logo
6kurs_fk_zao_1sem / 6kurs_fk_zao_1sem / Национальная экономика / Дополнительный материал по финансовому кризису

2.2 Кризисы в банковской сфере 1998 и 2004гг.

В начале осени 1997г. российская экономика характеризовалась в целом позитивной динамикой конъюнктуры. Относительная политическая устойчивость в стране вместе с повышенной деловой активностью российских компаний и банков создавала благоприятное впечатление у западных инвесторов по поводу перспектив российской экономики.

Однако финансовая стабилизация и бурное развитие российских финансовых рынков происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики.

Начало кризиса (ноябрь-декабрь 1997г.). Мы можем рассматривать конец октября 1997г. как дату, начиная с которой доверие иностранных инвесторов к устойчивости финансовой и макроэкономической ситуации в России, несмотря на некоторые колебания, в целом снижалось, сопровождаясь падением цен на российские финансовые инструменты и ростом спроса на иностранную валюту.

Неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Наиболее быстро это отразилось на российском рынке акций. За неделю - с 27 октября по 2 ноября 1997г. - фондовый индекс упал на 18,5%. В целом за ноябрь падение котировок составило около 32%.

Объяснение этого заключается в том, что в условиях роста курсов акций на американских биржах вложения в иностранные акции могут, как увеличиваться, так и уменьшаться (что определяется различными факторами, характеризующими доходности, риски и т.д.). Однако в условиях ухудшения конъюнктуры на мировых фондовых рынках инвесторы резко ограничивают свое присутствие на развивающихся рынках, что ведет к соответствующему падению котировок. Возросший спрос на валюту со стороны нерезидентов, продавших свои пакеты государственных облигаций, привел к быстрому сокращению золотовалютных резервов ЦБ и поставил под удар устойчивость курсовой политики. За ноябрь внешние резервы ЦБ уменьшились с 22,9 млрд. до 16,8 млрд. долл. В последнюю неделю ноября ЦБ, утратив более 1/4 международных резервов, отказался от попыток поддержания низких процентных ставок и ушел с рынка ГКО-ОФЗ. Средневзвешенная доходность государственных обязательств увеличилась до 40% годовых [41].

Одним из факторов, демонстрирующих неадекватную реакцию правительства на развивающийся кризис, явилось отсутствие разработанной программы мер по сокращению государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Дополнительной причиной ухудшения ситуации на финансовых рынках стали осуществленные в конце ноября изменения в составе правительства, вселившие в инвесторов неуверенность в способности исполнительной власти проводить осмысленную последовательную финансовую политику.

В декабре на финансовых рынках наблюдалась относительная стабилизация. Доходность государственных ценных бумаг и обороты на вторичном рынке постепенно уменьшились, произошел рост котировок на фондовом рынке, так что общее падение по сравнению с 27 октября составило 18,2%.

В конце 1997 - начале 1998гг. кризис в Юго-Восточной Азии начал нарастать. Это снова послужило причиной ухудшения положения на российских финансовых рынках. Повышенные оценки уровня риска в России и последующее перераспределение лимитов на инвестиции в различных странах у крупных инвестиционных фондов вызвали очередное падение цен на рынке акций и рост уровня доходности на рынке ГКО-ОФЗ. В начале января процентная ставка на рынке государственных ценных бумаг вновь возросла до 40% и сохранялась на этом уровне до конца месяца. В связи с общими пессимистическими настроениями относительно перспектив экономической ситуации, а также обострившимся положением с ликвидностью сброс бумаг стали осуществлять и внутренние участники рынка.

В феврале-апреле 1998г. на рынках наступил период относительной стабилизации. В значительной степени подобные положительные тенденции были следствием нескольких заявлений Президента и Правительства, в частности, об ужесточении бюджетной политики и достижении уже в 1998г. первичного профицита федерального бюджета; правительство разработало «12 крупных мер по социально-экономической политике». Произошел также ряд дополнительных событий, послуживших позитивными сигналами для инвесторов. Так, в феврале МВФ принял решение о продлении до четырех лет трехлетней программы расширенного кредитования для России. Директор-распорядитель фонда М. Камдессю дал понять, что Россия получит очередной транш кредита в объеме 700 млн. долл. и при выполнении всех договоренностей будет получать кредиты до 2000г. 24 февраля Россия и Великобритания полностью согласовали условия реструктуризации российского долга в рамках Парижского клуба.

В середине мая макроэкономическая ситуация в России начала резко ухудшаться. Котировки государственных ценных бумаг стремительно падали. Одновременно значительно возросли обороты вторичного рынка. Падение фондового индекса РТС-1 составило около 40%. Усилилось давление на обменный курс рубля. Валютные резервы за май сократились на 1,4 млрд. долл. (почти 10%). Определенное влияние на такое развитие событий в России оказали дальнейший рост политической и эко­номической нестабильности в Азии, а также ожидание повышения процентных ставок Федеральной резервной системой, что повысило бы привлекательность вложений в американские ценные бумаги.

Несмотря на нарастание кризиса на российских финансовых рынках, реакция правительства была крайне замедленной, что вызывало сомнения в его способности контролировать ситуацию и само по себе ускоряло развитие кризиса. Лишь в конце мая правительство начинает вплотную заниматься разработкой антикризисных мер. 17-19 мая были сделаны заявления правительства и Центрального банка РФ (о неизменности валютной политики и недопустимости эмиссионных методов финансирования бюджета), Министерства финансов (о плане жесткой экономии бюджетных расходов), ФКЦБ (об обеспечении прав инвесторов). 27 мая ЦБ повышает ставку рефинансирования с 50% до 150%. (рисунок 4).

29 мая 1998г. правительство выступило с заявлением о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике. Спустя несколько дней после своего назначения Б. Федоров обозначил основные пути повышения уровня собираемости налогов в России. Определенный оптимизм на финансовых рынках начал появляться после визита А. Чубайса в Вашингтон 29-30 мая, в ходе которого обсуждалась проблема предоставления России большого пакета финансовой помощи. В первую неделю июня доходность государственных обязательств снизилась до 51%, а во вторую неделю - до 46%.

Рисунок 4 - Ставка рефинансирования ЦБ РФ за последние десять лет, %

В июне серьезно снизились международные кредитные рейтинги России и ряда российских банков и компаний. Здесь важно заметить, что на фоне удачного визита А. Чубайса в Вашингтон снижение рейтингов в начале июня не повлияло негативно на финансовую ситуацию. Однако, когда соответствующие решения о снижении рейтингов наложились на негативную информацию о ходе переговоров по кредиту МВФ после 8 июня, они вызвали резкое ухудшение ситуации на рынке. Массовый вывод средств инвесторов с финансовых рынков после снижения российских кредитных рейтингов привел к новому повышению во второй половине июня процентной ставки по ГКО, которая превысила 50%. Снижение фондового индекса за июнь составило 20%. Это существенно увеличило давление на обменный курс рубля и потребовало масштабных интервенций со стороны ЦБ на валютном рынке.

22 июня в Москву прибыла комиссия МВФ во главе с первым заместителем директора-распорядителя фонда С.Фишером для проведения переговоров о выделении России стабили­зационного кредита в размере около 10 млрд. долл. В ходе обсуждений общая сумма стабилизационного кредита была повышена до 15 млрд. долл. Днем позже Совет директоров МВФ утвердил выделение России очередного транша кредита в размере 670 млн. долл. Кроме того, МВФ сделал заявление, в котором поддерживалась позиция российского правительства, предпринимающего меры по поддержанию национальной валюты и недопущению резкой девальвации.

В июне 1998г. правительство активно разрабатывало антикризисную программу. Среди включенных в нее мер можно выделить: планировавшееся снижение цен на газ и тарифов на электроэнергию, изменение налогового законодательства (переход на взимание НДС по отгрузке, введение единой ставки подоходного налога, снижение ставки налога на прибыль, увеличение ставок акцизов, ограничение числа расчетных счетов предприятий, введение налога с продаж и др.), продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных российских корпораций (в частности, 5% акций РАО «Газпром» и государственного пакета акций АО «Связьинвест»). Пакет антикризисных законопроектов был представлен Государственной думе в начале июля 1998г.

Обострение ситуации на рынке государственных ценных бумаг в первой половине июля 1998г. характеризовалось ростом средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых. 8 июля 1998г. Министерство финансов РФ отменило аукционы по размещению двух выпусков ГКО с погашением 6 января и 7 июля 1999г. и дополнительного транша ОФЗ с постоянным доходом. 13 июля 1998г. прави­тельство объявило о намерении предложить держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные или долгосрочные облигации, номинированные в долларах с погашением в 2005 и 2018гг [46].

21 июля МВФ принял решение о выделении России нового пакета помощи. Данный транш поступил на счета ЦБ 23 июля 1998г.

Сразу после получения кредита следовало провести встречу председателя правительства с крупнейшими инвесторами для объяснения им плана действий по погашению и обслуживанию государственных обязательств на ближайшую перспективу (хотя бы до конца 1998г.). Однако правительство сочло, что временная стабилизация рынка в двадцатых числах июля является устойчивой тенденцией и провело такое совещание только через неделю, 27 июля.

В совокупности произошедшие события привели к тому, что примерно с 3 августа процесс приобрел неуправляемый характер. Доходность государственных обязательств увеличилась до 56%, ускорилось падение фондового рынка. Индекс РТС-1 за время, прошедшее с момента выделения стабилизационного кредита МВФ до 17 августа, упал почти на 30%. Быстрыми темпами уменьшались объемы международных резервов, что по скорости было сопоставимо с падением ноября 1997г. (таблица 3).

Наряду с паникой на валютном рынке начался банковский кризис. Он был спровоцирован ухудшением ситуации на финансовых рынках на фоне жесткой денежной политики первого полугодия 1998г.: денежная база на 1 сентября сократилась по сравнению со значением на начало года на 3,5%.

Таблица 3 - Недельная динамика золотовалютных резервов и денежной базы в период с июля 1998г. по октябрь 1998г., млрд. руб.

Период

Денежная

база

Темп прироста денежной базы, %

Золотовалютные резервы

20.07 – 26.07

-

-

19,5

27.07 – 02.08

160,8

-

18,4

03.08 – 09.08

-

-

16,3

10.08 – 16.08

160,7

-

15,1

17.08 – 23.08

161,8

0,68

13,4

24.08 – 30.08

158,7

-1,92

12,7

31.08 – 06.09

162,8

2,58

12,3

07.09 – 13.09

167,3

2,76

12,3

14.09 – 20.09

170,3

1,79

12,0

21.09 – 27.09

171,2

0,53

12,4

28.09 – 04.10

174,8

2,10

12,8

05.10 – 11.10

183,9

5,21

13,3

Заметим, что в августе, несмотря на массированные продажи валюты ЦБ, денежная база почти не сокращалась. Важную роль в обострении кризиса ликвидности банковской системы сыграло падение котировок российских государственных ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате такого падения возникли дополнительные депозитные требования к российским банкам по увеличению средств на маржинальных счетах. Для довнесения средств на мар­жинальные счета банки предприняли продажи имеющихся в их портфелях ГКО-ОФЗ, а также корпоративных акций с последующей конвертацией вырученных средств в валюту. Такая политика банков вызвала дополнительную нервозность на финансовых рынках, в том числе на рынке российских бумаг, номинированных в валюте. Первыми банками, которые не смогли выполнить своих обязательств перед зарубежными кредиторами, стали «СБС-Агро» и «Империал».

Подводя итоги последних месяцев перед кульминацией кризиса, следует отметить, что главными факторами, не позволившими России в августе избежать девальвации рубля, явились, по нашему мнению, отсутствие поддержки антикризисной программы правительства со стороны Государственной Думы и недостаточный объем помощи со стороны МВФ. К середине месяца ситуация, возможно, могла бы быть выправлена за счет срочной помощи в размере 10-15 млрд. долл. Однако в данной политической ситуации получение таких средств было нереальным. Единственным возможным выходом из создавшегося положения стала девальвация рубля.

В августе 1998г. отношение денежной базы к золотовалютным резервам составляло около 1,6 (таким образом, девальвация рубля примерно на 60% привела бы к равенству денежной базы и валютных резервов). Предлагался вариант моратория на погашение внешних долгов, распространяющийся не на все банки, а только на нуждающиеся в таком решении. Обсуждалось несколько схем реструктуризации государственных обязательств.

15 августа план Правительства был согласован с МВФ. Однако далее МВФ настоял на обнародовании разработанных мер без схемы реструктуризации ГКО-ОФЗ, которая, по мнению МВФ, требовала дальнейших согласовании. Объявление 17 августа принятой программы без схемы реструктуризации вызвало негативную реакцию на финансовых рынках. Индекс фондового рынка только за одну неделю упал дополнительно на 29%. С недельным опозданием правительством была объявлена схема реструктуризации внутреннего государственного долга. Общая сумма замороженного внутреннего долга составила 265,3 млрд. руб. (42,2 млрд. долл. по курсу на 14 августа 1998г.) В обращении остаются ОФЗ на сумму 75 млрд. руб. со сроками погашения в 2000-2001гг.

Курс доллара, несмотря на попытки ЦБ сдержать его рост, поднялся на 11%. Попытки защитить рубль с помощью валютных интервенций были крупной ошибкой ЦБ, послужившей важным фактором обвала рубля в конце августа - начале сентября. 26 августа ЦБ, растратив значительные запасы резервов при низких ценах доллара, приостановил торги на ММВБ на неопределенный срок. С 28 августа были приостановлены торги на региональных валютных биржах. В дальнейшем ЦБ уже не мог удерживать рубль из-за снижения уровня валютных резервов (12,3 млрд. долл. на 1 сентября).

После 17 августа 1998г. на рынке МБК произошел скачок ставок по однодневным кредитам до 120-170% годовых. Кризис ликвидности банковской системы, возникновение проблем с платежеспособностью практически всех крупных коммерческих банков резко понизили уровень доверия финансовых институтов друг к другу. Во второй половине августа 1998г. дневные объемы выданных кредитов упали до рекордно низких отметок.

В сентябре 1998г. произошло дальнейшее обострение экономического и финансового кризиса, связанного с девальвацией рубля и снижением доверия к российской национальной валюте. Трехкратная девальвация рубля, значительное увеличение скорости обращения денежной массы определили быстрый рост потребительских цен. В августе цены выросли на 3,7%, а за первую неделю сентября индекс потребительских цен увеличился на 35,7%. Скачкообразное повышение курса доллара, резкое сокращение импортных поставок, закрытие ряда магазинов вызвали потребительскую панику, которая ускорила рост цен и привела к возникновению дефицита ряда товаров. Но в дальнейшем одновременно со снижением курса доллара США темпы инфляции замедлились. Таким образом, в целом за месяц индекс потребительских цен вырос на 38,4%. Дальнейшее замедление темпов роста цен в большой степени объясняется жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ в августе 1998г. Денежная база выросла на 9,5% при существенном замедлении темпов сокращения внешних резервов. На рынке рублевых межбанковских кредитов процентные ставки по однодневным кредитам в середине сентября достигали 450% годовых, по кредитам на три дня - 130% годовых. Возвращение кредитов обеспечивалось высокой доходностью операций с валютой [10].

В деятельности банковской системы и после кризиса 1998г. сохранялся ряд серьезных проблем:

– низкая прибыльность и высокий риск банковских операций;

– функционирование банков в условиях серьезных системных рисков, связанных в первую очередь с общим неустойчивым состоянием экономики и финансовой системы страны;

– недостаточная диверсификация направлений банковских вложений и ресурсной базы и, как следствие, высокая зависимость деятельности банков от финансового состояния их крупных клиентов.

Эти диспропорции делают российскую экономику в целом и валютно-банковскую систему слишком уязвимой по отношению к внешним и внутренним шокам. Эта уязвимость проявилась, в частности, в форме промежуточного банковского кризиса 2004г.

Летом 2004г. банковский сектор России испытал кризис, который был классифицирован позже как «кризис доверия». Мнения компетентных лиц о причинах этого кризиса сильно расходятся. Одни эксперты считают, что это была чистка рядов банков, проведенная ЦБ, другие утверждают, что это была акция недобросовестной конкуренции между банками. Существуют даже версии, что кризиса вовсе не было. И аргументируются они следующим образом: в стране экономический рост, люди выстраиваются в очередь за потребительскими кредитами, предприятия нуждаются в деньгах на развитие бизнеса, объемы привлеченных банками средств (депозитов) увеличиваются, тем самым финансовая система далека от кризиса. Все эти варианты имеют право на существование, хотя некоторые кажутся неправдоподобными.

Прошедший межбанковский кризис показал, что российская банковская система все еще слаба. Хотя о кризисе уже можно говорить в прошедшем времени, но это не меняет существующего положения вещей в финансовой сфере.

Банковская деятельность непрозрачна и об истинном положении банка знает, зачастую, только высшее руководство, а иногда и оно не вполне представляет себе, что творится в руководимом им учреждении. И это не преувеличение. Здесь необходимо видеть, прежде всего, недоработку ЦБ РФ.

В большинстве российских изданий и рейтингов положение банка часто определяют фактически по двум параметрам: размеру собственного капитала и чистым активам. Но нужно учитывать, что банк - очень сложная структура, для определения его устойчивости необходимо руководствоваться большим числом параметров.

Из причин, приведших к кризису и не устраненных до сих пор, следует отметить:

  1. Слабый внутренний контроль в банках.

  2. Слабый риск - менеджмент.

  3. Существенное влияние кризиса рынка межбанковского кредитования на положение большого числа банков.

  4. Существование «банков-инструментов». В российской действительности есть две модели ─ «банк-бизнес», когда прибыль идет от размещения средств на рынке; и «банк-инструмент» для обслуживания другого бизнеса. Вторая модель в последние годы явно превалировала. Такие банки, по сути, являются паразитирующими и даже в малой степени не способствуют оздоровлению экономики. Крушение такого банка ─ дело одного дня, поскольку вся его деятельность завязана на обслуживании одной компании. И в случае прекращения деятельности последней прекратит свою деятельность и банк. А это - элемент нестабильности всей экономики.

Нынешнее состояние банковской сферы России позволяет выделить в ней три сектора коммерческих банков, оперирующих на внутреннем рынке банковских услуг.

В первый сектор входят «государственные банки» - коммерческие кредитные учреждения, в большей или меньшей степени зависящие от участия в их текущей деятельности государства. Эти банки отличает прямое участие в их уставном капитале государства либо косвенное воздействие последнего на их политику через предприятия и организации, контролируемые государством.

Второй сектор составляют так называемые иностранные банки -иностранные предприятия, учредителями которых выступают иностранные банки. Эти кредитные организации являются резидентами РФ, т.е. дочерними ООО со 100%-ным участием аналогичных зарубежных финансовых институтов.

Третий сектор составляют российские частные банки. Исторически (в процессе переходного периода России в 1988 - 2004 гг.) сложилось так, что эти банки занимают значительный сектор банковских услуг на внутреннем рынке, а их число достаточно велико даже по международным меркам. Тем не менее, возможность их выживания и дальнейшего развития в условиях общего развития национальной банковской системы достаточно ограничена.

Сегментация отечественной банковской системы определяет тенденцию ее дальнейшего развития. В этих условиях доминирующее положение на внутреннем рынке банковских услуг будет принадлежать банкам, контролируемым государством и зарубежными финансовыми институтами. Эти кредитные организации располагают относительно дешевыми и долгосрочными пассивами, значительным банковским капиталом, возможностью привлечения внешних ресурсов, контролируют рынки наиболее привлекательных кредитов и финансовых инструментов. Напротив, частные российские коммерческие банки последовательно вытесняются с наиболее привлекательных сегментов внутреннего финансового рынка, а их риски возрастают. Подобное положение может спровоцировать череду кризисов именно в секторе частных российских коммерческих банков - первый из них и наблюдался в июне 2004г.[41].

Таким образом, банковский кризис в конце мая - начале июня 2004г. затронул лишь частные коммерческие банки. Поэтому воздействие данного кризиса на экономику России, равно как и на состояние финансовой сферы, минимально. Тем не менее, он подтверждает тенденцию к усилению влияния государственных и иностранных банков, сохранение позиций крупнейших частных банков наряду с ухудшением условий деятельности средних и мелких частных кредитных учреждений. Для последних в среднесрочной перспективе будут отведены лишь незначительные определенные ниши, на которых они смогут эффективно работать, - малые и средние предприятия, региональные рынки.