logo
Деньги, кредит, банки 2

Небанковские кредитно-финансовые институты и их операции.

Небанковские кредитно-финансовые институты — это учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковским. Поэтому в англоязычной экономической литературе небанковские кредитно-финансовые институты получили название «околобанки» (near-banks). Так, в сфере кредитования определенную конкуренцию коммерческим банкам могут составить кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании и некоторые другие учреждения.

Кредитные кооперативы создаются на паевой основе предприятиями (как правило, мелкими) или частными лицами с целью кредитования производственных и потребительских нужд членов-пайщиков. Такие учреждения стали возникать в Европе в середине XIX в. в связи с развитием мелкотоварного производства, наибольшее развитие получив в Германии (в форме городских и сельских кредитных товариществ) и России (в форме обществ взаимного кредита, ссудных и ссудо-сберегательных товариществ).

В настоящее время свыше 80 стран охвачено сетью кредитных кооперативов. Они оказывают своим клиентам широкий спектр услуг: открывают накопительные, пенсионные и другие счета своим членам, предоставляют долгосрочные займы и открывают кредитные линии на покупку дома, автомашины, оплату обучения, участвуют в чековом и вексельном обращении, выступают финансовыми консультантами по отношению к своим пайщикам и организуют их финансово-правовое обучение. Благодаря минимальным расходам на организационную деятельность и максимальной оборачиваемости капитала кредитные кооперативы становятся конкурентами коммерческих банков в обслуживании частных лиц. Процентная ставка по кредитам здесь, как правило, существенно ниже, чем в банках.

В начале нынешнего столетия Россия была мировым лидером по числу Кредитных кооперативов и одной из ведущих стран по числу состоящих в них членов. В советский период кредитная кооперация существовала в основном в форме создававшихся на предприятиях и в организациях касс взаимопомощи. Создание кредитных кооперативов было возобновлено с началом развития в нашей стране рыночных отношений. Один из первых юридически оформленных и действующих кредитных кооперативов — кредитный союз потребителей «Золото Атлантиды» в Москве. Однако в целом на российском банковском рынке кредитные кооперативы пока сколько-нибудь заметной роли не играют.

Ломбарды. Несколько большее распространение в современной России получили ломбарды — один из наиболее старых видов кредитных учреждений. Считается, что первый ломбард был учрежден в XV в. во Франции ростовщиками, выходцами из Ломбардии. Ломбарды традиционно занимались кредитованием физических лиц под залог личного движимого имущества (изделий из драгоценных металлов, предметов искусства и антиквариата, автомобилей и т.д.). Помимо этого, в частности в дореволюционной России и впоследствии в СССР, одной из целей создания ломбардов наряду с выдачей ссуд под залог было предоставление населению возможности хранения предметов личного пользования и домашнего обихода.

В настоящее время ломбарды (иногда под названием залоговых или кредитно-залоговых компаний) создают многие российские коммерческие компании в рамках диверсификации своей деятельности, пользуясь тем, что отечественные банки пока еще мало внимания уделяют потребительскому кредитованию. Однако если в сфере кредитования ломбарды могут составить конкуренцию банкам за счет большей мобильности, готовности иметь дело с мелкими заемщиками, то они серьезно проигрывают и степени надежности хранения залога. Многие из вновь создаваемых ломбардов, к сожалению, не имеют соответствующим образом оборудованных хранилищ для ценностей и надежной охраны.

Лизинговые компании. В начале 50-х годов в США, а с 60-х годов — в странах Западной Европы появился новый вид предпринимательской деятельности — лизинг. Лизинговые компании стали приобретать машины, оборудование, транспортные средства и предоставлять это имущество в аренду обычно на 5—8 и более лет фирме-арендатору, постепенно погашающей задолженность по мере использования имущества. К началу 80-х годов лизинг получил широкое распространение: по оценке западных экономистов, в развитых странах посредством лизинга покрывается от 6 до 20% ежегодныхпотребностей в средствах для инвестиций в основные фонды. Поскольку лизинг является по существу разновидностью косвенного кредитования (кредитом в товарной форме), он попал в сферу пристального внимания банковских учреждений, и в настоящее время лизинговые операции осуществляются не только специализированными компаниями, но и коммерческими банками.

В нашей стране первая лизинговая компания была зарегистрирована еще в 1990 г. («Евролизинг ГмбХ»), Символично, что в числе ее основных учредителей были банки. С тех пор были созданы и другие лизинговые компании. Начинают заниматься лизингом и коммерческие банки — как непосредственно, так и посредством учреждения специализированных дочерних фирм. Однако в целом лизинг в России пока еще развит довольно слабо.

Факторинговые компании. Другой формой косвенного кредитования, практикуемой как банками, так и «околобанками», является факторинг, выражающийся в приобретении финансовым институтом у поставщиков права требования по поставкам товаров и оказанию услуг, принятии рисков исполнения таких требований и их последующей инкассации. Первоначально (XVI—XVII вв.) факторинг возник как операция чисто товарного характера и предлагался специализированными посредниками — факторинговыми компаниями, и только с 60-х годов XX в. наиболее распространенным стал финансовый факторинг, который был освоен и банками. Оборот факторинговых компаний в мире постоянно растет, большая их часть объединена в четыре группы, в одну из которых уже вступили два российских банка. В России факторинг, как и лизинг, развит пока что слабо и предлагается в основном коммерческими банками.

Форфейтинговые компании. Фирмам-экспортерам коммерческие банки предлагают такую форму косвенного кредитования, как.форфейтинг (форфетирование), заключающийся в кредитовании экспорта путем покупки без оборота на продавца коммерческих векселей и иных долговых требований по внешнеторговым сделкам. Иными словами, форфейтинг представляет собой форму трансформации предпринимательского коммерческого кредита в кредит банковский. В отличие от лизинга и факторинга, которые первоначально осуществлялись специализированными компаниями, форфейтинг с момента своего появления после Второй мировой войны осуществлялся коммерческими банками, и лишь по мере увеличения объема операций стали создаваться специализированные форфейтинговые компании. В России форфейтинговые услуги оказываются коммерческими банками.

Учетно-вексельные конторы. Важное значение в экономике, особенно в условиях существующего в России кризиса неплатежей, может иметь хорошая организация вексельного обращения, и в частности организация системы учета векселей. Наряду с банками такие услуги оказывают и специализированные организации — учетные (акцептные) дома, учетно-вексельные конторы и др. Например, организация вексельного обращения в России составляет предмет деятельности акцептного дома «ЕЭС». Им создана сеть учетно-вексельных контор (УВК), деятельность которых направлена на укрепление финансовой стабилизации в регионах.

Негосударственные пенсионные фонды. Кредитование не является единственной сферой, где коммерческие банки сталкиваются с конкуренцией «околобанков». В частности, в конкуренцию с банками за привлечение свободных средств клиентов вступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), осуществляющие дополнительное добровольное пенсионное обеспечение за счет взносов работодателей и граждан. Активное создание в России негосударственных пенсионных фондов в какой-то мере сократило приток вкладов в коммерческие банки.

Страховые компании предлагают своим клиентам договоры страхования, часть из которых может, по существу, рассматриваться как субституты банковских вкладов. Так, еще в советский период учреждения Госстраха СССР предлагали такие формы страхования, как страхование детей, страхование к бракосочетанию, страхование на дожитие (являвшиеся аналогами срочных вкладов с дополнительными взносами), а также страхование дополнительной пенсии (в некоторой степени сходное с заключением договора сберегательного вклада в банке).

Вновь создаваемые в постперестроечной России страховые компании расширили ассортимент подобных услуг. Например, одна страховая компания предложила потенциальным клиентам бессрочный страховой сертификат, предназначенный для пожизненного индивидуального, семейного и коллективного страхования от несчастных случаев, утверждая, что клиент может в любой момент без всяких ограничений возвратить полис компании и получить деньги с приращением, точно компенсирующим потери от инфляции. В этом примере страховая компания предлагает, по сути дела, аналог онкольного вклада, хотя и в завуалированной форме. Некоторые же страховщики конкурируют с банками открыто, рекламируя услуги по возвратному страхованию жизни, накопительному, сберегательному страхованию, страхованию от инфляции.

Помимо этого, страховые компании в некоторых странах (например, в Германии) занимаются долгосрочным кредитованием промышленных и торговых фирм. Существуют специализированные страховые компании, практикующие такой вид банковских услуг, как выдача гарантий.

Коммерческие банки также не оставляют страховой рынок без внимания. В США на протяжении последних лет наблюдался значительный рост интереса коммерческих банков к участию в страховой деятельности. Стремясь к расширению клиентуры, многие крупные банки активно разрабатывали концепцию «опе-stop-shopping», т.е. удовлетворение всех финансовых нужд клиента, включая и страхование, в одном месте. Однако на пути к полноправному участию банков в страховой деятельности существует множество законодательных препятствий. Так, ныне действующий на федеральном уровне акт Гана — Сен-Жермена прямо указывает на то, что банки США не могут участвовать в страховой деятельности, поскольку такая деятельность «нехарактерна» для их природы; и лишь в одном штате — Южной Дакоте — местное законодательство открыто разрешает зарегистрированным в штате банкам заниматься страховой деятельностью. Несмотря на это, многие банки смогли найти необходимые лазейки в законодательстве (в первую очередь на уровне штатов) и в настоящее время активно предлагают целый набор страховых продуктов.

Риэлторские фирмы. До некоторой степени подобная картина наблюдается и в отношениях коммерческих банков с риэлторскими фирмами. С одной стороны, инвестиции в недвижимость, осуществляемые при посредничестве профессиональных риэлторов, могут рассматриваться как субституты другим видам инвестиций, включая банковские вклады. С другой стороны, сами банки могут проникать на рынок недвижимости. Как отмечают российские эксперты, одним из наиболее заметных явлений, все более заметным на московском рынке недвижимости, становится активное участие в операциях на нем крупных коммерческих банков (в то время как ранее участие банков на этом рынке ограничивалось почти исключительно разовыми действиями, например при покупке офиса, квартир для своих сотрудников и т.д.). Это естественный результат того, что многие банки обладают уже значительными объемами свободных денег, которые требуют вложения в выгодные операции. Недвижимость же традиционно считается наиболее привлекательным объектом размещения средств. Наметившееся широкомасштабное «вторжение» банковского капитала на рынок недвижимости проявляется, в частности, в выделении надежным риэлторам крупных кредитов.

Пожалуй, наиболее многочисленной группой небанковских финансовых институтов, соперничающих с банками на рынке инвестиционных услуг, являются разнообразные институты фондового рынка — эмитенты, инвесторы и инвестиционные институты.

Эмитенты ценных бумаг. Теоретически в качестве конкурента коммерческих банков за привлечение средств юридических и физических лиц может рассматриваться любой эмитент ценных бумаг, поскольку он увеличивает предложение инвестиционных возможностей на рынке, который мы определяем как банковский. Однако это относится в основном к эмитентам долговых обязательств (облигаций, векселей и т.д.), в то время как эмиссия предприятиями и организациями акций увеличивает не только предложение, но и спрос на банковском рынке, а именно спрос на эмиссионные услуги банков (организация эмиссии и размещения ценных бумаг сторонних эмитентов на первичном рынке). Кроме того, обилие эмитентов акций является необходимой предпосылкой для оказания банками посреднических услуг клиентам по приобретению и реализации фондовых ценностей.

В связи с этим основная конкуренция коммерческих банков на рынке ценных бумаг разворачивается не столько с эмитентами, сколько с институциональными инвесторами и инвестиционными институтами. По мнению специалистов, рынок ценных бумаг в России — это остроконкурентный рынок, на котором и в ближайшей, и в отдаленной перспективе будет разворачиваться ожесточенная конкуренция между банками и небанковскими инвестиционными институтами.

В нашей стране инвестиционным институтом может выступать юридическое лицо, создаваемое в любой допускаемой законом форме и осуществляющее свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании или инвестиционного фонда.

Финансовые брокеры и инвестиционные консультанты. Финансовые брокеры выполняют посреднические (агентские) функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. В период широкомасштабной приватизации государственной собственности многие финансовые брокеры проводили работу с самым широким кругом инвесторов по принципу фондовых магазинов. Деятельность инвестиционного консультанта ограничивается оказанием консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Поскольку по законодательству инвестиционные институты должны осуществлять свою деятельность с ценными бумагами как исключительную, каждый из двух названных типов инвестиционных институтов соперничает с коммерческими банками только по одному виду услуг — выпуску и обращению ценных бумаг.

Инвестиционные компании. Несколько шире сфера деятельности (и, следовательно, степень вовлеченности в банковскую конкуренцию) инвестиционных компаний. В нее входят: организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; вложение средств в ценные бумаги; купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг (объявление на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать).

Инвестиционные фонды представляют собой финансовый институт, который аккумулирует средства мелких инвесторов путем эмиссии собственных акций и обеспечивает их вложение от своего имени в ценные бумаги других эмитентов, а также на банковские счета и во вклады.

На Западе аналогичные институты, именовавшиеся фондами взаимного инвестирования, или взаимными фондами (mutual funds), появились в США в 1924 г. После окончания Второй мировой войны инвестиционные фонды стали наиболее динамично развивающимися финансовыми институтами. Сейчас они занимают третье место по сумме активов среди институциональных инвесторов США — вслед за пенсионными фондами корпораций и страховыми компаниями, но перед трастовыми департаментами банков.

В то же время следует отметить, что в индустриально развитых странах понятия «инвестиционный фонд» и «инвестиционная компания» во многом являются синонимами. Отличие заключается в том, что инвестиционные компании могут иметь несколько инвестиционных фондов, понимаемых как наборы ценных бумаг («портфели инвестиций»), которыми управляют отдельные команды менеджеров. При этом все акции или контрольные пакеты акций каждого инвестиционного фонда находятся во владении головной инвестиционной компании, которая называется управляющей компанией.

В Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» содержится весьма расширенное понятие инвестиционного фонда, которое по сути приравнивает его к компаниям, считающимся инвестиционными согласно международным критериям. Инвестиционным фондом признается любое АООТ, деятельность которого соответствует одновременно двум критериям: 1) фонд осуществляет деятельность, заключающуюся в привлечении средств за счет эмиссии собственных акций, инвестировании собственных средств в ценные бумаги других эмитентов, торговле ценными бумагами: 2) фонд владеет инвестиционными ценными бумагами, стоимость которых составляет 30% и более от обшей стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года.

Компании рискового финансирования. Своеобразной разновидностью инвестиционных фондов являются компании (фонды) рискового финансирования — общества долевого участия и венчурные фирмы. Общества долевого участия, получившие развитие, в частности, в Германии, занимаются предоставлением собственного капитала в форме долевого участия на ограниченное время мелким и средним предприятиям, не имеющим права на эмиссию собственных акций. При этом в качестве «получателей» капитала в данном случае выступают только устойчивые предприятия, характеризующиеся стабильным ростом и высокими доходами. В отличие от этого венчурные фирмы предоставляют финансирование исключительно молодым инновативным предприятиям с хорошими перспективами роста. Однако в обоих случаях финансирование осуществляется из целевого фонда, средства которого формируются путем размещения ценных бумаг среди институциональных и частных инвесторов. Эти компании можно рассматривать и как конкурентов банков по кредитным услугам.

Финансовые компании. Помимо перечисленных типов инвестиционных институтов на российском фондовом рынке определенное распространение получили структуры, именуемые финансовыми компаниями. Однако более подробное ознакомление с направлениями их уставной деятельности свидетельствует о том, что они практически ничем не отличаются от инвестиционных компаний. В зарубежной практике под финансовой компанией понимается корпорация, финансирующая выбранный по некоторому критерию определенный, достаточно узкий круг других корпораций и не осуществляющая диверсификации вложений, свойственных инвестиционной компании и другим подобным структурам. Как правило, финансовые и инвестиционные компании, в отличие от холдинговых компаний, не имеют контрольных пакетов акций финансируемых ими корпораций.

В то же время специфической чертой российского финансового рынка стало то, что деятельность целого ряда инвестиционных и финансовых компаний выходила за рамки разрешенной законом и включала (иногда в завуалированном виде) прием вкладов, выдачу кредитов и другие виды деятельности, совершение которых требует наличия банковской лицензии. Помимо этого, под вывеской финансовых компаний, кредитно-сберегательных агентств и т.п. на рынке финансовых услуг действовали многочисленные общества и товарищества, не имеющие вообще никакой лицензии.

Дилинговые центры. Относительно недавно на российском рынке появился новый вид инвестиционных услуг — валютный дидинг, предоставляющий клиенту возможность непосредственного доступа на международные финансовые рынки и проведения за свой счет операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и прочих активов. За рубежом существует целый ряд брокерских домов и финансовых компаний, проводящих дилинговые операции в течение многих десятилетий. В настоящее время в России и ближнем зарубежье при участии этих и других компаний создан ряд дилинговых центров. Реакция коммерческих банков не заставила себя долго ждать: например, Автобанк открыл в Москве уже два дилинговых центра. При этом банкиры высказывают уверенность в том, что конкурентные преимущества в проведении дилинговых операций будут на их стороне, поскольку российские банки предлагают не просто более выгодные условия, но и гарантии сохранности средств.

Клиринговые палаты. На российском рынке расчетно-кассовых услуг в последнее время стали активно возникать клиринговые палаты. В основном они создаются на основе межбанковской кооперации (например, Московский клиринговый центр. Центральная расчетная палата) и для банков-участии ков являются своего рода поставщиками, так как обеспечивают расширение возможностей банков в сфере организации безналичных расчетов, дополняя систему расчетно-кассовых центров Центрального банка РФ. В то же время юридически самостоятельные клиринговые палаты могут рассматриваться какконкуренты коммерческим банкам, имеющим собственные расчетно-клиринговые системы (Инкомбанк, банк «Менатеп», Тверьуниверсалбанк, Оргбанк), а также банкам, делающим ставку на прямые корреспондентские отношения.

Эмитенты пластиковых карт. Конкуренция банков с небанковскими финансовыми институтами наблюдается и в такой бурно развивающейся области финансового бизнеса, как выпуск и обслуживание пластиковых (кредитных, дебетных и дисконтных) карт. Изначально эмиссией карт занимались компании . кредитных карт («Америкэн Экспресс», «Дайнерс Клаб», «Карт Бланш* и др.) и дисконтные компании (например, IAPA, ETN, «Countdown» — за рубежом, «Moscow Times», «Экстра-Клуб» — в России). Успех этих компаний способствовал тому, что позже пластиковые карты стали выпускать нефинансовые предприятия (телефонные компании, владельцы сетей Супермаркетов, отелей, бензоколонок и т.п.) и банки.

Следует отметить, что банковские системы пластиковых карт создаются, как правило, на основе межбанковской кооперации. В принципе, основать свою систему пластиковых карт может и отдельный банк. Например, саратовским «Наратбанком» была проведена эмиссия карт «Нарат-кард», используемых для осуществления платежей в магазинах АО «Нарат». Однако выпуск собственных карт требует значительных капитальных вложений в создание инфраструктуры по их обслуживанию. Поэтому на практике лишь немногие коммерческие банки выпускают собственные пластиковые карты, большинство из них предлагают своим клиентам карты крупных систем пластиковых карт, во главе которых стоят национальные или международные ассоциации банковских карт («Виза», «Мастер Кард», «Европэй», в России — «СТБ Кард», «Юнион Кард», «Золотая корона» и др.). При этом один банк может эмитировать карты нескольких различных систем, выступая в роли их партнера (представителя).

Таким образом, в среде эмитентов пластиковых карт существуют как бы два уровня конкуренции: между «банковскими» и «небанковскими» системами пластиковых карт и между коммерческими банками, выступающими в роли их представителей.

Эмитенты дорожных чеков. Аналогичная ситуация имеет место в сфере эмиссии и обращения дорожных чеков. Дорожный чек (traveller's cheque) — это платежный документ, используемый главным образом как средство международных (иными словами, валютных) расчетов неторгового характера, хотя в некоторых странах (США, Канада) дорожные чеки применяются и во внутренних расчетах для безналичной оплаты товаров и услуг. Эмитентами дорожных чеков помимо банков могут быть другие кредитно-финансовые институты, туристические организации, превратившиеся, как и в случае с пластиковыми картами, в специализированные компании дорожных чеков («Томас Кук», «Америкэн Экспресс» и др.). На рынке дорожных чеков идет острая конкурентная борьба, создаются объединения и ассоциации эмитентов, выпускающих стандартизированные дорожные чеки (например, «Виза», «Мастер Кард»). Обслуживанием дорожных чеков в современной России занимаются некоторые коммерческие банки.

Трастовые компании. Трастовые услуги также являются сферой, где коммерческие банки сталкиваются с конкуренцией «околобанков». Так, в самом начале развития регулярных операций по управлению индивидуальными пакетами акций и собственностью корпораций в США в XIX в. их осуществляли страховые компании. Первый чартер (разрешение) на управление собственностью по доверенности был выдан в 1822 г. Нью-Йоркской компании страхования имущества, второй — в 1830 г. Филадельфийской страховой компании. С середины XIX в. начинается и развитие специализированных трастовых компаний, занимающихся управлением собственностью по доверенности как основным видом деятельности.

Трансфер-агенты, депозитарии, регистраторы. В части трансфер-агентского и депозитарного обслуживания конкуренцию банкам составляют инвестиционные институты (в частности, инвестиционные компании) и специализированные трансфер-агенты и депозитарии — юридические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами, ведущие учет их движения и осуществляющие другие функции согласно договорам с эмитентами. Кроме того, в области агентского обслуживания работают независимые регистраторы — фирмы, в чьи обязанности входит ведение реестра владельцев ценных бумаг, выпущенных эмитентом.

Хотя правовой основы траста в России, по существу, нет (имеющийся президентский указ только дает определение траста, но не определяет организационные формы трастовой деятельности), трастовые услуги в настоящее время предлагают некоторые инвестиционные институты (иногда они и именуют себя соответствующим образом — трастовые компании, инвестиционно-трастовые компании и т.п.). Однако следует иметь в виду, что нередко под наименованием трастового управления денежными средствами скрываются обычные депозитные услуги, что делается с целью обойти требование наличия банковской лицензии для совершения операций по приему депозитов.. Некоторые инвестиционные компании и инвестиционные консультанты предлагают услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг.

Пожалуй, наиболее освоенными видами трастовых услуг в России являются депозитарное и трансфер-агентское обслуживание. Многие инвестиционные компании предлагают услуги по ведению реестра акционеров, регистрации сделок с ценными бумагами, начислению дивидендов по акциям акционерных обществ и т.д. В то же время, по мнению специалистов, для выполнения функций депозитария наилучшим образом подходят коммерческие банки. Прежде всего, банки, как правило, обладают значительным опытом сделок с ценными бумагами, они располагают необходимыми средствами и кадрами для учета и контроля депозитарных операций. Кроме того, банки обеспечивают безопасное хранение наличных средств, ценных бумаг и другой документации.