logo
преддипломная 2010 год

1.2 Оценка кредитной политики банка на рынке розничного кредитования

Кредит, занимая ведущее место в перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной экономики, выполняя перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму, также способствует финансированию потребностей населения и экономики на неинфляционной основе, то есть ограничивает выпуск в обращение дополнительных денежных средств.

Сегодня особое значение приобретает разработка кредитной политики каждым коммерческим банком, так как в современных условиях перехода к рынку недостаточно следовать по одной концепции организации кредитных отношений. Каждый конкретный банк определяет свою собственную кредитную политику, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на работу данного банка.

Правильно организованная политика в области кредитования служит основой для эффективного экономического роста коммерческого банка. Отсутствие или невыполнение кредитной политики повышает банковский риск.

Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы, частью кредитной системы России и независимо от формы собственности являются самостоятельными субъектами экономики. Они имеют право привлекать во вклады денежные средства, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. Кредитная политика определяет:

- финансовый и иной инструментарий, используемый банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок;

- правила их совершения;

- порядок организации кредитного процесса;

- уровень компетенции руководителей и сотрудников банка;

- предпочтительный круг клиентов-заемщиков;

- нежелательный для банка контингент заемщиков;

- управление кредитными рисками;

- систему контроля за исполнением сделок и другие вопросы.

На протяжении ряда лет Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России сохраняет репутацию одного из ключевых участников банковской системы. Банк стремится оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия растущего рынка, в результате став одним из основных игроков в сегменте банковского обслуживания и кредитования клиентов, лидером в предоставлении ряда инвестиционно-банковских услуг, а также одним из наиболее активных участников рынка кредитования и вкладов частных клиентов.

Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России является основным кредитором региональной экономики. Банк обслуживает около 6400 счетов юридических лиц всех отраслей экономики и форм собственности, приблизительно 1919000 счетов вкладчиков, более 67000 частных заемщиков.

За 2008 г. Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России предоставило более 15 млрд. руб. кредитных средств предприятиям различных отраслей и форм собственности. Физическим лицам, по состоянию на 01.01.2009 г., были предоставлены ссуды в объеме 4522 млн. руб.

Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного.

малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.

Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:

- недостаток ликвидности в экономике, и у банков, и у предприятий;

- кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);

- низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков;

- снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;

- значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);

- повышенные колебания курсов всех валют.

По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.

Остановимся подробнее на оценке кредитной политики Мордовского отделения №8589 Сбербанка России на рынке розничного кредитования.

Вначале дадим характеристику общим финансовым показателям коммерческого банка, которые демонстрируют активное развитие деятельности банка за 2006-2009 гг.

Последние годы для банка были во многом успешными. Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России не только удержало достигнутые ранее позиции, но и существенно продвинулось вперед. Однако разразившийся мировой финансовый кризис отразился на финансовом состоянии банка.

Валюта баланса (Рисунок 1.4) за 2007 г. достигла 17225,8 млн. руб., увеличившись за год в 1,25 раза (в 2006 г. - 13770 млн. руб.). Следует отметить, что темпы роста валюты баланса за 2007-2008 гг. заметно возросли по сравнению с 2005-2006 гг. За 2006 г. данный показатель возрос на 38%, за 2007 г. -- на 21%, а за 2008 г. -- всего на 42%. На 01.01.2009 г. валюта баланса

составила 24525,8 млн. руб.

Согласно Приложению А активы-нетто агрегированного баланса в 2007 г. составили 16625,5 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2006 годом в 1,17 раза (2006 г. - 13164,7 млн. руб.).

Рисунок 1.4 - Валюта баланса Мордовского отделения № 8589 Сбербанка России за 2005-2008 гг., млн. руб.

Доля работающих активов составила 90,2% всех активов-нетто или 14994,1 млн. руб. В 2008 г. активы-нетто составили 23854,2 млн. руб., что на 72228,8 млн. руб. больше, чем в 2007 г. Подробная структура активов-нетто представлена на Рисунке 1.5.

По приведенному ниже рисунку можно отметить, что срочная ссудная задолженность юридических лиц за рассматриваемый период возросла с 56,7% всех активов-нетто до 58,8% в 2008 г. Положительная динамика наблюдается и со срочной ссудной задолженностью физических лиц (рост с 22,8% до 29,2%).

Противоположная тенденция наблюдается у активов, не приносящих доход. Их доля снизилась с 16% до 7,6%. Активы, не приносящие доход, по состоянию на начало 2008 г. составили 1631,4 млн. руб. За 2008 г. произошло их увеличение на 402,8 млн. руб., что привело к изменениям в структуре неработающих активов. Доля же депозитов в Сбербанке колеблется в течение 2006-2008 гг. от 4,4% до 4,7 % всех активов-нетто. Доля срочной ссудной задолженности физических лиц возросла за рассматриваемый период с 22,8% в 2006 г. до 29,2% в 2008 г.

Рисунок 1.5 - Структура активов-нетто Мордовского отделения № 8589 Сбербанка России за 2006-2008 гг., %

Пассивы-нетто Мордовского отделения Сбербанка России за 2007 г. возросли на 3460,8 млн. руб. и на 01.01.2008 г. составили 16625,5 млн. руб., темп прироста составил 26,36%. Основной рост вызван увеличением доли собственных средств на 2,5% в структуре пассивов-нетто. За 2006 г. пассивы-нетто возросли на 5228,8 млн. руб. и на 01.01.2007 г. составили 13164,7 млн. руб., что вызвано увеличением доли привлеченных средств. На конец 2008 г. величина пассивов-нетто была равна 23854,2 млн. руб. Основной объем привлеченных ресурсов банк размещает на кредитном рынке.

Основными направлениями расходования средств являются расходы по вкладам физических лиц, по внутрисистемным операциям, расходы на оплату труда, административно-хозяйственные и операционные расходы.

Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитом. Политика определяет объективные параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление ссуд, и управление ими.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов:

1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с будущим заемщиком;

2) оценка кредитоспособности заемщика;

3) заключение кредитного договора;

4) формирование резерва на возможные потери по ссудам;

5) контроль за выполнением условий договора и погашение кредита.

На первом этапе происходит рассмотрение кредитной заявки и собеседование с будущим заемщиком. Кредитная заявка документ, формируемый клиентом, в котором указывается: цель кредита; сумма кредита; срок кредита; обеспечение; порядок уплаты процентов.

Кредитный инспектор изучает предоставленные документы, после этого проводит беседу с будущим заемщиком. После беседы кредитный работник принимает решение: продолжать работу с клиентом или ответить отказом.

Риск по кредиту необходимо оценить по возможности более полно уже на первом этапе. Банк может отказать в выдаче кредита по следующим причинам:

- содержание заявки расходится с кредитной политикой банка;

- наличие сомнений по поводу личности, участвующей в кредитной сделке;

- доля заемщика в капитале его предприятия невелика.

Если по итогам переговоров кредитный инспектор считает целесообразным продолжить работу с заявкой, он передает соответствующую часть комплекта полученных документов вместе с сопроводительной запиской в юридическое

управление, отдел обеспечения кредитных операций, службу экономической защиты коммерческого банка, с целью проведения комплексного анализа заявки.

Тем самым происходит переход на следующий этап кредитования - этап оценки кредитоспособности клиента.

Кредитоспособность - качественная оценка заемщика, которая дается банком до решения вопроса о возможностях кредитования. Она позволяет предвидеть вероятность возврата кредита и его эффективного использования.

При этом анализ кредитной заявки клиента и его кредитоспособности базируется на использовании разных источников информации, среди которых:

- материалы, полученные непосредственно от заемщика;

- материалы, которые находятся в архиве и базе данных самого банка;

- сведения, полученные от кредиторов, покупателей и поставщиков заемщика и других внешних источников.

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику. От степени риска, который банк готов взять на себя, зависит размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах, и условиях его предоставления.

Третий этап предполагает разработку условий процесса кредитования, подготовку и заключение кредитного договора. Банк определяет основные характеристики кредита: цель, сумму, срок, процентную ставку и т. д.

По итогам анализа, проведенного работниками юридического управления, отдела обеспечения кредитных операций, службы экономической защиты коммерческого банка, составляется мотивированное заключение. В нем содержится вывод' о наличии (отсутствии) оснований, относящихся к их юрисдикции, по которым этот кредит может (не может быть) предоставлен, а также, при необходимости, даются четкие рекомендации относительно способов снижения кредитного риска.

Вышеназванные заключения направляются кредитному инспектору, который подготавливает единое заключение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления кредита, после чего передает его и кредитное дело начальнику отдела коммерческих кредитов и гарантий. После этого принимается решение о рассмотрении вопроса на кредитном комитете коммерческого банка.

В кредитный комитет направляются копии заключений юридического управления, службы экономической защиты, отдела обеспечения кредитных операций, кроме того, заключения ходатайствующих служб о целесообразности предоставления кредита. Кредитный комитет коммерческого банка рассматривает вопрос и принимает решение о предоставлении (или невыдаче) кредита и его условия.

Далее кредитный инспектор отдела оформляет кредитные и иные правоотношения, обеспечивающие кредит (договоры поручительства и др.), а затем — кредитное дело.

На четвертом этапе происходит формирование резерва на возможные потери по ссудам. Выдача кредита сопровождается открытием специального ссудного счета в отделе бухгалтерского управления отчетности и учета операций по расчетам с клиентами. А одновременно с открытием ссудного счета создается резерв на возможные потери по ссудам. Затем этот отдел получает от кредитного инспектора копии пакета документов.

Данный резерв обеспечивает создание банком стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли в связи со списанием потерь по ссудам. Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы банка, и используется только для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу.

На следующем, пятом этапе, банк осуществляет контроль за выполнением заемщиком условий кредитного договора (кредитный мониторинг), целевым использованием кредита, своевременным и полным его погашением. При этом банк в течение всего срока действия кредитного договора поддерживает

деловые контакты с заемщиком, а также обязан проводить проверку состояния сохранения заставленного имущества, которое должно быть предусмотрено в кредитном договоре.

В случае выявления фактов использования кредита не по целевому назначению банк имеет право досрочно расторгнуть кредитный договор, который является основанием для взыскания всех средств в пределах обязательств заемщика по кредитному договору в установленном действующим законодательством порядке.

В случае возникновения у заемщика временных финансовых осложнений стороны могут продлевать срок действия кредитного договора (пролонгация). При этом складывается дополнительное соглашение между банком и заемщиком, которое является неотъемлемой частью кредитного соглашения.

Погашение кредита и процентов по нему при наступлении срока платежа производится в порядке, определенном кредитным договором: путем списания средств с расчетного счета заемщика согласно его обязательству, наличными денежными средствами. Клиент имеет право по предварительному согласованию с банком погасить ссуду досрочно — полностью или частично.

При непогашении задолженности по кредиту и процентов по нему в сроки, установленные кредитным договором, из-за отсутствия средств на счете заемщика, банк предъявляет задолженность к взысканию с учетом форм обеспечения кредита в соответствии с действующим законодательством. В случае невыполнения заемщиком обязательств по погашению кредита, неуплаты процентов или штрафа банку предоставляется право безакцептного списания средств с его расчетного, текущего или валютного счета. Это возможно при наличии в договоре банковского счета или в кредитном договоре условия о безакцептном списании.

Главным результатом реализации кредитной политики коммерческого банка является кредитный портфель банка. Качество кредитного портфеля исключительно важный показатель, характеризующий эффективность кредитной политики банка на микроуровне. Осуществляя кредитные операции. банк стремится не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля.

Порядок предоставления кредитов обычно разрабатывается и излагается в Руководстве по кредитной политике. Если кредитная политика сформирована правильно и соблюдается на всех уровнях организации кредитными операциями, то это позволит избегать рисков в области работы с кредитами.

Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Как уже было отмечено, каждый банк разрабатывает и осуществляет свою кредитную политику, которая складывается под воздействием текущих и перспективных задач банка, а также экономической конъюнктуры.

В процессе проведения кредитных операций банк придерживается выработанной политики и поэтому периодически анализирует состав и

структуру выданных ссуд, т. к. от этого зависят его устойчивость, репутация и

І финансовый успех. Поэтому банку необходимо тщательно проводитьнезависимые экспертизы крупных кредитные проектов и мероприятий, выявлять случаи отклонения от направления кредитной политики. Банковские работники, занимающиеся ссудными операциями, обязаны направлять свои усилия на выявление в составе кредитного портфеля крупных и особо крупных кредитов, а также проблемных ссуд, требующих повышенного внимания. Контроль может состоять в повторном анализе бухгалтерских балансов и фи­нансовых отчетов, посещении ссудополучателя, проверке документации, качества обеспечения и т. д.

Таким образом, работа в данном направлении способствует снижению кредитного риска. От ее успешной реализации во многом зависит финансовый результат банковского учреждения. Кроме того, необходимо тщательно изучать кредитную историю клиента, для выяснения предыдущего опыта его общения с другими банками и финансовыми учреждениями. Все это делает процесскредитования осмысленным и подготовленным.