logo
деньги кредит банки (печать)

2. Сущность и задачи рефинансирования кредитных организаций.

Под рефинансированием (от англ. refinancing), в широком смысле этого слова, понимается предоставление кредитным организациям временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах.

Профессор А.Г. Грязнова считает, что «коммерческие банки имеют возможность проводить рефинансирование путем взаимного кредита на межбанковском кредитном рынке, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, а также привлечения синдицированного кредита» [1].

Однако чаще в российской экономической литературе рефинансирование кредитных организаций рассматривается в более узком смысле и выступает как один из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России, то есть рефинансированием банков занимается только Центральный банк. Данная трактовка обусловлена положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В соответствии со статьями 4,40,46 данного закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы [2]. А также обеспечивает предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения, принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях [3]. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами ст. 850 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Именно с этой точки зрения большинство современных ученых-экономистов трактует понятие рефинансирования.

Профессор О.И. Лаврушин под рефинансированием понимает «возможность кредитных институтов получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг».

Смысл дисконтной и залоговой политики, по его мнению, заключается в том, чтобы «методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Учетная и залоговая политика Центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны» [4].

Профессор К.Р. Тагирбеков считает, что «под рефинансированием банков подразумевается предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов» [5].

Определение сущности системы рефинансирования раскрывается также через исторический аспект.

До 1995г. в РФ, вставшей на путь рыночного развития экономики, основными видами кредитов рефинансирования были кредиты Минфину Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредиты коммерческим банкам.

Централизованные кредиты предоставлялись Банком России для клиентов коммерческих банков. За счёт централизованных ресурсов кредитовались топливно-энергетический, агропромышленный комплекс и другие.

Однако влияние экономической нестабильности в стране и тяжёлое финансовое положение наложили свой отпечаток: кредиты вовремя не погашались. Задолженность коммерческим банкам была переоформлена на внутренний государственный долг путём выдачи Минфином Российской Федерации коммерческим банкам векселей со сроком обращения 10 лет. В 1995г. Центральный банк отказался от прямого целевого кредитования отраслей экономики.

Рыночной нишей инструментов рефинансирования в 1995-1998 гг. являлось финансирование краткосрочных спекуляций на рынке ГКО и ОФЗ и на валютном рынке

В 1998г. система пополнения ликвидности за счет централизованных ресурсов Банка России была полностью блокирована дефолтом по обязательствам ГКО и ОФЗ - основному виду залога, используемому при выдаче кредитов рефинансирования.

С 1998г. поиск нового инструментария рефинансирования шел по двум направлениям, почерпнутым из истории послевоенного развития хозяйства Германии. Во-первых, была предпринята попытка разработать механизм выдачи кредитов рефинансирования под залог кредитных требований банков к предприятиям-заемщикам.

Во-вторых, было реанимировано направление рефинансирования, позволяющее банкам переучитывать векселя своей промышленной клиентуры в Центральном банке и получать в рамках подобного переучета централизованные средне- и долгосрочные ресурсы [6].

В дальнейшем развитие системы рефинансирования шло по пути расширения и совершенствования инструментов рефинансирования.

Таким образом, рефинансирование представляет собой комплексную систему реализации государственной денежно-кредитной политики, когда различные виды кредитов сочетаются с различными процентными ставками. Процесс рефинансирования заключается в том, что Банк России как кредитор последней инстанции выдает кредиты коммерческим банкам, которые обращаются в ЦБ РФ в том случае, когда исчерпывают все возможности приобретения дополнительных ресурсов для поддержания своей платежеспособности на определенном уровне. Рефинансирование может осуществляться как в форме прямого кредитования, так и в форме косвенного кредитования.

При этом операции рефинансирования выполняют для кредитных организаций следующие задачи:

- краткосрочное пополнение ликвидности;

- увеличение ресурсной базы для расширения активных операций;

- стабилизация деятельности кредитной организации в критической ситуации.

Итак, рефинансирование кредитных организаций на современном этапе является одним из важнейших инструментов денежно – кредитной политики ЦБ РФ