logo
Документ Microsoft Word (2)

2.2 Роль страхования в формировании инвестиционного капитала в рф

В мировой экономике страховые компании принадлежат к числу наиболее крупных коллективных инвесторов и занимают активную инвестиционную позицию. Такого рода активность напрямую зависит от динамики страхового рынка в целом. Если она положительная, то сегмент страховых услуг аккумулирует внушительный объем ресурсов, а инвестиционная деятельность страховщиков позволяет снизить нагрузку на бюджет государства (специальные пенсионные программы), и делает страховщиков источником долгосрочных ресурсов.

В России же наблюдается экстенсивное развитие страховой отрасли. Компании ориентированы преимущественно на получение прибыли от клиентов, завышая тарифы и ужесточая условия страховых выплат, а не на инвестирование – использование собственных ресурсов. Тем временем, в мировой практике инвестиционная деятельность составляет важнейший, после страхования, источник доходов страховых организаций[9].

Однако на протяжении последних нескольких лет Российская Федерация энергично включается в мировые бизнес – процессы, что заставит активизироваться рынок страхования, в частности страховые компании, как инвесторов.

Последней новацией стало включение страховых организаций в список квалифицированных инвесторов в силу закона, и, как следствие, допуск их к инвестированию в ценные бумаги, ограниченные в обороте. Такие активы являются потенциально высокодоходными, но вложения в них сопряжены с высокими рисками[10].

По российскому законодательству страховщики могут размещать собственные средства и страховые резервы. Доля привлеченных средств в значительной степени преобладает над собственными, поэтому интересно рассмотреть инвестирование страховых резервов. Процесс инвестирования привлеченных средств регулируется Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов.

Активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, ликвидности, возвратности, и только в последнюю очередь (по мнению регулятора) доходности. Страховые резервы должны быть достаточными для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования. Поэтому законодателем установлены жесткие требования к их составу и структуре.

Однако в русле реформ и в первую очередь в связи с признанием страховых компаний квалифицированными инвесторами, перед ними открываются новые возможности.

Вероятно, новые перспективы коснутся перечня активов, доступных для вложения и лимитов по ним (структуры).

Несмотря на то, что состав активов, предусмотренных для покрытия страховых резервов, включает в себя инструменты, недоступные, например, негосударственным пенсионным фондам, он нуждается в расширении.

Прежде всего, это касается включения в список активов паев закрытых паевых инвестиционных фондов. Конструкция закрытого паевого инвестиционного фонда позволит осуществить выгодное инвестирование опосредованным образом в:

недвижимость;

венчурные проекты;

реальный сектор экономики;

другие активы[11].

В зарубежной практике распространено инвестирование в недооцененные активы. Учитывая иностранный опыт, вероятно появление возможности вкладывать средства в фонды, инвестирующие в акции компаний малой и средней капитализации, готовящиеся провести первичное размещение своих акций (pre-IPO). Представляется, что будет использован механизм закрытых паевых инвестиционных фондов (новые категории фондов на российском рынке коллективных инвестиций).

Безусловно, для инвестирования в проекты, рассчитанные на длительный срок, нужны «длинные» деньги, поэтому первоочередное включение паев ЗПИФов в список активов, доступных для инвестирования страховых резервов, возможен по отношению к резервам по страхованию жизни.

При проведении реформ всегда учитываются современные условия функционирования рынка. В нестабильной обстановке привлекают внимание инструменты, позволяющие хеджировать риски. Учитывая квалификацию инвесторов, допустимо включить в «инвестиционный список» производные финансовые инструменты (деривативы).

Страховые компании могут напрямую вкладывать средства и в ценные бумаги, и в драгоценные металлы, и в недвижимость, в связи с предоставленным перечнем инструментов особое внимание привлекает структурирование активов.

Если сравнивать структуру активов, принимаемых в покрытие страховых резервов российских и иностранных страховых компаний видно, что основную долю в активах российских страховщиков занимают векселя банков, депозиты, доли перестраховщиков в резервах и государственные ценные бумаги; в то время как зарубежные страховщики инвестируют в облигации и акции, обеспечивая приток инвестиционных ресурсов в экономику, и получая доход.

Конечно, чтобы увеличить лимиты инвестирования, нужно четко прогнозировать востребованность вкладываемых ресурсов. В первую очередь такой расчет возможен с долгосрочными резервами по страхованию жизни.

Вероятно снижение ограничений по инвестированию в паи паевых инвестиционных фондов, по прямым вложениям на рынке недвижимости (он отличается меньшей волатильностью по сравнению с фондовым), в драгоценные металлы, ипотечные ценные бумаги.

Размещение средств страховых резервов может осуществляться страховщиком самостоятельно, а также путем передачи части средств (до 20 % от суммарной величины страховых резервов) в индивидуальное доверительное управление. При этом отсутствует возможность передачи средств в управление нерезидентам.

Поскольку инвестиционная деятельность не является для страховых организаций профильной, то разумно установить долю страховых резервов, доступных для передачи, более 20 %[12].

Кроме того, положительная динамика страхового рынка и как следствие инвестиционной деятельности страховщиков, требует развития консалтинга в данном сегменте.

Вектор развития экономики России направлен на стимулирование деятельности, прежде всего крупных (институциональных) инвесторов. Принципиальной разницы между деятельностью инвестиционных институтов (Банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и прочих) в области размещения средств нет.

Однако требования к размещению средств дифференцируются, различается, в том числе, и интенсивность реформирования в данной отрасли. Деятельность по инвестированию средств страховых резервов имеет свою специфику – срок востребованности резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, менее прогнозируем, чем, например, необходимость выплаты средств негосударственных пенсионных фондов. Министерство финансов признает необходимость проведения реформ по предоставлению страховым организациям новых инвестиционных возможностей, но придерживается консервативной позиции по срокам. Регулятор в лице Федеральной службы по финансовым рынкам дал основу для дальнейших преобразований, включив страховщиков в список квалифицированных инвесторов в силу закона, интенсификация процесса остается в руках самих страховщиков[13].