logo
курсовая клиенты банка

2.3 Особенности выбора банка клиентом в условиях мирового

финансового кризиса

Финансовый кризис стал причиной того, что многие клиенты пересмотрели свое отношение к банкам. Так, если в конце 2008 года, большинство клиентов ставили во главу угла такие характеристики банков как приемлемые кредитные ставки, надежность, длительность времени присутствия на рынке и низкие тарифы на обслуживание. По окончании 2009 года, система ценностей глобально не поменялась, но акценты сместились. Так, к примеру, для большого количества клиентов ставки по кредитам, за которыми они продолжают обращаться по привычке, несмотря ни на какой кризис, являются одним из самых важных показателей. На него они обращают внимание в первую очередь, и даже со временем развития кризиса этот показатель снизился совсем незначительно - лишь на 2 процентных пункта.

В начале кризиса, людям было важно обезопасить свои деньги, а о доступности банкоматов думать не приходилось - именно поэтому такой критерий как «большое количество банкоматов» в 4 квартале 2008 года волновал несколько меньшее число людей, по сравнению с периодом «оживления», который можно было наблюдать во 2 квартале 2009 года.21

Теперь, когда ситуация несколько «выровнялась», люди снова начали задуматься об уровне обслуживания, важной частью которого является наличие достаточного числа банкоматов, которые можно с легкостью найти, при возникновении необходимости. Также, как видно из рисунка 2.8, во 2 квартале 2010 года клиенты начали придавать большее значение таким показателям как наличие Интернет-банкинга, удобство графика работы банка, отсутствие очередей и другие критерии, отражающие качество предоставляемого сервиса.

Рисунок 2.8 - Критерии выбора клиентом банка в условиях кризиса, %.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что существуют определенные критерии, по которым клиенты выбирают банк для обслуживания. Основные критерии, характерные как для физических, так и для юридических лиц - это надежность банка, гарантированная деловой репутацией, открытость, спектр услуг, система страхования вкладов. Дальнейшие взаимоотношения клиента и банка строятся индивидуально.