logo
Реферат по экономике Безрукова

3.Организационно-правовое обеспечение деятельности биржи

С точки зрения правового статуса в мире существуют три типа фондовых бирж, а именно:

Публично-правовые биржи находятся под постоянным государственным контролем. Государство участвует в составлении правил биржевой торговли и контролирует их выполнение, обеспечивает правопорядок во время торгов (зачастую прибегая к помощи полиции), назначает биржевых маклеров и отстраняет их от работы и т.д. Этот тип фондовых бирж распространен в Германии, Франции и некоторых других странах.

Частные биржи, создаваемые в форме акционерного общества, полностью самостоятельны в организации биржевой торговли. Это отнюдь не означает, что государство остается в стороне. Оно не берет на себя никаких гарантий по обеспечению стабильности биржевой торговли и снижению риска торговых сделок, однако все сделки совершаются в соответствии с действующим в стране законодательством, нарушение которого предполагает определенную правовую ответственность. Такие биржи характерны для Великобритании и США.

Если фондовые биржи создаются как акционерные общества, но при этом не менее 50% их капитала принадлежит государству, они относятся к типу смешанных. Во главе таких бирж стоят выборные органы. Тем не менее, биржевой комиссар осуществляет надзор за торгами и официально регистрирует курсы. Подобные биржи успешно функционируют в Австрии, Швеции и Швейцарии.[3, с 146]

В соответствии с российским законодательством фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.

Фондовая биржа организует торговлю ценными бумагами только между членами биржи, в качестве которых могут выступать любые профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами, банки, клиринговые организации и др.). Служащие фондовой биржи не вправе становиться учредителями и входить в состав структур, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг на правах юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.

К торгам на бирже обычно допускаются лишь достаточно качественные и высоколиквидные бумаги. Причем о каждой сделке, заключенной в соответствии с установленным организатором торговли порядком, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

Необходимость предоставления указанных сведений порождена не только потребностями клиентов, но и желанием организатора торговли — биржи — концентрировать в своих стенах поступающие извне многочисленные заявки на куплю-продажу ценных бумаг и быстро заключать сделки, обеспечивая себе репутацию надежного партнера на фондовом рынке.[4, c 110]

Требования к членам биржи, порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяются биржей самостоятельно и находят отражение в ее уставе и внутренних документах, регламентирующих организацию торгов.

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления.

Периодичность созыва собрания членов биржи определяется уставом биржи. Интервал между собраниями не может быть более года.

Члены биржи и биржевой совет (комитет, ревизионная комиссия, заручившись не менее 10% голосов всех зарегистрированных) вправе созывать внеочередные собрания.

Количественный состав биржевого совета (комитета) определяется уставом биржи или решением общего собрания членов биржи.

Организационно-штатная структура компании зависит от выполняемых ею функций, совокупность которых определяет количество подразделений и выполняемые ими функций. При этом эффективность управления зависит не только от совершенства структуры управления, но и от соответствия и оптимальности организаций функциональных подразделений. [1, c 6]

Из числа членов совета формируется исполнительный орган биржи — правление, в задачи которого входит:

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, избираемая общим собранием в соответствии с уставом биржи.

Компетенция ревизионной комиссии биржи определяется ее уставом. Как правило, в обязанности комиссии входят:

Ревизии проводятся не реже одного раза в год. По требованию ревизионной комиссии лица, занимающие должности в органах управления биржей, представляют все необходимые документы о финансово-хозяйственной деятельности биржи.[3, c 149]

Ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочередного собрания членов биржи.

Согласно законодательству России, фондовая биржа не может совмещать торговлю ценными бумагами с другими видами деятельности, кроме депозитарной и клиринговой. Поэтому свои задачи и функции биржа определяет самостоятельно как участник рынка ценных бумаг.

Необходимо иметь в виду следующее: биржа — это лишь посредник, который не может гарантировать, что вложенные в ценные бумаги деньги непременно принесут доход. Обязанность фондовой биржи состоит в том, чтобы участники торгов своевременно получили полную и достоверную информацию, позволяющую решить, участвовать ли в торгах.

Важной задачей биржи, является также обеспечение гарантий сделок, заключенных в биржевом зале.[4,c 220]

Каждая биржа самостоятельно определяет регламент заключения сделки. Но она не вправе устанавливать уровень и пределы цен на фондовые ценности, допущенные к котировке. Сделки должны содержаться в письменной форме; лица, совершающие эти сделки, обязаны хранить у себя документы, подтверждающие заключение в течение установленного срока, по первому требованию предъявить их уполномоченным сотрудникам налоговых служб и финансовых органов. Организация биржевого процесса представлена на рис.1