3.2.Инкассо. Понятие инкассо
Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо. Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок. Инкассо используется в расчетах как при условиях платежа наличными, так и с использованием коммерческого кредита.
Зачастую проблемы в выборе форм расчетов между российскими предпринимателями и их зарубежными партнерами возникают из-за элементарного незнания нормативной базы.
При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо (Публикация Международной торговой палаты №522, вступили в силу в новой редакции 1 января 1996 года) [12]. Унифицированные правила по инкассо — основной международный нормативный документ, регулирующий эту форму расчетов.
Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.
Рис. 2. Схема расчетов по инкассо
Согласно Унифицированным правилам, инкассо — это операция, осуществляемая банками на основе полученных инструкций с документами в целях:
-
получения акцепта и/или платежа;
-
выдачи коммерческих документов против акцепта и/или платежа;
-
выдачи документов на других условиях.
В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:
-
чистое инкассо, т.е. инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа деньгами;
-
документарное инкассо, т.е. инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.
Участниками инкассовой операции являются:
-
доверитель — клиент, который доверяет операцию по инкассированию своему банку;
-
банк-ремитент — банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию;
-
инкассирующий банк — любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения;
-
представляющий банк — банк, непосредственно получающий платеж или акцепт, делающий представление документов плательщику;
-
плательщик — лицо, которому должны быть представлены документы в соответствии с инкассовым поручением.
Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом (см. схему). После заключения контракта (1), в котором стороны оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар (2) в соответствии с условиями заключенного контракта. Получив от транспортной организации транспортные документы (3), экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовый документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении (4).
Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами.
Банк-ремитент отсылает документы инкассирующему банку (5), которым является, как правило, банк страны-импортера.
Правовые особенности совершения сделок с применением инкассо
Необходимо помнить, что ряд положений Унифицированных правил существенно отличается от соответствующих положений российского права. При применении на практике Унифицированных правил можно столкнуться с понятиями и концепциями, которые отсутствуют в российском праве, а иногда и прямо противоположны содержанию правовых норм, подлежащих применению к расчетам, осуществляемым на внутреннем российском рынке.
Для более четкого и полного представления о расчетах по инкассо, применяемых во внешнеторговых сделках, необходим сравнительный анализ норм международного права и российского законодательства, регулирующих эти отношения.
«…Любые документы, отсылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением, содержащим полные и точные инструкции» (ст.2 Правил) [12].
Российское законодательство непоследовательно в определении инкассо и документов, на основании которых осуществляются расчеты по инкассо.
Статья 874. ГК РФ гласит:
«1. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения другой банк (исполняющий банк).
Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота... [2].
Законодатель не упоминает о документах (финансовых или коммерческих), необходимых для осуществления расчетов по инкассо, а отсылает нас к другим нормативным актам, регулирующим данный вид безналичных расчетов.
Подзаконные нормативные акты также не вносят ясности в этот вопрос. «В соответствии со ст.283 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве (Правила Госбанка СССР от 30 сентября 1987 года №2) инкассовое поручение применяется только при списании денежных средств со счета плательщика в безакцептном порядке на основании исполнительных и приравненных к ним документов» [1].
На территории Российской федерации расчеты по инкассо в смысле их определения ст.2 Унифицированных правил «осуществляются платежными требованиями-поручениями, которые представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании отправленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг» [12]. В этой ситуации поставщик привлекает для обработки инкассо банк-ремитент, который может привлечь для оформления и пересылки плательщику этих документов и получения платежа и (или) акцепта платежа представляющий банк. Причем выставление платежного требования-поручения необходимо производить только через банк- ремитент. В противном случае, во-первых, это будет нарушением законодательства, а, во-вторых, могут возникнуть определенные трудности с оформлением и пересылкой финансовых и коммерческих документов.
Таким образом, операции по инкассо, то есть действия банка по поручению клиента, направленные на получение платежа и (или) акцепта платежа, согласно российскому законодательству осуществляются с помощью инкассовых поручений, платежных требований-поручений, платежных требований.
Сравнивая положения Унифицированных правил с положениями российских нормативных актов, можно сделать вывод, что чистое инкассо представлено в нашем законодательстве платежными требованиями и инкассовыми поручениями, а документарное инкассо (финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами) осуществляется на основании выставленного к счету плательщика платежного требования-поручения.
К сожалению, в банковской практике инкассовые поручения часто выставляются вместо платежных требований, платежные требования вместо платежных требований-поручений и т.д. Этой неразберихи можно было бы избежать, если бы законодатель установил четкий и единообразный порядок расчетов по инкассо, которые осуществлялись бы обязательным представлением инкассового поручения в дополнение к остальным (в каждом случае различным) документам.
Наиболее удобный вид расчетов по инкассо, как для поставщика, так и для покупателя — документарное инкассо.
Для раскрытия расхождений между нормами международного права и российского законодательства, что в случае их незнания может привести к негативным результатам, рассмотрим следующие существенные моменты.
Во-первых, в соответствии со ст.1 Унифицированных правил, их применение является факультативным. Они будут применимы, только если стороны по внешнеторговой сделке согласятся на подчинение конкретной инкассовой операции этим Правилам и в самом инкассовом поручении «будет сделана специальная оговорка» (п. «а» ст.1) [12]. Правила обязательны для всех сторон, если только специально не оговорено иное, что дает возможность путем прямого исключения определенных положений Правил в инкассовом поручении или инструкциях к нему ограничить сферу их действия в отношении конкретной сделки.
Поэтому в случае расхождений между нормами Правил и нормами национального права, применимого к расчетам по инкассо, превалируют положения последнего (п. «а» ст.1 Правил). Это следует иметь в виду, учитывая, что в некоторых странах Правила не могут быть полностью применены: например, безакцептное списание денежных средств путем выставления инкассового поручения на основании исполнительного или приравненного к нему документа в нашей стране является законодательно закрепленной практикой, чего нельзя сказать, например, об американском законодательстве.
Подводя итог, следует отметить, что при осуществлении внешнеэкономических расчетов следует руководствоваться положениями Правил, а также необходимо, чтобы сторона по сделке, которой известно о существовании каких-либо императивных норм в ее национальном праве, уведомила об этом другие стороны. Поэтому при заключении договора на предоставление товаров, услуг и т.д. стороны должны оговорить не только форму безналичных расчетов, но и ограничения, которые существуют для этой формы в национальном законодательстве страны плательщика.
Недостатки инкассовой формы расчетов
В заключение стоит отметить, что расчеты по инкассо, осуществляемые согласно Унифицированным правилам, выгодны как для банков, так и для сторон по сделке. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости открывать дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например, аккредитив). Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы. Поставщик будет уверен, что до момента получения денег его товар будет находиться в его распоряжении.
К сожалению, такая форма безналичных расчетов, как инкассо редко применяется на территории нашей страны, не говоря уже о применении в расчетах с иностранными партнерами. Игнорирование явных преимуществ расчетов по инкассо происходит, на мой взгляд, вследствие запутанности и несовершенства российского законодательства, регулирующего данные отношения, а также низкой правовой культурой российских предпринимателей в сфере как международного, так и российского законодательства.