logo
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

Понятие приватизации как способа прекращения и возникновения права собственности

В Конституции РФ прямых упоминаний о приватизации нет, однако вместе с тем ряд ее положений позволяет сделать выводы, имеющие основополагающее значение для приватизации. В частности введении РФ находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, оборонное производство, производство наркотических веществ.

Приватизация как правовое явление.

Первое законодательное понятие приватизации содержалось в законе РСФСР «О собственности РСФСР». В нем говорилось, что предприятия, имущественные комплексы, здания и сооружения могут отчуждаться в частную собственность граждан и ЮЛ. В 1991г. появился закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Приведенное определение содержало ряд существенных недостатков. Этот закон утратил силу в связи с принятием ФЗ 1997г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Следующим этапом появился закон «О приватизации» 2001г. Приватизацию можно рассматривать как деятельность. Если мы воспринимает приватизацию как деятельность, то будут и последствия.

Процесс приватизации можно разбить на несколько этапов:

1) составление и утверждение плана приватизации

2) принятие полномочным государственным органом, ОМСУ решения о приватизации конкретного объекта 3) подача заявки на приватизацию

4) заключения с приобретателем приватизированного предприятия или имущества договора.

Решения об утверждении условий приватизаций следует относить к односторонним сделкам. Данная т.зр. находит подтверждение в арбитражной практике. Приватизация понятие много аспектное. Второй аспект - приватизация – это своеобразный способ преобразования отношений собственности и в процессе совершенствования рыночной экономики. Т.о. приватизация – это правовая форма преобразование публичной собственности в частную по особым правилам установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретение собственности гражданами и ЮЛ. В ст.217 ГКРФ при определении понятия приватизации используется термин «передано», который включает как возмездное, так и безвозмездное отчуждение публичной собственности. Указанная статья расположена в гл.13, раздела 2 Право собственности и другие вещные права. При этом приватизация не названа в числе оснований возникновения или прекращения права собственности.

Не переход права собственности, а именно прекращение и возникновения права собственности. Третий аспект - приватизацию можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. В узком смысле понимается лишь возмездное отчуждение имущества. В связи с этим от приватизации государственного или муниципального имущества следует отличать приватизацию жилых помещений, осуществляемую в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда РФ». Приватизация - это бесплатная передача в собственность гражданам на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений.

Принципы приватизаций:

  1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей такого имущества и открытости деятельности ОГВ и ОМСУ.

  2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность ФЛ и (или) ЮЛ, исключение - на возмездной основе.

  3. Приватизация муниципального имущества осуществляет ОМСУ самостоятельно

Законодательство о приватизации двухуровневое.

23.11.2009

Этапы приватизации:

Чтобы понять современное состояние и правовое развитие, необходимо понять что и как происходило начиная с момента что и как началось. Это важная ветха:

Первый этап - спонтанная приватизация 1987 - 1991гг.

Второй этап - массовая приватизация с 1992г - 1994гг.

Третий этап - денежная приватизация с 1994 - 1997г.

Четвертый этап - этап залоговых аукционов с 1998- 2000г.

Пятый этап - точечная приватизация с 2001г. по настоящее время.

Особенностью первых 4 этапов приватизации является то, что они начинались значительно раньше принятия основных законодательных актов необходимых для осуществления соответствующих мероприятий (н: залоговые аукционы).

    1. Началась в 1987г. Она заключалась в присвоении прибыли руководством предприятий, в переводе активов в организуемых предприятиями кооперативов, создание новых предприятий внутри страны, учреждений и холдингов и системой перекрестного участия в собственности между предприятием. Т.о. многие предприятия стали частной собственностью еще до 1992г. т.е. до официального начала приватизации. В этот период было принято Постановление Верховного Совета от 25 апреля 1991г. был введен такой порядок, который осуществлять нельзя.

    2. Основным документом на второй этап приватизации стал Указ Президента от 29 дек 1991г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Крупные предприятия должны бытии преобразовываться в открытые акционерные общества, а затем приватизироваться комбинированным способом. Основная задача – это создание широкого круга собственников имущества по средствам безвозмездной передачи государственной собственности. Эта задача не была выполнена, гражданину давали ваучер. Первая странность ваучера заключалась в том, что будучи выданной государством и под гарантией государственной собственности ваучеры не принималось государством к оплате и не обменивалось на рубли. Вторая странность состояла в том, что ваучеры м/б обменять на акции строго ограниченного числа предприятий. При этом государство не обеспечивало гражданина информацией об экономическом положении приватизированных предприятий. Было понятие «ваучерная приватизация». Проводились ваучерные аукционы, которые не соответствовали действующему законодательству. Указ Президента, который ввел ваучеры, противоречил закону о приватизации.

На всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности. Стоимость основных средств определялась по статочному принципу. Т.е рассчитывалась путем уменьшения первоначальной величины на износ исчисленный по данным бух учета.

    1. С 1992 - 1999г. было приватизировано 80% топливно-энергетического комплекса. Убытки исчисляемых таких махинаций составили порядка 400 миллиардов долларов.

    2. Четвертый этап сказался положительно, но развития так и не получил. Кризис 1998г. заключался в том, что был дефолт. Производилась след схема: например есть МО (или унитарное предприятие) ему нужны деньги. Есть частное лицо, которое дает займ кому то из них под залог определенного имущества. Обязательство оформляется то, что в случае чего сразу продается имущество. В итоге прокатилась волна залоговых аукционов. Имущество продавалось по заниженной цене, и были кабальные сделки. После всего этого закон 2005г. является совершенством справедливости. Закон начал точечную приватизацию, которая устанавливает ряд моментов. Покупателями м/б любые ФЛ и ЮЛ, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений как государственных и муниципальных, а также ЮЛ, в уставных капиталах которых доля РФ, субъектов и МО превышает 25 %. Эти ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющиеся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной и муниципальной собственности земельных участков при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

Существуют следующие способы приватизации государственного имущества:

    1. Преобразование унитарного предприятия в ОАО

    2. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. На аукционе продается имущество, в случае если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении этого имущества. Право приобретения принадлежит покупателю, предложившему наиболее высокую цену.

    3. Продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при которых все победители получают по единой цене за 1 акцию выставленный пакет акций.

    4. Продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе. Могут продаваться предприятия как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50 % уставного капитала, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения имущества принадлежит тому покупателю, который предложил входе конкурса наиболее высокую цену при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

    5. Продажи за пределами территорий РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО.

    6. Продажа акций ОАО через организаторов торговли на рынке ЦБ.

    7. Продажа государственного или муниципального имущества по средствам публичного предложения. Такая продажа осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся. Публичное предложение является публичной офертой и в этой оферте д/б обязательно указаны:

      • Величина снижения начальной цены

      • Период, по истечении которого происходит снижение

      • Минимальная цена предложения, по которой м/б продано это имущество (цена отсечения)

  1. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Она осуществляется, если способ 7 не состоялся.

  2. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

  3. Продажи акций ОАО по результатам доверительного управления. Лицо заключает, на основании конкурса, договор доверительного управления акциями ОАО, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления при соблюдении условий этого договора.

Основные моменты:

  1. Применение указанных способов, как правило, непоследовательно

  2. Выбор способа приватизации зависит от вида имущества, от его стоимости и стратегического значения.

  3. Различаются способы, касающиеся приватизации имущества и способы, заключающиеся в создании нового субъекта права.

30.11.2009

Представьте ситуацию, когда лицо выставившее имущество на приватизацию, где не состоялся аукцион, без объявления цены. Является ли правом или обязанностью для лица, выставляющего имущество на приватизацию применение 7 и 8 способов, если аукцион, проводившийся первоначально не состоялся (вправе лицо повторно или неоднократно проводить аукционы, если каждый из них признан несостоявшимся)???