6.Мировой рынок: понятие, элементы, отличительные черты от внутреннего рынка, конъюнктура, факторы (конъюнктурообразующие и структурообразующие).
Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие особенности.
1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.
2. Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы ценообразования – системы мировых цен.
3. Мировой рынок товаров дополняется быстрорастущим рынком услуг.
4. Структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.
5. Мировой торговле присуща неравномерность роста торговли как между отдельными странами, так и всего мирового товарооборота.
Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и внециклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а внециклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными.
Одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие международной торговли, являются мировые цены. Мировая цена товаров (услуг) является денежным воплощением их интернациональной стоимости. Интернациональная стоимость – общественно необходимые расходы труда, в которых нуждается производство товаров (услуг) по среднемировым условиям производства - среднемировому уровню производительности и интенсивности труда. Природноклиматические условия, уровень технической вооруженности труда и другие факторы предопределяют отличия уровня производительности и интенсивности труда в отдельных странах, а, следовательно, и национальной стоимости товаров. Однако мировой рынок возводит разные национальные стоимости товара к его интернациональной стоимости, которая определяется условиями производства в тех странах, где производится подавляющее большинство товара, который поступает на мировой рынок.
- 1.Мировое хозяйство: понятие, этапы становления и развития.
- 2.Соотношение понятий: мировой рынок, международная торговля, мировая торговля.
- 3.Мировая экономика: понятие, субъекты, объекты, уровни взаимодействия субъектов, структура, тенденции развития.
- 5.Методы международной торговли: товарные биржи, международные аукционы, международные торги.
- 6.Мировой рынок: понятие, элементы, отличительные черты от внутреннего рынка, конъюнктура, факторы (конъюнктурообразующие и структурообразующие).
- 7.Международные операции купли-продажи товаров.
- 8.Международная торговля: понятие, субъекты, объекты, структура.
- 9.Коммерческие документы: понятие, виды.
- 10.Инкотермс: понятие, функции, структура.
- 11.Классические и современные теории международной торговли.
- 12.Оферта: понятие, виды.
- 13.Форвардный рынок.
- 14.Фьючерсный рынок.
- 15.Тенденции, черты и факторы развития международной торговли в промышленных и развивающихся странах.
- 16.Показатели оценки степени развития внешней торговли и ее эффективность в экономике страны.
- 17.Понятие, цель и общая направленность торговой политики.
- 18.Виды внешнеторговой политики и их эволюция.
- 19.Средства торговой политики и их классификация.
- 20.Таможенный тариф как инструмент торговой политики, виды: пошлина, ставка пошлины, тар линия и особен их применения.
- 21.Виды таможенных пошлин и их классификация.
- 22.Уровни защиты внутреннего рынка.
- 23.Механизм влияния мировых цен и валютных курсов на уровень защиты внутреннего рынка в зависимости от вида пошлин.
- 24.Тарифная эскалация.
- 25.Номинальная и реальная защита рынка
- 26.Определение уровня эффективной защиты.
- 27.Международные торговые переговоры по урегулированию таможенной политики.
- 28.Структура таможенно-тарифной системы рб, характеристика основных элементов.
- 29.Особенности таможенного тарифа рб.
- 30.Понятие тарифных и нетарифных ограничений и их виды согласно классификации вто.
- 31.Количественные ограничения: сущность, значение, традиционные и современные формы, квотирование и лицензирование.
- 32.Особенности нетарифного регулирования в рб.
- 33.Понятие демпинга и причины его возникновения.
- 35.Антидемпинговые расследования: процедура, методы.
- 36.Антидемпинговые пошлины: виды, порядок установления, экспортные ограничения.
- 37.Антидемпинговое законодательство.
- 38.Антидемпинговые меры рб.
- 40.Классификация и характеристика форм международной торговли.
- 41.Понятие и специфические черты международной торговли услугами. Отличия от международной торговли товарами.
- 42.Классификация международной торговли услугами по секторам и способы оказания в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (гатс).
- 43.Торговые режимы. Режим наибольшего благоприятствования.
- 44.Состояние и перспективы развития международной торговли объектами интеллектуальной собственности.
- 45.Содержание понятий: лицензия, ноу-хау, лицензионные соглашения, объекты лицензий.
- 46.Патентные и беспатентные лицензии, их общие и отличительные черты.
- 47.Простые и исключительные, полные лицензии, их содержание и условия передачи.
- 48.Международное страхование.
- 49.Риски во внешнеэкономической деятельности.
- 50.Виды торгового режима (в зависимости от величины таможенных ставок). Различия импортной пошлины и квоты.
- 51.Аккредитив: понятие, типы, преимущества и недостатки.
- Виды аккредитивов
- 52.Инкассо: понятие, типы, участники, преимущества и недостатки.
- Недостатки инкассовой формы расчетов
- 53.Валютный курс: понятие, виды, порядок формирования, влияние на спрос и предложение.
- Формы валютного курса
- 54.Международный валютный рынок: понятие, виды, особенности.
- 55.Виды валютных операций.
- 56.Валютная политика государства.
- 57.Меры государственного воздействия на величину валютного курса.
- 58.Мировой рынок технологий: понятие, сегменты, формы международной торговли.
- 59.Международная торговля товарами: понятие, этапы становления и развития, формы и методы.
- 60.Международная торговля услугами: понятие, объекты, структура, тенденции развития.
- 61.Особенности торговли основными видами услуг.
- 62.Ценообразование на мировом рынке: виды цен, функции цен, порядок установления цен.
- 63.Международные торговые сделки: понятие, классификация.
- 64.Мировой рынок рабочей силы.
- 65.Мировой рынок капиталов.
- 66.Международная экономическая интеграция.
- 67.Понятие международных перевозок и их классификация.
- 68.Кредитование внешней торговли: лизинг, факторинг, форфейтинг, банковский кредит, коммерческий кредит.
- 69.Международные арендные сделки.
- 70.Международные торгово-посреднические операции: понятие, классификация.
- 71.Понятие и специфика международных расчетов.
- 72.Условия и формы международных расчетов. Во внешнеторговых контрактах различаются платежи: