logo
Mezhdunarodnaya_torgovlya_2

6.Мировой рынок: понятие, элементы, отличительные черты от внутреннего рынка, конъюнктура, факторы (конъюнктурообразующие и структурообразующие).

Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие особенности.

1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.

2. Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы ценообразования – системы мировых цен.

3. Мировой рынок товаров дополняется быстрорастущим рынком услуг.

4. Структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.

5. Мировой торговле присуща неравномерность роста торговли как между отдельными странами, так и всего мирового товарооборота.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и внециклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а внециклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными.

Одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие международной торговли, являются мировые цены. Мировая цена товаров (услуг) является денежным воплощением их интернациональной стоимости. Интернациональная стоимость – общественно необходимые расходы труда, в которых нуждается производство товаров (услуг) по среднемировым условиям производства - среднемировому уровню производительности и интенсивности труда. Природноклиматические условия, уровень технической вооруженности труда и другие факторы предопределяют отличия уровня производительности и интенсивности труда в отдельных странах, а, следовательно, и национальной стоимости товаров. Однако мировой рынок возводит разные национальные стоимости товара к его интернациональной стоимости, которая определяется условиями производства в тех странах, где производится подавляющее большинство товара, который поступает на мировой рынок.