурсов коммерческого банка, их классификация.

Собственные средства — это уставный фонд и другие фонды банка, создаваемые для обеспечения финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы. В состав собственных средств входят: фонды - уставный, резервный, специальные, экономического стимулирования; резервы на покрытие кредитных рисков и от обесценения ценных бумаг; средства на производственное и социальное развитие; прибыль текущего года и нe-распределенная прибыль прошлых лет.

Уставный фонд является гарантом экономической устойчивости банка. Собственные средства представляют собой состояние акционеров в коммерческом банке, т.е. чистую стоимость банка. Поэтому их движение является предметом особого отчета в комплексе финансовой отчетности, составленной по международным правилам.

Источниками привлеченных банковских ресурсов служат денежные фонды, которые банк привлекает самостоятельно с целью обеспечения своей ликвидности.

Среди них - кредиты, полученные у других банков; ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе. Они получили название управляемых пассивов. Эти пассивы дают банкам возможность восполнять депозитные потери, быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам (например, к неожиданному оттоку депозитов, к неожиданным заявкам на предоставление кредита).

Получение займа у Национального банка — традиционная пассивная операция коммерческих банков, связанная с оказанием им помощи Национальным Банком при временном недостатке резервов.

Соглашения об обратном выкупе возникли как новые источники ресурсов коммерческих банков. Такое соглашение может быть заключено между банком и фирмой (или дилерами по государственным ценным бумагам). Когда некая фирма желает вложить большую сумму наличных денег на очень короткий срок, она вкладывает их в соглашение об обратном выкупе, поскольку оно обладает высокой ликвидностью. Фирма может вернуть средства на следующий день и получить по ним проценты лишь немного ниже, чем по депозитным сертификатам. Эти соглашения стали важным каналом для размещения временно свободных средств.

В белорусской практике к пассивным операциям коммерческих банков относят:

• прием вкладов (депозитов) в белорусской и иностранной валюте;

• открытие и ведение счетов клиентов, в том числе счетов ЛОРО банков корреспондентов в белорусской и иностранной валюте;

• выпуск собственных ценных бумаг (акций и облигаций), а также выпуск ценных бумаг как финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов) в белорусской и иностранной валюте;

• получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных.

Не вся совокупность мобилизованных в банке средств свободна для совершения активных операций банка, а только его кредитный потенциал. Кредитный потенциал коммерческого банка — это величина мобилизованных в банке средств за минусом резерва ликвидности.

С учетом принципа ликвидности все средства кредитного потенциала коммерческого банка можно разделить по степени их стабильности: абсолютно стабильные, стабильные и нестабильные средства.

В состав абсолютно стабильных средств включаются: собственные средства банка; средства, депонированные на определенный срок; средства, полученные от других банков. Стабильные средства — это все депонированные средства по предъявлении комитентов банка, чья динамика изучена банком; при этом установлена средняя сумма средств, которыми банк может располагать в любое время для их направления в определенные активы. Нестабильные средства создают депонированные средства, которые появляются периодически и динамику которых трудно предусмотреть.

Данные закономерности необходимо использовать для выработки правильной политики в области распределения средств кредитного потенциала и ликвидности банка. Одна из основных целей банковской политики в распределении средств кредитного потенциала — это обеспечение соответствия структуры источников средств со структурой активов банка.

В том случае, когда банк предоставляет средства в среднем на более длительные сроки, чем срочность средств кредитного потенциала, он может осуществить срочную трансформацию средств. Возможность трансформации связана с тем, что средства депозитов по предъявлении концентрируются в банке от разных депонентов, которые их используют с различной динамикой. Степень трансформации должна соответствовать уровню ликвидности в момент трансформации средств.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что трансформация средств кредитного потенциала является одной из основных причин обострения проблемы банковской ликвидности. Для оценки степени риска срочной трансформации целесообразно регулировать отражение в учете сроков активных и пассивных операций. Качественное и количественное равновесие прилива и отлива средств кредитного потенциала является важным фактором в практике поддержания ликвидности банка.

Анализ объема, структуры и динамики пассивов банка позволяет определить общий рост или снижение соответствующих групп пассивов, и, при условии дополнительного анализа внутренней ситуации в банке и общеэкономической ситуации, установить факторы, влияющие на эту динамику и таким образом разработать меры, позволяющие корректировать сложившуюся динамику. Анализ структуры пассивов по видам привлечения позволит в дальнейшем при условии определения расходов по процентам (уплаченным), выявить стоимость привлекаемых ресурсов по группам и в целом по всем ресурсам банка.

  1. Формы реорганизации банка

Слияние и присоединение в банках

Процедуры слияния и присоединения банков отличаются от аналогичных процедур в отношении других юридических лиц. Во-первых, они находятся под надзором Банка России и - что является новеллой для этого процесса - внешнего аудитора; во-вторых, сама процедура начинается задолго до проведения общего собрания, на котором участниками банков будет принято решение об их судьбе.

Разделение и выделение

Разделение кредитных институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т.п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации.

При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Преобразования

Реорганизация кредитной организации в форме преобразования. При преобразовании кредитной организации - юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) - к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

  1. Порядок прекращения деятельности банка

Ликвидация банка влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка. Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основными причинами самоликвидации могут быть: истечение срока, на который создавался банк; достижение цели, ради которой он был создан; решение учредителя о дальнейшей нецелесообразности функционирования банка.

Основными причинами принудительной ликвидации по решению Национального банка, как правило, являются: задержка начала деятельности банка более чем на шесть месяцев с момента его регистрации; нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда; нарушение банком законодательства, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых выдана лицензия; неоднократное в течение отчетного периода представление недостоверной отчетности, скрывающей действительное положение дел; осуществление недобросовестной рекламы и неоднократное нарушение прав потребителей и др.

Руководство банка при получении решения о принудительной ликвидации банка (согласие на самоликвидацию) должно возвратить в Национальный банк все виды лицензий для последующего их аннулирования.

Для осуществления процедуры ликвидации банка органом, принявшим данное решение, создается ликвидационная комиссия, назначается ее председатель, устанавливаются порядок и сроки ликвидации. Сообщение о предстоящей ликвидации банка публикуется в открытой печати. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния ликвидируемого банка, подготавливает отчет и ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Данные документы направляются в Национальный банк для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации.