logo
диплом гульназ 22222222

§ 1. Общая характеристика банка и анализ организационной деятельности банка

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (Открытое акционерное общество) зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

Банк располагает всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и оказывает более 100 видов банковских услуг для корпоративных и частных клиентов.

Сегодня «АК БАРС» Банк обслуживает более 2,9 миллиона частных лиц и свыше 53 тысячи корпоративных Клиентов, среди которых — крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

Головной офис Банка находится по адресу г. Казань, ул. Декабристов, 1. Телефон 2- 303- 303.

Полное наименование предприятия: Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» ( открытое акционерное общество). Дата регистрация банка 29.11.1993г. Председатель Совета директоров: Сорокин Валерий Юрьевич. Председатель Правления: Роберт Хамитович Миннегалиев. В Таблице 3 показаны основные реквизиты банка.

Прошедший год был для Банка этапным на пути достижения главной стратегической цели – формирования одного из крупнейших универсальных банков федерального значения, узнаваемого в мировом инвестиционном бизнес ­ сообществе.

На фоне современного этапа развития банковской отрасли, характеризующегося действием таких тенденций, как усиление конкуренции, консолидации банковского капитала, региональной экспансии крупных российских и иностранных банков, а также ухода с рынка неконкурентоспособных кредитных организаций, «АК БАРС» Банк в 2006 году занял достойное место среди 200 крупнейших российских банков. По оценкам экспертов, Банк занял 13-ю строку по размеру собственного капитала и 17-ю по активам. На протяжении года результаты деятельности «АК БАРС» Банка неоднократно положительно оценивали международные рейтинговые агентства «Fitch Ratings» и «Moody’s Investors Service».

За прошедший год произошли значительные количественные и качественные изменения в масштабах экономики страны и банковского сектора в частности. На фоне в целом устойчивого развития банковской отрасли деятельность «АК БАРС» Банка можно охарактеризовать как динамично развивающуюся. Росло взаимодействие с партнёрами, что явилось основой для реализации новых бизнес-проектов и способствовало увеличению активов Банка в два раза. Одновременно проводилась диверсификация вложений по направлениям бизнеса, гарантируя получение стабильных доходов в будущем. Кроме того, значительное увеличение масштабов операций стало возможным благодаря территориальной экспансии Банка.

Этот год ознаменован для Банка активным освоением фондового рынка в качестве инвестора и эмитента. Банк вышел на международный финансовый рынок заимствований с дебютным выпуском еврооблигаций, что положило начало созданию его позитивной деловой репутации в мировом инвестиционном сообществе.

Успешное решение задач поступательного развития Банка в минувшем году открыло перспективы для дальнейшего продвижения на внутренних и внешних финансовых рынках. Можно смело утверждать, что «АК БАРС» Банк, обладая необходимыми интеллектуальными, финансовыми и технологическими ресурсами, не только сохранит позитивную динамику ведения своего бизнеса, но и будет продвигаться вперед, развиваясь еще более активно и эффективно.

Кроме того, можно сделать вывод, что каждый год деятельности вносит свой вклад в развитие Банка, прошедший год был самым динамичным в его истории.

Главным итогом ушедшего года явилось установление прочных взаимовыгодных отношений с новыми партнёрами и клиентами в республике и за её пределами, этого удалось достичь за счёт расширения филиальной сети, благодаря внедрению новых банковских продуктов, которые по уровню своих функциональных возможностей позволили достойно конкурировать с основными игроками рынка банковских услуг. Результативно взаимодействуя со своими партнерами по бизнесу – управляющими компаниями, негосударственным пенсионным фондом, лизинговой и страховыми компаниями, Банк существенно расширил спектр предоставляемых услуг.

В 2006 году «АК БАРС» Банк принимает участие в реализации крупных проектов, направленных на развитие стратегически важных отраслей экономики: нефтехимической, машиностроительной и судостроительной, агропромышленной и строительной. Было продолжено укрепление позиций в качестве универсального банка с растущей филиальной сетью, предоставляющего широкий выбор услуг корпоративным клиентам и населению. Доверие клиентов, проявившееся в динамичном росте клиентской базы, стало одним из важнейших достижений Банка. Осознавая высокую цену такого доверия, Банк продолжит совершенствование технологий и качества обслуживания клиентов.

Банк входит в сто лучших банков России. Таблица 4 – отражает рейтинг 20 банков РФ по активам-нетто.

Стратегической целью банка является качественное удовлетворение потребности клиентов и досрочный рост бизнеса путем организации командной работы.

Среди преимуществ банка можно отметить:

Широкую продуктовую линейку: вклады, кредиты, пластиковые карты, широкий спектр услуг по ценным бумагам, драгоценные металлы, прием коммунальных платежей и др.

Развитая сеть дополнительных офисов, в которых предоставляется тот же перечень услуг, что и в головном офисе.

Развитая филиальная сеть.

Таблица 1 Рейтинг 20 банков РФ по активам – нетто

№п/п

место

Наименование банка, город

Активы банка, тыс. руб.

Депозиты физ.лиц

Место банка по депозитам физ. Лиц

1

1

Сбербанк России · Москва

17 173 935 247

6 172 815 761

(1 место)

2

2

ВТБ · Санкт-Петербург

5 779 742 974

1 173 418 668 

(2 место)

3

3

Газпромбанк · Москва

3 772 816 530

300 239 449

(3 место)

4

6

Банк Москвы · Москва

1 826 253 188

189 231 005

(6 место)

5

7

Альфа-Банк · Москва

1 481 720 427

163 075 180

(8 место)

6

18

УРАЛСИБ · Москва

387 103 806

120 830 495

(14 место)

7

11

Росбанк · Москва

746 376 898

124 256 117

(13 место)

8

5

Россельхозбанк · Москва

1 845 535 125

229 580 395

(4 место)

9

12

Райффайзенбанк · Москва

740 468 108

158 891 714

(9 место)

10

20

АК БАРС · Казань

374 838 747

64 480 344

(27 место)

11

48

Татфондбанк · Казань

127 976 674

47 336 859

(36 место)

Как видно из Таблицы 1АК БАРС – Казань в рейтинге занимает 20 место – активы – нетто тыс. руб., по депозитам физических лиц – 27 место. Таблица 2 отражает рейтинг самых потребительских банков.

Таблица 1 - Рейтинг самых потребительских банков

Место

Банк

Потребительские кредиты (тыс. руб.)

Потребительские кредиты / Кредиты (%)

23

Промышленно - строительный, С.-Петербург

5 483 819

7,16

24

КМБ - Банк, Москва

5 096 962

35,40

25

«АК БАРС» Банк, Казань

5 037 868

10,63

26

Альфа - Банк, Москва

4 880 814

2,64

27

Русфинанс, Самара

4 804 770

95,83

Кроме того в помещенную выше Таблицы 1 можно включить преимущества пластиковым картам: быстрое изготовление персонализированной карты (варианты: «за час», «за 3 часа», «за 1 день» и т.д.), моментальная выдача Visa Instant Issue (без персонализации), низкая комиссия за снятие наличных в устройствах иных банков, высокие ставки на остатки по карт.счетам в рублях, SMS-информирование об операциях и возможность установления операционных лимитов.

Также к преимуществам банка относят самую низкую комиссию за прием коммунальных платежей, бесплатная компьютерная обработка квитанций, удобный график работы, выгодный курс обмена валют, вклады под любые запросы клиентов, денежные переводы: большой выбор видов переводов при одинаковой комиссии, кредитование сельского хозяйства. Организационная структуру банка отражена на Рисунке 1.

Операционные кассы

Рисунок 1- Организационная структура банка

В настоящее время территориальная сеть Банка насчитывает 44 филиала, 224 дополнительных офисов, 14 кредитно-кассовых офиса, 117 операционные кассы, дочерний банк в Саратове - "Наратбанк".  За пределами Республики Татарстан на территории Российской Федерации зарегистрировано 17 филиалов: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ижевске, Екатеринбурге, Тольятти, Самаре, Омске, Челябинске, Красноярске, Барнауле, Тюмени, Перми, Новосибирске. Кроме того, в российских регионах открыты 20 дополнительных офисов: два в Санкт-Петербурге, три в Нижнем Новгороде, два в Челябинске, три в Челябинской области (в г. Златоуст, г. Троицк, г. Магнитогорск ), один в Йошкар-Оле, один в Красноярске, один в Омске, два в Екатеринбурге, один в Самарской области (г. Жигулевск), один в Новочебоксарске, один в Ульяновске, один в Глазове, один Сарапуле.  Кредитно-кассовые офисы в г. Вятские Поляны (Кировская область), в г. Саранске, Великом Новгороде, и Петрозаводске. В Ижевске и Санкт-Петербурге открыто по одной операционной кассе.  Таким образом, уже сегодня ОАО "АК БАРС" БАНК присутствует на рынках 23 регионов Российской Федерации.

Все коммерческие банки, в том числе и ОАО «АК БАРС» БАНК в законодательном порядке публикует данные годового бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Консолидированный баланс всех коммерческих банков России представляет возможность охарактеризовать состояние экономики в целом и различных областей и регионов в частности. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.

Под платёжеспособностью понимается способность банка своевременно погашать свои финансовые обязательства в соответствии с наступающими сроками платежей.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в свете средне- и долгосрочной перспективы; она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Под ликвидностью понимается способность превращать активы банка в денежные или другие платёжные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платёжных средств для этого не хватает.

Под устойчивостью банка понимается стабильность его деятельности в средней и долгосрочной перспективе. Она может быть оценена качеством активов, достаточностью капитала и эффективностью деятельности.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Объясняется это тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Центральном банке Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений. Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов. Одновременно с рынком кредитных ресурсов начинает функционировать рынок ценных бумаг, на котором банки выступают продавцами собственных, либо покупателями государственных и корпоративных ценных бумаг. Наличие страховых, финансовых и других кредитных учреждений активизирует конкурентную борьбу на рынке кредитных ресурсов и обостряет проблему аккумуляции банками временно свободных денежных средств.

Самую общую оценку деятельности банка можно получить, анализируя динамику абсолютной величины годового баланса с заключительными оборотами за ряд лет. Анализируя график динамики валюты баланса ОАО «АК Барс» банка (рисунок 2.) можно отметить, что максимальный объем валюты наблюдается в 2003 году – 15 142 719 тыс. рублей, темп роста к предыдущему году составляет 1,2 раза. Максимальный темп роста наблюдается в 2001 году и составляет 2,3 раза. В 2006 году рост валюты баланса – составил 102 128 396 тыс. рублей.

Рисунок 2 – График динамики валюты баланса «ОАО АК Барс» банка

Общая сумма собственных средств банка за 1999-2003 гг. увеличилась на 698 358 тысяч рублей, к 2006 году – увеличилась по сравнению с 2003 годом на 86 985 677 тыс. рублей. Для анализируемого банка характерно, что в течении данных лет доля уставного фонда уменьшилась с 83% от общего объема собственных средств до 64,5%, но абсолютная сумма фонда изменилась всего на 15396 тысяч рублей. За 2002-2003 гг. доля прибыли в структуре собственных средств возросла более в 2 раза (с 8,54% до 17%), в абсолютной сумме на 300 000 тыс. рублей. Стабильность деятельности Банка гарантирует оплаченный уставный капитал в размере 28,2 млрд. руб. Величина собственного капитала на 1 января 2014 г. составляет 50,2 млрд. руб. без учета СПОД. Таким образом, анализ структуры собственных средств банка показывает, что в связи со сложившейся благоприятной ситуацией для банка, произошло увеличение объема собственных средств, доминирующую часть собственных средств составляют различные фонды.

За анализируемый период заметно улучшилось отношение населения к деятельности банка, возросло доверие населения – Рисунок 3 – показывает динамику вкладов за 2003 – 2006 года.

Рисунок 3 – Динамика роста вкладов населения ОАО «АК БАРС» банка за 2003 – 2006 г.г.

Кредитная политика Акционерного коммерческого банка «Ак Барс» направлена на повышение рентабельности кредитных вложений, снижение степени риска и сохранение ликвидности. В соответствии со стратегией банка предпочтение при кредитовании отдается перспективным предприятиям ведущих отраслей экономики Татарстана. Рассмотрим данную тенденцию в структуре кредитных операций на примере таблицы 3.

Таблица 3 - Структура кредитных вложений Банка в реальный сектор экономики (%)

Наименование сектора экономики

%

Промышленность:

34

Машиностроение

8

Химическая промышленность

4

Легкая

0,3

Сельское хозяйство

3

Строительство

2

Торговля и общественное питание

8

Транспорт и связь

10

Прочие

43

Как видно из таблицы 3, большая часть кредитного портфеля приходится на ссуды, выданные промышленным предприятиям – 34%. Также большую долю кредитного портфеля занимают транспорт и связь – 10%.

В целях повышения устойчивой конкурентоспособности банка необходимо сохранить обороты по расчетным, текущим, валютным счетам основных клиентов банка, то есть сохранение рентабельной для работы клиентуры. При достижении устойчивого положения в меняющейся агрессивной конкурентной среде – диверсификация состава клиентов, обеспечивающая снижение совокупных рисков банковских операций. Политика «Ак Барс» при формировании ресурсной базы должна быть направлена на сохранение устойчивости пассивов и поддержание ликвидности. Необходимо обеспечить реальный рост валюты баланса, активизировать работу по реструктуризации пассивов. Решение данной задачи может быть достигнуто путем привлечения средств населения через пенсионные фонды, страховые общества. Следующая задача – привлечение средств клиентуры со значительными оборотами по счетам, привлечение бюджетных средств при получении статуса уполномоченных городских Администраций. Продолжить выпуск процентных векселей, эмитируемых банком; стремиться к изменению структуры баланса: поддержание внутренней сопряженности активов и пассивов по суммам и срокам на уровне не более 25% и стабильности источников до 70%. Создание ресурсов базируется на поиске дешевых и стабильных источников, сбалансированных с активами по срокам и процентам с учетом планируемой маржи. Наиболее выгодно привлечение среднесрочных ресурсов ( 91 день). Доля средств, привлекаемых до востребования – не более 25%. На более длительный длительный срок планируется привлечение валютных ресурсов, рублевые ресурсы должны привлекаться с плавающей процентной ставкой. В области кредитования необходимо улучшить качество кредитного портфеля с целью обеспечения плановой доходности, не допускать роста кредитных рисков, максимально снизить объем неработающих кредитов. Кредитование должно проводиться при наличии схем получения реальных денежных средств, обеспечивающих гашение кредита. Удовлетворение потребности в кредитах предприятий предполагается также за счет ускорения оборачиваемости кредитов и высвобождения из неработающих. С целью сбора необходимого объема доходов нужно осуществлять поддержание нормативного уровня рентабельности активов, инвестиций, текущий уровень возвратности кредита определять, исходя из критерия снижения уровня рентабельности.

2.2. Регулирование банковской деятельности на примере

ОАО «АК БАРС» банка

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью ОАО «АК БАРС» банкА проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Аудитором деятельности ОАО «АК БАРС» банка являются ООО «Средне-Волжское экспертное бюро», «PricewaterhouseCooper’s». Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Татарстан, 420013 г. Казань, ул. Баумана, 37, тел. (843) 236-60-82.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не управляет ОАО «АК БАРС» банком, а только наблю­дает за соответствием их деятельности установленным финансовым норма­тивам. Он не имеет административных полномочий по управлению ком­мерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредит­ных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у банка необходимую информацию о его деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы умень­шить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регули­рование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской дея­тельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время над­зор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банков­ский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой ус­тойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк Рос­сии устанавливает обязательные для кредитных организаций правила про­ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходова­нием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистра­ции кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалифи­кационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия ре­шений и действий кредитной организации законам, регулирующим банков­скую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

В лицензии АК БАРС банка предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Важное значение в работе банка является инспектирование деятельности Центробанком РФ.

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Проверка банка и его филиалов были проведены на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориаль­ного учреждения Банка России. На практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Проверка банка и его филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка были достоверность отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законода­тельству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредит­ной организацией обязательных экономических нормативов, установлен­ных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)». На основании законодательства РФ проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с перио­дичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования

По результатам проверки был составлен акт проверки. Акт проверки был составлен не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руково­дителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается ру­ководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделе­нии, проводившем проверку.

Важное значение в работе банка является новое развитие в Татарстане на рынке недвижимости − ипотечное кредитование и участие в этой программе АК БАРС банка.

С начала 2007 года «АК БАРС» Банк выдал частным лицам более 1 млрд. рублей по кредитам на приобретение недвижимости. Наилучшие результаты по динамике выдачи ипотечных кредитов показали Уральский, Казанский и Марийский филиалы Банка.  В данном объёме более 65% составляют кредиты, выданные по федеральной программе ипотечного кредитования АИЖК и собственным программам ипотечного кредитования «АК БАРС – Новоселье» (на приобретение готового жилья), «АК БАРС – Перспектива» (на приобретение строящегося жилья) и «АК БАРС – Комфорт» (на приобретение коттеджей и индивидуальных домов). Около 35% от объема составляют кредиты, выданные по программе кредитования на приобретение недвижимости под залог средств на текущем счете. ОАО «АК БАРС» БАНК входит в первую двадцатку ведущих ипотечных банков России и является лидером рынка ипотечного кредитования Урала и Поволжья.

Покупка недвижимости при помощи ипотеки на сегодняшний день считается наиболее прогрессивным и надежным способом решения квартирного вопроса. При выборе ипотечных продуктов банков стоит помнить о том, что покупка недвижимости на рынке строящегося жилья – это такая же сделка, как и покупка любого другого товара на любом другом рынке. Схема ипотеки, как правило, следующая - кредитор выдает кредит на приобретение недвижимости заемщику. Заемщик приобретает недвижимое имущество за счет кредита. Приобретенное недвижимое имущество оформляется в качестве залога по полученному кредиту, но остается у заемщика в его владении и пользовании.

Процентные ставка банку устанавливаются Центробанком РФ. Процентная ставка для приобретения жилья на первичном рынке составляет 17-19% годовых в рублях, а для вторичного рынка – 11-14% годовых, при сроке кредитования до 30 лет и первоначальном взносе от 11%. Проценты по ипотечному кредиту зависят в основном от двух ключевых факторов: первоначального взноса и срока кредита, таким образом, процентная ставка варьируется от 11% до 16% годовых. Стоит отметить, что это достаточно низкая процентная ставка, опережающая инфляцию на рынке недвижимости. Заемщиками по ипотечному кредиту могут выступать любые дееспособные физические лица от 18 лет и до пенсионного возраста. Банку необходимо быть уверенным в клиенте – сотрудников службы безопасности интересует прошлое и настоящее его потенциального клиента.

ОАО "АК БАРС" Банк предлагает кредитование на приобретение любого вида недвижимости в соответствии с пожеланиями клиента. С помощью ипотечных программ кредитования "АК БАРС" Банка можно приобрести: новое жилье и жилье, находящееся на этапе строительства, а также коммерческую недвижимость. Кредиты предоставляются как на приобретение жилья в многоквартирном доме, так и на приобретение частных домов.

Для частных клиентов "АК БАРС" Банк предлагает три основных направления кредитования на приобретение недвижимости:

Собственные ипотечные программы Банка

По условиям данной программы возможно приобретение готового и строящегося жилья, коттеджей для постоянного проживания. При этом в качестве залога могут выступать как приобретаемые объекты недвижимости, так и имеющееся у заемщика жилье, а так же залог прав по договорам заключаемых со строительными организациями.

Федеральная программа ипотечного кредитования по стандартам ОАО "АИЖК"

Предусматривает кредитование на аналогичные собственной программе виды жилых помещений при возможности длительного пользования заемными средствами. Приобретенное на заемные средства жилье сразу оформляется в собственность заемщика (одного или нескольких). Таким образом, заемщик сразу же становится собственником приобретаемого на кредитные средства жилья.

Собственная программа Банка на приобретение недвижимости под залог счета в Банке.

По условиям данной программы возможно приобретение готового и строящегося жилья, коттеджей для постоянного проживания, коммерческой (нежилой) недвижимости, при минимальном наборе документов для получения кредита и гибком подходе к оценке платежеспособности. При этом кредит до 1 млн. руб. по данной программе выдается без справки о доходах.

Таким образом, "АК БАРС" Банк готов предоставить кредит на любой вид жилой и коммерческой недвижимости, учитывая предпочтения клиента и его возможности.

Процедура получения ипотечного кредита в "АК БАРС" Банке гарантирует юридическую чистоту приобретаемой квартиры и всех сопутствующих сделок.

В соответствии с положениями Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", новой редакцией ФЦП "Жилище" федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию РФ с 1 января 2006 изменены Стандарты выдачи, рефинансирования, и сопровождения ипотечных кредитов на территории России.

Снижение процентных ставок и их дифференциация в зависимости от суммы первоначального взноса и сроков кредитования.

Пример: расчет ежемесячных платежей по приобретению в кредит однокомнатной квартиры в Казани стоимостью 700. 000 рублей для семьи из 3 человек- Таблица 4.

Таблица 4 - Расчет ежемесячных платежей

Срок кредитования

Сколько денег вносит заемщик:

70-50% стоимости жилья

50-30% стоимости жилья

30-10% стоимости жилья

От 1 до 10 лет

11,9% годовых Ежемесячный платеж от 2,530 руб

13% годовых Ежемесячный платеж от 4,444 руб

13% годовых Ежемесячный платеж от 6,547 руб

От 15 лет до 30 лет

13% годовых Ежемесячный платеж от 2,324 руб

13% годовых Ежемесячный платеж от 4,010 руб

14% годовых Ежемесячный платеж от 6,590 руб

Кроме того, в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.

Перекредитование - получение нового ипотечного кредита для погашения уже существующего.. Перекредитование может использоваться в случае снижения процентных ставок по ипотечным кредитам в будущем, а также предоставляется молодым семьям при рождении ребенка и получении целевых субсидий из федерального и регионального бюджетов на частичное погашение долга.

Перекредитование осуществляется не автоматическим снижением процентной ставки по существующему ипотечному кредиту, а путем погашения имеющегося кредита и получения нового кредита с меньшей процентной ставкой. При этом оформление нового кредита возможно как до, так и после государственной регистрации ипотеки.

На основании новых изменений законодательства в банке предусмотрено увеличение предельного размера ипотечного кредита по общефедеральным стандартам. Теперь максимально допустимая сумма ипотечного кредита в доступная гражданам Татарстана составляет 4 млн. рублей.

Таким образом на основании данной главы можно сделать следующие выводы, что от Центробанка России зависит работа АК БАРС банка.

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практи­ка, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для обще­ства. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все осно­вания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руково­дителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рей­тинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориалього учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плано­вые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиа­лов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, кото­рые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выбороч­ной проверке, период, за который эти документы и операции будут прове­ряться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкрет­ным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

Банк активно участвует в ипотечном кредитовании в РТ. Предлагая не только свои, но и Федеральные программы ипотечного кредитования. Кроме того, банк участвует в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важность темы заключается, в том именно от банковской системы зависит экономика страны.

В качестве мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007 году можно отметить:

- что в 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой,

- более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов,

- банки сохранят доминирующее положение в системе финансового посредничества и останутся в числе привлекательных объектов для инвестирования.

Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов.

Одновременно будет нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками.

Финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами.

Исходя из Стратегии в 2007 году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в совершенствовании действующего банковского законодательства.

Среди основных инструментов банковской системы можно отметить следующие: процентные ставки, операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва для коммерческих банков, валютная политика, прямые количественные ограничения для кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня - 8,25 % (установлена Указанием Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"), и она остаётся неизменной с сентября 2012 года.  На очередном Совете директоров Банка России 14 марта 2014 года принято решение оставить ключевую ставку на уровне 7,0% годовых., а ставку рефинансирования не менять. В настоящее время сохраняются существенные инфляционные риски, которые обусловили повышение 3 марта 2014 года ключевой ставки до 7 % годовых. Предыдущая ключевая ставка действовала с 13 сентября 2013 г. по 3 марта 2014 г. и составляла - 5,50 %, а предыдущая ставка рефинансирования в размере 8,00 % действовала с 26 декабря 2011 г. по 13 сентября 2012 г.

В 2014 году и в период до 2016 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года.

Было отмечено, что в настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным.

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики прямого действия. На 09.11. 2005г. норматив отчислений составлял от 2 до 3,5%. На ноябрь 2006 года.

Начиная с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса. Начиная с 2002 года происходит снижение курса доллара США- снижение с 31,7844 до 26,2645 рублей за 1 доллар. На 21.04.2014 курс доллара составляет 35,5379 рублей. Курс начал расти с

Было отмечено, что в 2013 году темп прироста денежной базы в узком определении может составлять 20-31% в зависимости от вариантов денежной

программы, тогда как на 2005 год этот показатель планировалось удерживать в пределах 19-28%, а на 2004 - 18-23%. Что касается денежной программы, то Банк России разрабатывает обычно несколько ее вариантов, учитывая различные сценарии развития экономики страны в целом и денежно-кредитной сферы в частности.

Денежно-кредитная политика позволяет ускорить процесс выравнивания платежного баланса на первоначальном этапе. Мировая практика показывает, что в условиях растущего дефицита платежного баланса страны не спешат смягчать денежно-кредитную политику, хотя экономическая теория рекомендует им делать именно это. Используя меры рестриктивной денежно-кредитной политики, денежные власти стремятся предотвратить спекулятивную игру против национальной валюты и воспрепятствовать раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали в экономике.

Основным законом регулирующим банковскую деятельность является Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.

В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

В настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

На основании второй главы сделать следующие выводы, что от Центробанка России зависит работа АК БАРС банка.

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практи­ка, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для обще­ства. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все осно­вания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руково­дителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рей­тинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориалього учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плано­вые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиа­лов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, кото­рые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выбороч­ной проверке, период, за который эти документы и операции будут прове­ряться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкрет­ным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

Банк активно участвует в ипотечном кредитовании в РТ. Предлагая не только свои, но и Федеральные программы ипотечного кредитования. Кроме того, банк участвует в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.

Как в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и « белых пятен», среди которые, такие как отсутствие в Центральном банке РФ органа банковского надзора, закон не предусмотрен совещательный орган проверки кредитных организаций, не предусмотрен вопрос о регулировании межгосударственных банках, в законодательстве четко не сказано, о соблюдении каких законов идет речь при проведении проверок Центробанком РФ, нет четкой специализации в банковской системе и надзоре над коммерческим банками. К числу государственного регулирования за рубежом общих направлений следует отнести: разработку основных правил осуществления банковских операций, пруденциальных норм и требований к кредитным институтам, осуществления лицензирования, проведение инспекционных проверок, анализ финансового состояния кредитных институтов и применение при необходимости корректирующих мер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20,от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841,Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 N 1-ФКЗ)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.

2. О Центральном Банке Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 10 июля 2002 г., №86-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №177-ФЗ, от 23.12.2003 Ш86-ФЗ, от 23.12.2004 №173- ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.

3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федер. Закон Рос. Федерации от 10 декабря 2003 г. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58- ФЗ) )// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.

4. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы): Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15 августа 2003 г. №1163-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Высшая Школа», уч. пособие, выпуск 4.

5. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2007 год: Одобрено Советом директоров Банка России 21 ноября 2006 года/ Деньги и кредит.- 2007-№ 11.

6. Состояние денежной сферы и реализация денежно- кредитной политики в 2006 году: подготовлено Департаментом исследований и информации при участии Сводного экономического департамента Банка России/ Деньги и кредит.- 2006.- №3.

7. Финансово- кредитный энциклопедический словарь / Под. Ре. А. Г. Грязновой.- М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Официальный сайт Банка России:

9. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М: Финансы и статистика, 2003.

10.Белоглазова Г.Н. и др. Банковское дело: учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М: Финансы и статистика, 2003.

11.Белоглазова Г.Н. и др. Организация деятельности Центрального Банка: Учебное пособие/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. – Санкт - Петербург, 2000.

12.Буздалин А.В. Формула оптимальной ликвидности / А.В. Буздалин // Банковское дело.-2005.-№3.

13.Буздалин А.В. Факторы оптимальной ликвидности / А.В. Буздалин // Банковское дело.-2005.-№4.

14.Жуков П.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика / П.Е. Жуков //Финансы.-2004.-№10.

15.Ковалев В.В. Методы предупреждения валютно-финансовых кризисов / В.В. Ковалев // Банковское дело.-2005.-№2.

16.Курьянов A.M. Особенности реализации денежно-кредитной политики в переходной экономике / A.M. Курьянов // Экономический вестник РТ.-2004.-№3- 4.

17. Крылов В., Топунова И. Целевая ориентация денежно-кредитной политики в условиях современной России / В. Крылов, И. Топунова // Маркетинг.- 2004.-№4.

18. Матросова Е. Обзор денежно-кредитной экономики / Е. Матросова // Рынок ценных бумаг.-2004.-№5.

19. Медведев Н.Н. Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России / Н.Н. Медведев // Финансы и кредит.-2005.-№23.

20. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

21. Плисецкий Д.Е. Стабилизационные механизмы валютно-финансовой политики в условиях дефицита платежного баланса / Д.Е. Плисецкий // Финансы и кредит.-2005.-№18.

22. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. - М.: ЮНИТИ,2001.

23. Смыслов Д.В. Тернистый путь валютной либерализации в России / Д.В. Смыслов // Банковское дело.-2005.-№3.

24. Садков В.Г. Системный анализ денежно-кредитной политики России за период с 1991 по 2003г. и пути ее реализации / В.Г. Садков // Финансы и кредит.- 2004.-№21.

25. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики / Г. Фетисов // Вопросы экономики.-2004.-№2.

26. Фетисов Г. Коллизии российской монетарной политики / Г. Фетисов // Российский экономический журнал.-2004.-№5.

27. Фетисов Г. Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка. – Москва: Кнорус, 2007.

28. Чепурин М.Н. и др. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 1999.

28. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики / М.Ю. Чикарова // Финансы и кредит.-2004.-№20.

75