logo
Социальное страхование в СССР

Управление социальным страхованием в России

Основы организации социального страхования

Система социального страхования РФ в основном соответствует государственной схеме организации и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. И Бюджетный кодекс РФ, и Закон об основах обязательного социального страхования подчеркивают, что средства социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Фонды социального страхования находятся в оперативном управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти. Функционируют на основании бюджетов, утверждаемых федеральными законами на каждый календарный год. Основная статья доходов бюджетов - обязательные платежи от страхователей, следующая по значимости - трансферты федерального бюджета на финансирование выплат в пользу тех категорий населения, за которые не поступают взносы от иных страхователей. Статьи расходов каждого фонда определяются его целевым назначением, т.е. финансируемыми видами социальных выплат.

Функционально социальное страхование в Российской Федерации представлено четырьмя отраслями, управляемыми отдельными финансово-кредитными учреждениями - специализированными фондами (рис. 2.7).

Исторически так сложилось, что в отечественной практике, а потом и в законодательстве под фондами социального страхования понимаются и денежные фонды, и организации, управляющие средствами этих фондов. Кроме того, само понятие "социальное страхование" имеет два значения: во-первых, общая система организации обязательной социальной защиты населения с использованием страховых методов и, во-вторых, страхование риска потери дохода при временной нетрудоспособности, осуществляемое ФСС. Четыре фонда - четыре отрасли, однако ФСС управляет двумя отдельными отраслями, а обязательное медицинское страхование регулируется двумя фондами - ФФОМС (по федерации в целом) и ТФОМС (конкретно в каждом субъекте РФ).

Фонды социального страхования построены по территориальному принципу с единым центром управления на федеральном уровне для каждой отрасли страхования. Отечественная система представляет собой совокупность денежных фондов трех уровней:

- федеральные фонды на уровне государства в целом;

- территориальные фонды на уровне субъектов РФ;

- местные фонды на уровне административных районов (при необходимости).

Основным звеном системы являются территориальные фонды, которые существуют в каждом субъекте РФ. Они выполняют основные функции по аккумулированию страховых платежей и финансированию законодательно закрепленного за ними круга социальных выплат. Именно на этом уровне происходит сам процесс социального страхования. Управляют средствами социального страхования на уровне субъектов РФ либо отделения федеральных фондов, как в случае с ФСС и ПФР, либо самостоятельные автономные организации - территориальные фонды, как в случае организации ОМС. И те и другие являются самостоятельными юридическими лицами, однако уровень их автономности различается по фондам. Наибольшую финансовую и организационную независимость от федерального фонда имели территориальные фонды ОМС. Они формировались до 2012 г. за счет отдельных платежей и были подотчетны не федеральному фонду, а региональным органам государственной власти. С 2012 г. ТФОМС будут включены в структуру ФФОМС, что соответствует организации, принятой для ПФР и ФСС. Региональные отделения ФСС и ПФР управляют средствами региональных страховых фондов только в пределах компетенции, устанавливаемой органами управления федеральных фондов, и региональным органам власти фактически не подотчетны. Кроме того, в системе ОМС задействованы коммерческие страховщики - страховые медицинские организации (СМО), а в системе обязательного пенсионного страхования в части накопительных пенсий - негосударственные пенсионные фонды (НПФ). ТФОМС аккумулируют платежи на ОМС и распределяют их между СМО. По законодательству только СМО имеют право заключать собственно договоры страхования с выдачей населению полисов и оплачивать услуги медицинских учреждений. Излишняя многозвенность ОМС постоянно

Билет 5.

Что такое внебюджетные фонды? Сравнительная характеристика

Внебюджетные фонды являются самостоятельной финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальным образовании.

Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей, ассигнований из гос бюджетов, доходов от инвестиций, добровольных взносов юридич и физич лиц, прочих доходов.

Тарифы страх взносов.

Тарифы страх взносов- это размер страх взноса на единицу измерения базы для начисленных страх взносов. Применяются след тарифы страх взносов(Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды):

- Пенсионный фонд РФ- 26%

-фонд соц страх – 2.9%

-фед фонд обязат мед страх 2.1%

-территориальные фонды обязат мед страх - 3%

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Сравнительная характеристика внебюджетных фондов Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

• социальное обеспечение по возрасту;

• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

• социальное обеспечение в случае безработицы;

• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); Государственный фонд занятости населения РФ (ГФ ЗН РФ).

Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:

- все они контролируются государством;

- отчисления в них производятся от всех сумм оплаты, выплаченной работникам как в денежном виде, так и в натурально-вещественном, как за счет себестоимости, так и за счет чистой прибыли;

- самое главное, что все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные в них суммы страховых взносов являются в принципе возвратными — работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их. Формы страховых случаев перечислены ниже:

При ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина начисленные суммы организации не возвращаются (как это бывает частично при добровольном страховании), а перераспределяются государством в пользу нуждающихся в конкретной социальной помощи.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

• обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными соответствующими законами. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов возложено на Федеральное казначейство РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Аналогичный порядок установлен в отношении отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс устанавливает порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой.

Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:

1) вводятся органами государственной власти и имеют строгую целевую направленность;

2) их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) фонды формируются, преимущественно, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4) страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т. е. как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;

5) средства, фондов являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изыматься на цели, прямо не предусмотренные законом;

6) средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правления фонда);

7) из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Механизм формирования фондов предусматривает получение их доходов от относительно надежной облагаемой базы — фонда оплаты труда, что объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. При ежемесячных отчислениях от фактически начисленного фонда оплаты труда происходит самоиндексация доходов фондов. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономики, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, поскольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных социальных проблем.

Билет 6.

Экономическая основа социального страхования. Отличие понятий «страховой взнос» и «налог».