3. Национальность (государственная принадлежность) юридических лиц.
В современных условиях хозяйственная деятельность многих юридических лиц не ограничена пределами одного государства. Их деятельность может осуществляться на территории других государств. Кроме того, та или иная фирма может быть учреждена в одной стране, иметь правление в другой стране, а осуществлять хозяйственную деятельность в третьей стране. Фирма может иметь за рубежом свои филиалы, отделения, дочерние предприятия и т.д.
Юридические лица — один из основных субъектов международного частного права. Их правовое положение определяется как внутренним правом отдельных государств и создаваемыми на его основе учредительными документами юридического лица, так и, в отдельных случаях, международными нормативными соглашениями. В международном частном праве следующие два понятия являются наиболее существенными для любого юридического лица:
1) личный статут (закон). Им определяется внутренняя организация юридического лица, формы, сферы его деятельности и правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов, состав и компетенция руководящих органов юридического: лица и т. д.,
2) национальность. Она отличается от понятия гражданства физических лиц — института государственного права, в основе которого лежат принципы «права крови» и «права почвы». Вмеждународном частном правепод национальностью юридического лица следует понимать егопринадлежность к определенному государству.
Национальность юридического лица определяет его личный статут. Поэтому вопрос о том, является ли вообще данное объединение лиц юридическим лицом или нет, решается прежде всего исходя из его национальности. Например, по праву Великобритании и США полное товарищество (partnership) не является юридическим лицом, а по законодательству Франции, Японии, России оно обладает таким статусом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Национальность юридического лица дает представление об объеме прав, которое оно может иметь.
Правильное определение национальности юридического лица имеет важное практическое значение. Исходя из национальности юридического лица, определяется режим налогообложения, порядок выдачи лицензий на совершение внешнеторговых сделок и т.д.
Теорией и практикой не выработано единого критерия для определения национальности юридического лица. Поэтому во многих странах национальность юридического лица определяется по-разному.
1. Критерий инкорпорации.Используется в странах англосаксонской системы права, России, странах восточной Европы и др. В данном случае личный статут определяется правом того государства, где создано юридическое лицо и зарегистрированы (инкорпорированы) его учредительные документы. При этом факторы, имеющие отношение к месту осуществления хозяйственной деятельности и управлению юридическим лицом, во внимание не принимаются.
Данная доктрина, логична и разделяется многими юристами из разных стран: подавляющее большинство юридических лиц начинает свое существование с момента и в силу их государственной регистрации, которая должна отвечать требованиям закона о юридических лицах данной страны. Признание какого-либо образования юридическим лицом в стране инкорпорации служит во многих случаях основанием для его признания таковым и в других странах.
Однако, несмотря на всю привлекательность данного критерия, он не решает в полной мере проблему определения национальной принадлежности юридических лиц. Трудность здесь, в частности, состоит в следующем: нормы государства, где юридическое лицо зарегистрировано, могут существенно отличаться от соответствующих норм страны, где это юридическое лицо фактически действует.
2. Критерийместонахождения юридических лиц. Его в основном придерживаются страны континентальной системы права (ФРГ, Франция, Австрия, Швейцария и др., а также Польша). Данный критерий в большинстве своем означает, что определение национальности юридического лица ставится в прямую зависимость от его местонахождения, указанного в уставе и свободно определяемого учредителями, которым по общему правилу признается место, где находится правление (Совет директоров) данного юридического лица.
Установление личного закона на основании этого критерия достаточно удобно, так как место официального пребывания корпорации легко проверить и, следовательно, не возникает сложностей относительно получения сведений о ее право- и дееспособности.
Так, например, ст. 3 Закона Франции о торговых товариществах 1966 г. устанавливает: «Общества с местонахождением во Франции подпадают под действие французского законодательства». С позиций же коллизионного права данная статья понимается так: «Общества, имеющие местонахождение в иностранном государстве, будут подчинены закону этого иностранного государства». Однако использование рассматриваемого критерия, так же как и в случае с критерием инкорпорации, не помогает избежать всех трудностей, поскольку местонахождение юридического лица, указанное в уставе, может не совпадать с местом его основной деятельности. Именно поэтому во второй части ст. 3 цитируемого французского закона установлено, что «если реальное местонахождение не совпадает с тем, которое указано в уставе, это обстоятельство не может быть использовано против третьих лиц».
3.Критерий основного места деятельности юридического лица. Под местом основной деятельности понимается страна, где постоянно находится администрация, официально ведутся дела предприятия: административные документы, бухгалтерские книги, постоянно проводятся переговоры с партнерами и т. д.
Этот критерий не получил широкого распространения из-за своих очевидных недостатков: а) здесь не учитывается, например, что организационная деятельность, порождающая юридические последствия, довольно часто совершается в стране местонахождения юридического лица; б) нередко компания может обладать несколькими эксплуатационными центрами с равным объемом совершаемых операций. Поэтому этот критерий, как правило, используется лишь в сочетании с другими принципами определения национальности.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки сделать определение национальности юридических лиц единообразным. Так, в частности, в ст. 1 Гаагской конвенции о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями и учреждениями 1956 г. был использован комбинированный критерий инкорпорации и места уставного расположения правления. Однако эта конвенция в силу не вступила. Возможность определения национальности юридических лиц на основе сочетания указанных выше критериев предусматривается также в ст. 58 Римского договора об учреждении ЕЭС от 28 марта 1957 г. В ней говорится, что «общества, созданные в соответствии с законодательством одного из государств-членов и имеющие местонахождение, центральное правление или предприятие внутри Сообщества, приравниваются в отношении применения положений настоящей главы к физическим лицам, происходящим из государств-членов». Данная статья предусматривает возможность определения национальности юридических лиц на основе сочетания критериев инкорпорации и местонахождения либо критериев инкорпорации и места осуществления основной деятельности.
Исторический опыт показывает, что рассмотренные выше критерии не всегда положительно оценивались в зарубежной правовой доктрине и судебной практике. Они рассматривались в качестве слишком формализованных и не поражающих действительную принадлежность капитала. Ведь возможны ситуации, когда компания образуется по законам одной страны, имеет местонахождение в другой, а осуществляет свою основную деятельность — в третьей. Определить национальность такого предприятия с использованием указанных критериев будет достаточно сложно Так, например, компания, образованная по законам Франции, но имеющая местонахождение в Англии, будет «безродной». И, наоборот, компания, образованная по законам Англии и имеющая местонахождение во Франции станет, по сути, обладательницей двух национальностей.
Такое положение дел обусловило появление критерия контроля, впервые сформулированного в английской судебной практике, в частности, в рамках процесса по делу Даймлерав 1916 г. Во время его рассмотрения встал вопрос о национальности компании по производству шин, подавляющее большинство акций которой принадлежало германским собственникам. Компания была зарегистрирована в Великобритании в соответствии с ее законами и, следовательно, с точки зрения английского права, должна была рассматриваться в качестве английского юридического лица. Однако суд решил, что в данном случае гораздо важнее установить, кто контролирует компанию и в соответствии с этим определить ее истинную национальную принадлежность. Вполне понятно, что при таком подходе это юридическое лицо было признано германским.Проблемы применения:а) при перераспределении уставного капитала между акционерами из разных стран юридическое лицо может получить другую национальность; б) в анонимных компаниях, действительные собственники которых неизвестны, вообще невозможно определить национальность акционеров, а следовательно, и данного юридического лица; в) в одной компании штатные работники, доли в акционерном капитале, используемые технологии могут происходить из разных государств.
Сегодня все большую роль в определении национальности юридических лиц играют судебные органы. Причем в данном случае судебная практика также нередко прибегает к использованию нескольких критериев. Например, в случае выяснения вопроса о том, какой закон применяется к конкретному юридическому лицу, в судебной практике Франции используется критерий местонахождения предприятия. Если же выяснение национальности связывается с вопросом о пользовании правами конкретным юридическим лицом, то судебная практика нередко использует критерий контроля. В ряде стран, например в США, для определения подсудности применяется критерий инкорпорации, а для целей налогообложения — принцип места деятельности.
Согласно Гражданскому кодексу Египта, правовой статус иностранных юридических лиц подчиняется закону государства, на территории которого находится центр управления юридического лица. Однако если это юридическое лицо осуществляет свою основную деятельность в Египте, применению подлежит египетское право.