logo
kurs

Этапы формирования рынка автокредитования в России

Изучая процесс становления рынка автокредитования в нашей стране на протяжении многих лет, принято выделять в нем три важных этапа. Первый этап формировался до 1998 года и характеризовался зачаточным состоянием, связанным с кардинальным реформированием финансовой системы. Отечественные банки не имели в распоряжении собственных ресурсов для выдачи таких кредитов, а финансирование в основном проходило через иностранные банковские структуры, имеющие свои представительства в стране.

Как спрос, так и предложения по автокредитам были на очень низком уровне. Почти полное отсутствие конкуренции приводило к диктату узким кругом банкиров собственных, не всегда приемлемых для населения условий кредитования. При этом официально рекламируемые и скрытые проценты за пользование автокредитами были огромнейшими, а ограничения для кредитополучателей довольно жесткими.

После первого этапа вплоть до 2002 года отмечается время реформ и первых самостоятельных шагов российской банковской системы на рынке автокредитов. Это время и принято считать вторым этапом становления. Изучив методологические подходы иностранных банкиров, российские финансовые структуры начали применять западные схемы кредитования на покупку автомобилей. Тем не менее, число таких банковских структур оставалось небольшим, конкуренция была слабой, что не особенно сказывалось на снижении процентных ставок. Зачастую применялись скрытые схемы увеличения доходов от выдаваемых банками кредитов. Например, кредитополучатель был обязан застраховать приобретаемый автомобиль, но только в той страховой компании, которую предлагал кредитор.

В 2003 году начался третий этап в этой сфере выдачи займов. Он характеризовался активным ростом выдаваемых кредитов, появлению большого количества отличающихся друг от друга банковских продуктов и массированной рекламой. Количество банков, предоставлявших такую услугу, выросло в несколько раз и продолжало расти. В целях привлечения клиентов, банковские структуры расширяют перечень кредитных программ, делая их под разные категории заёмщиков. Вплотную к размеру ставки рефинансирования (минимально рентабельной для банков) подошли и проценты за пользование автокредитами.

Чтобы по максимуму заинтересовать потенциальных клиентов, банкиры идут на увеличение сроков кредитования (до семи лет), пакет документов, необходимых для выдачи кредита уменьшался вплоть до необходимости предоставления лишь паспорта покупателя и его водительского удостоверения. Появились экспресс-кредиты на приобретение автомобиля со сроком рассмотрения документов от получаса. Внедряются такие кредитные продукты, как кредит с функцией обратного выкупа, кредит на авто с пробегом и иные весьма интересные предложения.

После 2006 года процентные ставки стабилизировались, их дальнейшее снижение практически остановилось. Основными рынками автокредитования благодаря сложившейся конъюнктуре стали два крупнейших центра – это Москва и Санкт-Петербург. Рост конкуренции в этих городах приводит к тому, что крупные банки начали активно применять наработанные схемы кредитования в других регионах России. Со временем конкуренция обострилась и в регионах, что стало положительным моментом для развития этого банковского продукта. Однако и сегодня региональные рынки требуют большего предложения со стороны банков, они заметно отстают в развитии от столичных городов.

Претерпела изменения и практика маскировки банками своих затрат по кредитам под видом всевозможных комиссионных, адресных страховок и т.д. Кредитование начинает становиться все более прозрачным для потребителей. В этом значительную роль сыграло государственное вмешательство и растущая финансовая грамотность населения. Так, было объявлено о возобновлении программы государственной поддержки субсидирования автокредитов и запущены новые программы.

Нынешний кризисный период характеризуется целым рядом серьёзных потрясений. Санкции и падения рубля привело к резкому падению спроса на рынке автокредитования. Обвал рубля спровоцировал массовую скупку населением дешевых авто в салонах в конце прошлого 2014 года и рост процентных ставок. К середине нынешнего года ситуация остаётся нестабильной, спрос на авто резко упал, снизилось производство. Отзыв лицензий у многих банков, предлагающих автокредитование, внёс свои коррективы на этом рынке. Когда наступит ясность и стабильность в этом сегменте кредитования, говорить сложно, но аналитики склоняются к тому, что постепенно со снижением ставки Центробанком, сделать более доступными кредиты в сфере автокредитования смогут и банковские структуры.

Таким образом, автокредитование всё равно остается главным двигателем рынка продаж автомобилей в России. Объем продаж как автомобилей с конвейера, так и автомобилей с пробегом будет неуклонно расти как в количественном, так и в денежном выражении. Данный вид кредитования завоевывает все большую популярность и вызывает заинтересованность своими условиями у автолюбителей.