Введение
Банковская деятельность в России в последние 10 лет переживает период бурных изменений, которые вызваны, как радикальными преобразованиями экономической системы, так и внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. На волне радикальных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: она приобрела двух уровневую структуру, значительно увеличилось количество банковских организаций, которые основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг.
Деньги, кредит, банки являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта.
Деньги и кредит представляют собой сложные организмы, они порождают сложные экономические связи, способны как облегчить обмен, так и создать определенные преграды на пути движения продукта. Однако функции кредита и денег существенно меняются в различных общественно-экономических формациях. Так, формирование рыночной экономики сопровождается увеличением доли безналичного оборота появлением и развитием новых видов кредитов, новых форм безналичных расчетов, совершенствованием механизма кредитования.
Деньги и кредит как факторы роста общественного богатства способны делать нации более богатыми, но только лишь в том случае, если управление деньгами и кредитом основывается на четких правилах, их нарушение может стать тормозом экономического роста и процветания хозяйства.
Изучение дисциплины "Деньги, кредит, банки" связано с решением практических задач. Подробное изучение дисциплины позволит в будущем бухгалтерам и экономистам применить свои знания, не только работая в банке, но и общаясь с банками в качестве клиентов.
Дисциплина "Деньги, кредит, банки" входит в блок общепрофессиональных дисциплин утвержденных в стандарте специальности 06.05 и основывается на знаниях пройденных курсов: "Экономическая теория", "История экономических учений". Изучение дисциплины тесно связано с дисциплинами "Бухгалтерский финансовый учет", "Финансовый менеджмент" и "Внешнеэкономическая деятельность предприятий".
Предмет курса – формы и методы денежных расчетов, кредитование и банковская система в целом.
Цель курса:
представление полной картины о банках и банковской деятельности, о банковских операциях и услугах;
обучение студентов теоретическим основам и методам образования фондов денежных средств;
приобретение навыков в ведении финансовых расчетов.
Задачи курса – состоят в приобретении студентами знаний в области закономерностей денежного обращения, денежно-кредитной системы, кредитных отношений в условиях рыночного хозяйства, умение анализировать современные проблемы в области денег и кредита.
Данная дисциплина изучается у студентов пятигодичной формы обучения в третьем семестре – в завершение сдается экзамен, у студентов трехгодичной формы обучения в первом семестре – зачет.
- Деньги, кредит, банки
- Введение
- Тематический план
- Содержание дисциплины
- Тема 5. Центральные банки и основа их деятельности
- Тема 6. Коммерческие банки и их деятельность
- Тема 7. Банковские операции и услуги
- Тема 8. Расчеты в нефинансовом секторе
- Тема 9. Организация межбанковских расчетов
- Тема 10. Кредит и его функции
- Тема 11. Основные виды кредитов
- Тема 12. Кредиты Банка России
- Практические задания по курсу и методические рекомендации по их решению Тема 1. Денежные системы
- Тема 2. Банковский (денежный) мультипликатор
- Тема 5. Коммерческие банки и их деятельность Вопросы для обсуждения
- Тема 6. Банковские операции и услуги
- Задача 14
- Если период и уровень инфляции равны, то
- Задача 16
- Расчет платы за использованные кредитные ресурсы.
- Расчет налога на добавленную стоимость
- Тема 7. Расчеты в нефинансовом секторе
- Тема 8. Организация межбанковских расчетов
- Тема 9. Кредит и его функции
- Задача 24
- Задача 25
- Задача 26
- Тема 10. Основные виды кредитов
- Тема 11. Кредиты Банка России
- Темы рефератов и докладов
- Требования к оформлению рефератов
- Примерное содержание рефератов
- Экзаменационные вопросы
- Библиографический список
- Приложение г………………………………………………………….37