8. Финансы, их структура и функции. Финансовый рынок
Финансы – это отношения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов в народном хозяйстве. Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и учреждений, организующих эти отношения. Кредитная система является частью финансовой системы в широком понимании. Финансовый институт или финансово-кредитное учреждение – учреждение, организующее финансовые (финансово-кредитные) отношения и являющееся посредником в этих отношениях. Основные виды финансовых институтов (финансово-кредитных организаций): банки, финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании. Финансовый сектор – часть экономики, связанная с деятельностью финансовых институтов. Он является относительно самостоятельной надстройкой над реальным сектором – сектором экономики, в котором создаются товары и новая стоимость. В составе финансов выделяют финансы:
- предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью;
- организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью;
- общественных объединений (профсоюзов, движений, партий);
- страхования;
- государственные.
(финансы населения) что для одних субъектов экономики явл. расходом финансов, для др. как их поступления Функции финансов:
1. Обслуживание процесса воспроизводства. Бесперебойное поступление денежных средств является необходимым условием непрерывности процесса воспроизводства.
2. Распределительная. Посредством финансовых потоков происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта.
3. Контрольная. Финансовые показатели в концентрированной форме выражают соотношение затрат и результатов хозяй. деятельности. Контролируя финансы, можно контролировать всю хоз. деятельность в целом.
4. Стимулирующая. Финансовый механизм стимулирует экономических субъектов к тем или иным действиям.
Финансовый рынок состоит из рынка ценных бумаг, денежного рынка и валютного рынка. Объектом купли-продажи на финансовом рынке являются финансовые активы, к которым относятся деньги и ценные бумаги.
9. Государственные финансы. Налоги
Государственные финансы включают в себя централизованные финансы и финансы государственных (муниципальных) предприятий и учреждений. Централизованные финансы формируются и распределяются органами государственной власти и местного самоуправления. Главным элементом централизованных финансов является бюджет, в него поступает основная часть доходов государства, и средства бюджета могут направляться на самые различные цели. Кроме бюджета, к централизованным финансам относятся внебюджетные фонды, которые имеют строго определенное целевое назначение. Частью централизованных финансов являются также государственные (муниципальные) кредиты и займы. Средства бюджета и внебюджетных фондов всех уровней формируются за счет поступления доходов государства (налоги, обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, средства от приватизации имущества и др.). Совокупность всех доходов и расходов государства принято называть консолидированным государственным бюджетом. За счет системы государственных финансов тем самым поддерживаются необходимые условия общественного воспроизводства. Расходы государства делятся на две основные части: трансферты (денежные выплаты – пособия, пенсии, субсидии) и расходы на покупку товаров и услуг. Если доходы государства превышают его расходы, то имеет место дефицит государственного бюджета. В противном случае, когда расходы меньше доходов, образуется излишек (профицит) бюджета. (Есть и на уровне финансов региона или муниципального органа управления) Дефицит бюджета финансируется двумя основными способами:
1) за счет увеличения государственного (муниципального) долга (внутреннего или внешнего);
2) за счет денежной эмиссии.
Уровень дефицита бюджета измеряется отношением величины дефицита к объему валового внутреннего продукта. (уровень в 5% от валового внутреннего продукта приемлемая норма)
Главным источником доходов государства являются налоги, обычно включаются и платежи во внебюджетные фонды, поскольку они, как и налоги, носят обязательный характер. Налоги выполняют две основные функции:
1. Фискальную, то есть обеспечивают поступление средств для финансирования государственных расходов. Главная функция, без нее невозможно формирование источников финансирования основной части гос расходов
2. Регулирующую. Она заключается в том, что с помощью налогов государство оказывает воздействие на экономические процессы: способствует расширению одних видов деятельности и затрудняет другие, влияет на уровень цен и объемы продаж товаров и услуг, на эффективность использования ресурсов.
C налогами связаны следующие понятия:
- Налоговая база – объект налогообложения. Ею могут быть: доходы (прибыль предприятий, доходы граждан, и др.); стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности; используемые ресурсы.
- Налоговая ставка – уровень налогообложения определенного объекта. Она имеет форму денежной величины или процента от стоимости налоговой базы.
- Налоговые льготы: необлагаемый минимум; изъятие элементов налоговой базы; освобождение от налога; - понижение ставки; налоговый кредит и др.
Основные виды налогов:
– Общие (предназначены для финансирования расходов бюджета независимо от конкретного направления этих расходов) и специальные (платежи во внебюджетные фонды или в бюджет, имеющие спец.целевое назначение).
– Прямые (взимаются из доходов юридических или физических лиц) и косвенные (включаются в цену товаров в виде надбавки к издержкам и прибыли; оплачиваются покупателями, не прямо, посредством покупки товаров).
– С юридических лиц и с физических лиц.
– Общегосударственные, региональные и местные. Отнесение налогов к определенному уровню определяется не тем, в бюджет какого уровня они поступают; а тем, какой уровень определяет размеры налогообложения.
Общий уровень налогов определяется, в конечном счете, размерами государственных расходов и измеряется отношением суммы налогов к валовому национальному продукту. (величина в 15 странах в ЕС в среднем 45%)