logo
VIII Денежно кредитное регулирование

8.2. Цели денежно-кредитной политики.

Конечные цели денежно-кредитной политики.

Конечными целями денежно-кредитной политики центрального банка могут являться:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен;

- стабильность процентных ставок;

- устойчивый платежный баланс;

- стабильность на финансовых рынках.

Все эти цели можно агрегировать до двух:

  1. устойчивый экономический рост;

  2. низкий уровень инфляции.

С момента начала проведения денежно-кредитной политики (1992 год) и до настоящего времени конечной целью Банка России является снижение темпов инфляции. ЦБ декларирует и другие цели политики (экономический рост, стимулирование инвестиций, стабильность обменного курса рубля). Однако эти другие цели являются побочными для него: они достигаются только после достижения цели сокращения инфляции.

Для достижения той или иной конечной цели центральный банк проводит экспансионистскую или рестрикционную политику.

Экспансионистская (стимулирующая, расширительная) политика – представляет собой такое использование инструментов денежно-кредитного регулирования, которое приводит к увеличению денежной массы и снижению нормы процента.

Рестрикционная (сдерживающая) политика представляет собой такое использование инструментов денежно-кредитного регулирования, которое приводит к сокращению денежной массы и росту нормы процента.

Промежуточные (тактические) цели денежно-кредитной политики.

Центральный банк всегда сталкивается с той проблемой, что он не в состоянии непосредственно и немедленно влиять на такие целевые параметры, как темп инфляции, уровень безработицы, темп экономического роста. Он способен лишь использовать набор инструментов (операции на открытом рынке, залоговая политика, изменение нормы обязательных резервов) и ждать, когда в будущем это приведет к изменению макроэкономических показателей.

Поэтому центральный банк устанавливает промежуточные цели. Достижение этих промежуточных, или тактических целей, во-первых, происходит гораздо быстрее конечных, а во-вторых, сигнализирует о правильности использования инструментов для достижения конечных целей. К промежуточным, или тактическим целям относятся:

- денежные агрегаты (, или ), то есть денежная масса;

- рыночная ставка процента;

- обменный курс.

Допустим, центральный банк выбирает тактической целью один из агрегатов. Тогда он будет стремиться увеличивать денежную массу, с целью стимулировать экономический рост и снизить уровень безработицы. Наоборот, если ему требуется достичь такой конечной цели, как поддержание низкого уровня инфляции, он будет стабилизировать или сокращать денежную массу.

Если ЦБ выбирает тактической целью норму процента, тогда для стимулирования экономического роста он будет снижать процентные ставки, а для сдерживания инфляционных тенденций – повышать их.

Операционные цели денежно-кредитной политики.

Однако инструменты ЦБ не позволяют напрямую достигать даже промежуточных целей. Действительно, предложение денег осуществляется не столько центральным банком, сколько всей банковской системой, поэтому ЦБ не контролирует денежную массу непосредственно. Ставки процента также определяются не центральным банком, а финансовыми рынками. Промежуточные цели, таким образом, также могут быть достигнуты только косвенно, через воздействие на другой набор переменных. Этот набор переменных представляет собой операционные цели центрального банка. Их особенность заключается в том, что ЦБ воздействует на них непосредственно, используя имеющиеся инструменты.

К операционным целям ЦБ могут относиться:

1) резервы банковской системы;

2) денежная база;

3) ставка процента по межбанковским кредитам;

4) ставка процента по краткосрочным ценным бумагам.

Для центрального банка, таким образом, существует иерархия целей: конечная цель, промежуточная и операционные. Установив конечную цель, и проанализировав экономическую ситуацию в стране, ЦБ выбирает такую промежуточную цель, которая быстрее и эффективнее приведет к достижению конечной. Если на конечные экономические показатели большее влияние оказывает изменение денежной массы, промежуточной целью будет выбран один из денежных агрегатов. Если же экономика больше зависит от колебаний процентных ставок, тогда в качестве промежуточной цели будут выбраны они. Промежуточные цели, в свою очередь, по разному реагируют на изменение различных операционных показателей. Поэтому ЦБ также выбирает такие операционные цели, которые максимально влияют на промежуточные.

ЦБ строит иерархию целей потому, что ему проще достичь конечных целей путем постепенного решения промежуточных задач. Это связано с тем, что информация об изменении конечных и промежуточных целей поступает достаточно редко. То есть если ЦБ сокращает уровень банковских резервов для стабилизации уровня цен, ему необходимо дождаться информации о темпах инфляции, чтобы оценить эффективность сокращения резервов. Значит ему потребуется значительный срок (не менее квартала) чтобы только понять, правильно ли был выбран объем операций. Такое ожидание неприемлемо для ЦБ. Поэтому он следует путем постепенного достижения промежуточных и операционных целей. В этом случае можно гораздо быстрее понять, правильно ли выбрана политика, приведет ли она к тому результату (к конечной цели), к которому стремится ЦБ.

Иерархия целей при проведении денежно-кредитной политики.

Предположим, ЦБ считает, что обеспечение высокого уровня занятости и одновременно стабильного уровня цен будет достигнуто при темпе прироста номинального ВВП в 5% в год. Анализ экономических механизмов показывает, что 5-процентный темп прироста ВВП может быть достигнут, если денежная масса (например, агрегат ) будет расти со скоростью 4% в год. А этот промежуточный показатель (4% в год) будет достигнут, в свою очередь, при росте денежной базы с темпом 3,5%.

В этом случае ЦБ начинает использовать свои инструменты таким образом, чтобы достичь операционной цели – роста денежной базы в течение года на 3,5%. Например, ЦБ покупает государственные краткосрочные ценные бумаги у банков и тем самым увеличивает их резервы. Информация об изменениях денежной базы приходит достаточно быстро. Через несколько дней осуществления операций на открытом рынке ЦБ обнаруживает, что денежная база растет слишком медленно (например, с темпом 2% в год). Исходя из построенных экономических моделей, этого прироста явно недостаточно для стимулирования экономического роста. Тогда принимается решение об увеличении объема операций на открытом рынке.

При этом ЦБ отслеживает тактический показатель – рост денежной массы. Информация об изменении денежной массы появляется гораздо реже, чем об изменении денежной базы (в течение месяца, а потом корректируется в течение квартала). Предположим, что поступила информация о приросте денежной массы более чем на 4%. Это означает, что промежуточная цель не достигается, а значит требуется сократить операции на открытом рынке, чтобы денежная база не росла так быстро. В этом случае производится корректировка операционной цели (денежной базы). Такие корректировки производятся центральным банком практически ежедневно по мере поступления информации об операционных, тактических и конечных индикаторах.

Таргетирование.

Таргетированием называется выбор тактической цели для проведения монетарной политики (нормы процента или денежной массы).

Если ЦБ выбирает тактической целью денежную массу, значит при использовании своих инструментов он стремится обеспечить определенный темп прироста или сокращения денежной массы. ЦБ стремится поддерживать денежную массу на целевом уровне вне зависимости от колебаний спроса на деньги. Кривая предложения денег в этом случае приобретает знакомую нам вертикальную конфигурацию (рис. 8.2.1.).

Рис. 8.2.1. Выбор денежной массы в качестве тактической цели.

При выборе денежной массы в качестве тактической цели ЦБ теряет контроль над нормой процента. Это иллюстрирует график на рисунке 8.2.1. Предположим, на денежном рынке установилось равновесие в точке А, определяющей равновесный уровень нормы процента и реальной денежной массы . Допустим, в результате действия какого-либо из факторов происходит рост спроса на деньги. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо (→). Хозяйствующие субъекты стремятся больше занимать на финансовых рынках, в том числе, у коммерческих банков. У банков сокращаются резервы для проведения активных операций и они стремятся больше занимать у центрального банка. Однако ЦБ не желает увеличивать резервы банков, так как это может привести к приросту денежной массы выше целевого уровня. Поэтому рост спроса на деньги не сказывается на уровне денежной массы (), но приводит к резкому изменению цены денег – нормы процента до . Получается, что если ЦБ таргетирует денежную массу, он перестает даже косвенно контролировать процентные ставки.

Если же ЦБ выбирает тактической целью норму процента, тогда он стремится обеспечить определенный уровень процентных ставок в течение года. В этом случае ЦБ вне зависимости от колебаний спроса на деньги стремится поддерживать на целевом уровне процентные ставки. Кривая предложения денег в этом случае приобретает совершенно другую конфигурацию – горизонтальную. (рис. 8.2.2.).

Рис. 8.2.2. Выбор нормы процента в качестве тактической цели.

При выборе нормы процента в качестве тактической цели ЦБ теряет контроль над денежной массой. Это показано на графике на рисунке 8.2.2. Предположим, на денежном рынке установилось равновесие в точке C, определяющей равновесный уровень нормы процента и реальной денежной массы . Допустим, снова происходит рост спроса на деньги. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо (→). Это означает, что хозяйствующие субъекты стремятся больше занимать. У банков сокращаются резервы для проведения активных операций и они желают занять у центрального банка. При этом ЦБ не желает, чтобы в результате роста спроса на деньги возросли процентные ставки и проводит операции таким образом, чтобы увеличить резервы коммерческих банков, то есть удовлетворяет их потребности. Теперь рост спроса на деньги не сказывается на уровне нормы процента (). Норма процента остается на целевом для ЦБ уровне, однако его операции по поддержанию ликвидности банковской системы приводят к изменению денежной массы до уровня . В данном случае, очевидно, что если ЦБ таргетирует норму процента, он перестает контролировать объем денежной массы.

Возможен случай, когда ЦБ не устанавливает жестких тактических целей ни для нормы процента, ни для денежной массы. Это означает, что ЦБ допускает некоторое расширение или сокращение денежной массы при некотором снижении или росте процентных ставок. ЦБ устанавливает «коридор» для колебаний и нормы процента, и денежной массы. В этом случае график предложения денег выглядит как восходящая линия (рис. 8.2.3.).

Рис. 8.2.3. «Коридор» для колебаний нормы процента и денежной массы.

Рисунок 8.2.3. показывает, что если в результате роста спроса на деньги начинает расти норма процента, то ЦБ вводит в банковскую систему дополнительное количество резервов с тем, чтобы не допустить этого роста. Однако, так как сдерживание процентных ставок связано с ростом денежной массы и, возможно, инфляции, ЦБ позволяет норме процента незначительно вырасти. Поэтому денежная масса растет не так интенсивно, как в случае фиксации нормы процента.

График на рисунке 8.2.3. наиболее близок к той модели денежного рынка, которую использует Банк России с 2000 г. ЦБРФ считает, что колебания нормы процента более вредны для экономики, чем колебания денежной массы. Поэтому, хотя ЦБРФ и не фиксирует норму процента, он позволяет ей колебаться в сторону повышения лишь в незначительных пределах. Такой эластичный график предложения денег предполагает, что Банк России намного меньше контролирует денежную массу. Такой выбор Банка России связан с тем, что происходила смена приоритетов. Формально, конечной целью его денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. Однако, анализ применения инструментов показывает, что ЦБР стремится стимулировать экономический рост. Он предполагает добиваться экономического роста (при максимально возможном сдерживании инфляции) путем снижения процентных ставок и стимулирования ими частных расходов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие конечные цели денежно-кредитной политики может выбирать центральный банк?

  2. Почему ЦБ устанавливает для себя иерархию целей, а не стремится достичь сразу конечной цели?

  3. Может ли центральный банк регулировать норму процента с помощью изменений денежной базы?

  4. На какую процентную ставку повлияют операции ЦБ на открытом рынке с ценными бумагами?

  5. Что такое таргетирование? Какова цель таргетирования денежной массы? нормы процента?

  6. Может ли ЦБ таргетировать одновременно и денежную массу и норму процента? Чем определяется выбор между таргетированием денежной массы и нормы процента?

  7. Покажите на графике, каким образом таргетирование денежной массы приводит к потере контроля над нормой процента. Почему при таргетировании нормы процента теряется контроль над денежной массой.

  8. Верно ли утверждение: «Если бы спрос на деньги не колебался, то центральный банк мог бы избрать в качестве своих промежуточных целей и денежную массу, и норму процента одновременно».

  9. Если денежные власти определяют состояние экономики таковым, что график IS мало подвержен смещению, какую цель они скорее выберут: таргетирование ставки процента или денежной массы?

  10. Предположим, что спрос на деньги и величину денежного мультипликатора денежные власти считают стабильными. Какой выбор промежуточных целей будет более предпочтительным в этом случае: таргетирование нормы процента или денежной массы?

Рекомендуемая литература:

    1. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. – Л., 1991. С. 268-281; 352-362.

    2. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. – М., СПб., 1994. С. 290-296; 382-395.

    3. Миллер Р. Л., Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник для вузов. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 645-671; 673-710.

    4. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. / Пер. с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 499-522.

    5. Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2002. № 18. С. 38-51.

    6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год // Вестник Банка России. 2002. №68.

    7. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2003 года // Вестник Банка России. №50. С. 3-8.

    8. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. С. 457-477.