Тема 5. Страховые компании как главный субъект страхового рынка
С компания – исторически определенная общественная форма функционирования С фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществление заключения договоров С и их обслуживание. Экономически обособленные страховщики строят свои отношения с другими страхователями на основе сострахования и перестрахования.
Классификация страховщиков:
- по характеру осуществления операций:
1. универсальные;
2. специализированные;
3. перестраховочные;
- по зоне обслуживания:
1. местные;
2. региональные;
3. международные;
4. национальные;
- по величине уставного капитала, объема аккумуляции С платежей и других технико-экономических характеристик:
1. крупные;
2. средние;
3. мелкие.
- С компании могут объединятся в союзы, ассоциации, пулы и другие объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществление совместных программ;
- общество взаимного С – форма организации С фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участники общества одновременно выступают страховщиками и страхователями, уплачивая взносы за счет своей чистой прибыли. Деятельность общества имеет неприбыльный характер: вся полученная прибыль – пополнение резервов, остаток средств может быть распределен в форме дивидендов между пайщиками в форме уменьшения суммы С премий, подлежащей уплате в следующем году. Создание этих обществ характерно для союзов, сельхоз С, морского С.
- гос С компания – публично-правовая форма организации С фонда государством. Их организация осуществляется путем учреждения государством или национальной действующей С компанией и обращение их в имущественную собственность государства.
- правительственные С компании – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. Специализируется на С от безработицы, С компенсация работникам и служащим, С проф. нетрудоспособности. В большинстве случаев освобождается от уплаты гос, федеральных и местных налогов. В Украине таких нет.
- частные С компании – принадлежат 1-му владельцу или его семье. В Украине они представлены в виде АО закрытого типа, полных коммандитных товариществ или обществ с дополнительной ответственностью. Минимальное количество учредителей – трое.
КЭПТИВ – акционерная С компания, обслуживающая в основном преимущественно корпоративные С интересы учредителей, являющихся участниками многопрофильного концерна или крупной финансово-промышленной группы.
Маркетинг в страховании
Маркетинг С – организация системы деятельности страховщиков, основанная на предварительном изучении состояния С рынка и перспектив спроса на С услуги, определяет задачи по улучшению работы и разработка новых видов операций на С рынке.
Маркетинг предполагает разработку стратегии и тактики поведения страховщиков на рынке.
Необходимо:
- потребности потенциальных страхователей;
- сложившаяся ситуация на рынке С услуг;
- состояние и тенденции в экономике и соц развитии региона страны, где действует страховщик;
- возможности страховщика успешно действовать в условиях конкуренции.
Для определения возможного спроса на С услуги необходимо исследовать общие закономерности формирования, первоочередные потребности юр и физ. лиц, обусловленных развитием экономики, формирование соц уклада жизни, демографии, национальных и других факторов.
При оценке возможности страховщика успешно действовать на рынке должны быть учтены финансовые, математическо-технические и другие условия деятельности, являющиеся частью маркетинга – проведение социологических опросов населения посредством опроса семьи. Данные собираются с учетом демографических, социальных и экономических признаков; страхователя распределяют по уровню образования, профессионализма, специальности, уровню дохода, состава семьи и т.д.
Цель:
- оптимизация страховщиком имеющихся у него видов С, совершенствование условий С с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;
- выработка наиболее эффективных методов пропаганды в реализации С услуг, улучшение взаимоотношений со страховщиком при заключении договора, получение взносов и осуществление выплат. Опрос может быть сплошным и выборочным. Неточные маркетинговые и рекламные усилия по продаже дорогостоящего вида С услуг среди населения с низким доходом может привести к падению его имиджа и провала его маркетинговой компании.
Условия реализации конкретного товара в конкретном регионе в определенное время называется конъюнктурой рынка. Она характеризует степень сбалансированности спроса и предложения С услуг и, в зависимости от этого, может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя. Развивающийся С рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективной основой спроса на С услуги выступает потребность в защите, которая реализуется как С интерес. В тоже время существование С не обеспечивает автоматически превращения страхователя потенциального в страхователя реального. Потенциальный страхователь тогда вступает в С отношения, когда С интерес им осознан и он платежеспособен. Поэтому страховщик предполагает то, что услуги должны быть доступны, показывает то, что они целесообразны и должен строить цену так, чтоб она соответствовала платежеспособности данной группы населения, для которой предназначена
Реклама – платное сообщение, направленное на определение потенциальных потребителей, которое осуществляется через СМИ или иным способом публичного обращения и агитирует в пользу определенного товара, марки, фирмы, личности и т.д.
Средства распространения рекламы:
- пресса;
- печатная (проспекты, каталоги);
- средства вещания;
- почтовая;
- внешняя (щиты, стопперы);
- кино-видио;
- на месте продажи;
- другие виды (выставки, ярмарки).
Виды:
- по способу влияния на потенциального потребителя:
1. рациональная – информация обращена к разумному потенциальному потребителю в словесной форме и подкреплена соответствующими рисунками и чертежами;
2. эмоциональная – (ассоциативная) опирается на ассоциации потенциального потребителя, вызывает характерные эмоции и формирует определенное отношение, действует на подсознание;
- по способу выражения:
1. жесткая – по содержанию близка к методам стимулирования продаж;
2. мягкая – не только рассказывает об условиях продажи, но и создает атмосферу вокруг этих товаров финансовой стабильности и профессионализма, гарантии выплат.