Вопросы для тестового контроля
1. По данным археологических раскопок заселение человеком Греции произошло:
1. в период среднего палеолита
2. в период раннего неолита
3. в период позднего неолита.
2. Бог – врачеватель в Древней Греции:
1. Эпидавр
2. Асклепий
3. Аполлон
3. Лечением больных в Древней Греции занимались:
1. лекари
2. жрецы
3. маги
4. Годы жизни Гиппократа:
1. 460-356 годы до н.э.
2. 356-460 годы до н. э.
3. 356-560 годы до н.э.
5. Самая ранняя из сохранившихся биографий Гиппократа освещена:
1. Гомером
2. Софоклом
3. Сораном Эфесским
6. Место рождения Гиппократа:
1. остров Кос
2. остров Фасос
3. остров Крит
7. Как изображался бог – врачеватель Древней Греции Асклепий?
1. в виде юной красавицы с чашей в руке
2. в виде старца с посохом в руке, обвитым змеями
3. в виде старца с молнией на ладони
8. Название лечебниц при храмах в Древней Греции:
1. Асклепионы
2. Асклепиады
3. Атрейи
9. Атрейи – это:
1. амбулаторные учреждения, расположенные вне храма
2. лечебницы при храмах
10. В качестве благодарности за успешное лечение пациенты приносили в храмы:
1. изображения вылеченных органов из гипса
2. изображения вылеченных органов из золота
3. изображения вылеченных органов из серебра
11. Асклепиады – это:
1. врачи-жрецы, принимающие больных в Асклепионах
2. Врачи-ремесленники, принимающие больных в амбулаториях
12. Греческие философы разных школ рассматривали происхождение всего физического мира из:
1. элементов материи
2. элементов космоса
3. элементов души
13. Душа по Платону – это проявление:
1. «вечного разума»
2. «вечной жизни»
3. «вечного спокойствия»
14. Какие из ниже перечисленных врачебных школ относятся к Греческим:
1. Книдская
2. Косская
3. Кротонская
15. Врач Кротонской школы Алкмеон создал труд:
1. «О природе»
2. «О болезнях»
3. «О влаге»
16. Какими достижениями известны представители Книдской школы:
1. научились описывать симптомы
2. описали шум трения плевры
3. ввели в медицину ряд новых средств лечения.
17. Гиппократ – основоположник принципа:
1. не навреди
2. индивидуального подхода к больному
3. невмешательства.
18. Одной из основных заслуг Гиппократа является:
1. разработка учения об этиологии (причине) болезней
2. описание шума трения плевры
3. создание труда о равновесии «изономии»
19. Составителями сборника «Corpus Hippocraticum» являются:
1. Гиппократ
2. Гомер
3. древнегреческие врачи
20. К философам Древней Греции относятся:
1. Диоген
2. Гераклит
3. Пифагор
4. Демокрит
5. все перечисленные
21. Основание Римской империи приходится на:
1. на рубеж 1 тысячелетия до н.э.
2. на рубеж 2 тысячелетия до н.э.
3. на рубеж 3 тысячелетия до н.э.
22. Формирование медицинских знаний прошло три стадии:
1. царство, империя, княжество
2. царство, республика, империя
2. царство, республика, княжество
23. Источниками информации о медицине Древнего Рима, дошедшими до наших дней являются:
1. сочинения философа Тита Лукреция «О природе вещей»
2. сочинения медика Авла Корнелия Цельса «О назначении частей человеческого тела»
3. сочинения писателя Марка Теренция Варрона
24. Датой основания Рима считается:
1. 760 год до н.э.
2. 755 год до н.э.
3. 753 год до н.э.
25. Акведук – это:
1. бани, распространенные в Древнем Риме
2. сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом
3. канализационная система.
26. Термы – это:
1. бани, распространенные в Древнем Риме
2. сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом
3. канализационная система.
27. Клоаки – это:
1. бани, распространенные в Древнем Риме
2. сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом
3. канализационная система.
28. Гаруспики (от harus - кишки)– это:
1. название болезней желудочно-кишечного тракта
2. жрецы, занимавшиеся траволечением и магией (гадание по внутренностям)
3. зубные протезы.
29. Начало республиканского этапа приходилось на:
1. 53 год до н.э.
2. 52 год до н.э.
3. 51 год до н.э.
30. Какой политический строй был в республиканский период:
1. капитализм
2. демократия
3. социализм
31. Эдилы – это:
1. чиновники, которые следили за соблюдением законов
2. военные хирурги
3. цирюльники
32. Падение Западной Римской империи произошло в:
1. 476 год н.э.
2. 476 год до н.э.
3. 500 год н.э.
33. «Закон двенадцати таблиц» содержали правила и нормы относительно:
1. санитарного благосостояния
2. наказаний за членовредительство
3. мест строительства общественных зданий
34. Первыми врачами в Древнем Риме были:
1. боги
2. рабы
3. жрецы
4. священники
35. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются:
1. законы Абатоне
2. закон Двенадцати таблиц
3. закон Юлиана
4. законы Ману
36. Для Александрийской медицины наиболее значимым является вклад в изучение:
1. биологии и экологии
2. анатомии и хирургии
3. терапии и пропедевтики
37. Для Асклепиада первая главная заповедь в лечении:
1. безболезненное и индивидуальное лечение
2. «большой хирург - большой разрез»
3. принцип невмешательства
38. Корнелий Цельс был не врачом, а богатым рабовладельцем и создал труд:
1. «О медицине» в 8 томах
2. «De material medica»
3. «О природе вещей»
39. Четыре признака воспаления были описаны:
1. Сораном
2. Цельсом
3. Галеном
4. Асклепиадом
40. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме по свидетельству Катона:
1. свекла
2. морковь
3. капуста
4. репа
5. лук.
ТЕМА 4: Медицина раннего (V-X вв.) и классического (XI-XV вв.) средневековья. Западная Европа, Византийская империя, Древнерусское государство, арабоязычные халифаты,средневековый Восток.
Цель обучения:ознакомиться с основами врачевания в странах раннего и классического средневековья.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.
План занятия:
Этап занятия | Время (мин) |
Водное слово преподавателя | 10 |
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию | 30 |
Устное собеседование по теме занятия | 50 |
Перерыв | 20 |
Представление студентами подготовленных тематических докладов | 60 |
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя | 10 |
Изучение данного материала:реферативные сообщения студентов.
Контроль знаний:
Тестирование тематическое
Устное собеседование
Вопросы к занятию:
Медицина в странах Востока, Арабских халифатах (разработка гигиенических рекомендаций, новые лекарственные вещества), недостатки медицины халифатов (влияние религии).
Развитие медицины Древней Руси
Прогрессивные черты Византийской медицины
Великие врачи: Аль-Рази (Разес), Авиценна – великие ученые-энциклопедисты
Социально-экономическая характеристика Европейских стран.
Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины.
Санитарное состояние Европейских городов, появление простейших противоэпидемических мероприятий (обсерватории, карантины)
Развитие хирургии (А. Паре), описание инфекционных заболеваний (Джованни Батист Морганьи).
Подведение итогов занятия:самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.
Домашнее задание:подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.
- Государственное образовательное учреждение
- Тема 1: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.
- Доклады к следующему занятию:
- 1. Из каких этапов состоит процесс исторического развития общества
- Доклады к следующему занятию:
- 2. В виде кого изображали египтяне бога врачевания Имхотепа?
- Доклады к следующему занятию:
- Вопросы для тестового контроля
- Доклады к следующему занятию:
- Вопросы для тестового контроля
- Доклады к следующему занятию:
- Вопросы для тестового контроля
- Доклады к следующему занятию:
- Вопросы тестирования
- Доклады к следующему занятию:
- Вопросы тестирования
- Тема 8: Медицина нового времени. Россия конец хiх века, начало хх.
- Доклады к следующему занятию:
- Бурденко н.Н.
- Семашко н. А. (1874-1949)
- Вопросы тестирования
- 1. Кто был организатором и председателем Первого съезда русских хирургов (1900г)?
- 4. С какого события начался советский период здравоохранения в России?
- Вопросы тестирования
- Развитие здравоохранения в ханты-мансийском автономном округе.
- Зачетное занятие
- Рекомендуемая литература