57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.
На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:
Облигации Российского внутреннего выигрышного займа
Приватизационные чеки (ваучеры);
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
Облигации федерального займа;
Облигации сберегательного займа;
Казначейские обязательства;
Облигации внутреннего валютного займа:
Государственные долгосрочные облигации;
Золотые сертификаты.
Общие черты государственных (муниципальных) ценных бумаг
Выпуск и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг регулируются Бюджетным Кодексом РФ и ФЗ РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в следующих видах, регулируемых соответствующими федеральными законами:
• в виде облигаций или иных ценных бумаг, удостоверяющих право их владельца на получение от их эмитента денежных средств или иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии (в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг");
• в виде переводного и простого векселя только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом РФ «О переводном и простом векселе».
Следовательно, понятие государственных (муниципальных) ценных бумаг сводится в основном к понятию облигаций как долговых инструментов.
Законодательно государственные и муниципальные ценные бумаги разделяются следующим образом:
• государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
• государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени субъектов РФ;
• муниципальные ценные бумаги, выпускаемые исполнительными органами местного самоуправления.
Финансовые аналитики в соответствии с потребностями рынка группируют их по-другому:
• федеральные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
• СМО – субфедеральные и муниципальные облигации, выпускаемые субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Эмитентом государственных и муниципальных ценных бумаг выступает орган исполнительной власти соответствующего уровня, к функциям которого отнесено составление и/или исполнение бюджета соответствующего уровня. В частности, эмитентом федеральных ценных бумаг по решению Правительства РФ является Министерство финансов РФ; эмитентом ценных бумаг Нижегородской области в соответствии с её законодательством выступает Министерство финансов Нижегородской области.
Агентом по размещению федеральных ценных бумаг и участником рынка ценных бумаг выступает ЦБ РФ (Банк России), проводящий операции на открытом рынке.
Выпуск и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг осуществляется в соответствии со следующими документами, которые должны быть опубликованы.
1. Генеральные условия выпуска и обращения принимаются органом исполнительной власти соответствующего уровня в виде нормативно-правового акта и содержат основные характеристики эмиссии: вид, форма, срочность и валюта обязательств, особенности исполнения в части прав на имущественный эквивалент, ограничения обращаемости.
2. Условия эмиссии и обращения принимаются эмитентом в соответствии с Генеральными условиями в виде нормативно-правового акта, имеют государственную регистрацию и содержат более подробные характеристики эмиссии: вид, сроки, номинал ценных бумаг, порядок размещения, осуществления прав, расчёта доходов, иные существенные условия и бюджетные ограничения.
3. Решение об эмиссии отдельного выпуска принимается эмитентом в виде нормативно-правового акта и является документом, официально закрепляющим права владельцев ценных бумаг.
Займы размещаются добровольно (но была практика принудительных размещений в СССР). Одностороннее изменение условий займа не допускается (эта норма нарушалась в связи с дефолтом 1998 года).
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения законом о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих значений:
1. предельного размера соответствующего государственного (муниципального) долга;
2. предельного объема заёмных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития (который не должен превышать для субъектов РФ – 30%, для муниципальных образований – 15% от объема собственных доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджета высшего уровня и привлеченных заемных средств)
В составе предельного объёма заёмных средств не учитываются
• средства, привлекаемые на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга;
• расходы на обслуживание (за исключением расходов на погашение) соответствующего государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году.
При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального образования в текущем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.
В соответствие с БК РФ РФ и субъекты РФ могут иметь внутренние и внешние обязательства, муниципальные образования могут осуществлять только внутренние займы.
Обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и подлежат оплате в валюте РФ.
Обязательства, составляющие внешний долг, должны быть выражены и подлежат оплате в иностранной валюте.
Могут быть указаны другие условные единицы (драгметаллы и проч.) в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа.
Обязательства, удостоверяющие иные имущественные права (неденежные), являются внутренними и выражаются в валюте РФ.
Если обязательства обеспечены обособленным имуществом, то исполнение может осуществляться в виде передачи его в собственность владельцам ценных бумаг.
Максимальный срок до погашения государственных ценных бумаг определён как 30 лет, муниципальных ценных бумаг – 10 лет.
При выпуске именных государственных (муниципальных) ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением обязательным реквизитом глобального сертификата является наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат (а не имя владельца указанных ценных бумаг).
Учёт владельцев ведется государственным агентом по размещению и обслуживанию выпуска.
По именным ценным бумагам РФ реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.
Эмиссия государственных (муниципальных) ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.
В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.
Если существует необходимость поэтапного финансирования какого-либо проекта, решением о выпуске может быть установлено деление выпуска на транши.
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объёма данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.
Отдельный выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой размещения, признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск).
Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объём прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
Дополнительный выпуск траншем не является, т.к. не входит в объём основного выпуска и не предусмотрен в делении на транши.
Инвесторами в государственные (муниципальные) ценные бумаги в целом являются юридические и физические лица, как резиденты так и нерезиденты. Но для каждого вида ценных бумаг это оговаривается отдельно.
Методы размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг аналогичны рассмотренным ранее:
• открытые продажи среди неограниченного круга участников рынка;
• закрытые распределения среди определённого круга участников.
Особенности рынка государственных ценных бумаг России
Особенности рынка государственных ценных бумаг России необходимо рассматривать в двух периодах.
До дефолта 17 августа 1998 года рынок государственных ценных бумаг России характеризовался:
• краткосрочным характером инструментов (преимущественно 3-х и 6-и месячные облигации);
• сверхвысокой доходностью облигаций (иногда более 200% за вычетом инфляции);
• неограниченным привлечением нерезидентов на внутренний рынок (по сути это был перевод внутреннего долга во внешний);
• гипертрофированным рыноком государственных ценных бумаг в ущерб рынку корпоративных ценных бумаг, что останавливало инвестирование в реальный сектор.
С 1999 года происходило восстановление рынка государственных ценных бумаг в меньших (адекватных) размерах. Современный рынок государственных и муниципальных ценных бумаг отличает:
• срочность ценных бумаг – до 30 лет;
• приоритет корпоративных ценных бумаг на рынке перед государственными – т.е. направление свободных денежных средств в первую очередь на развитие реального сектора экономики;
• основные цели выпусков – регулирование экономики и защита инвесторов от инфляции.
Виды государственных ценных бумаг РФ достаточно индивидуальны, а если учитывать выпускавшиеся в 90-е годы инструменты, то классификация их сведётся к простому перечислению. Это не индивидуальная особенность России, в странах с более продолжительной историей ситуация значительно сложнее.
Для примера простой классификации обычно используют ценные бумаги казначейства США (имеющие аналоги в большинстве стран с развитым рынком ценных бумаг):
• казначейские векселя (T-bills) – краткосрочные дисконтные обязательства, погашаемые в пределах 1 года;
• казначейские ноты (T-notes) – среднесрочные обязательства с фиксированным процентом, срок от 1 года до 10 лет;
• казначейские боны (T-bonds) – долгосрочные купонные обязательства со сроком обращения от 10 до 30 лет.
Но даже казначейские ценные бумаги США имеют и другие разновидности.
- 1. Понятие. Цели, задачи, объекты и предмет аудиторской деятельности. Место аудита в системе финансового контроля.
- 2. Виды аудита и аудиторских услуг. Сопутствующие аудиту услуги.
- 3. Регулирование и организация аудиторской деятельности. Аудиторские организации. Аудиторские риски.
- 4. Разработка плана и программы аудиторской деятельности. Аудиторская проверка: виды, процедура, оформление результатов.
- 5. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
- 6. Финансовая система. Звенья финансовой системы, их функции и взаимосвязь.
- 7. Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, структура. Органы управления финансами в рф.
- 8. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
- 9. Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм функционирования.
- 10. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
- 11. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, виды, классификация. Порядок финансирования деятельности предприятий.
- 12. Информационная база, основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
- 13. Содержание, принципы, цели и задачи финансового планирования на предприятии. Система финансовых планов.
- 14. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 15. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи, принципы. Базовые концепции и модели финансового менеджмента.
- 16. Сущность, модели и приемы управления оборотным капиталом и его элементами.
- 17. Цена и структура капитала. Сущность и инструментарий управления капиталом.
- 18. Дивидендная политика компании: сущность, типы, методы и порядок выплаты дивидендов.
- 19. Слияния и поглощения: сущность, классификация, мотивация и формы финансирования сделок.
- 20. Инвестиции: экономическая сущность, классификация и структура. Этапы развития инвестиционной теории.
- 21. Инвестиционный проект: виды, методы финансирования и порядок оценки.
- 22. Финансовые инвестиции. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 23. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций на предприятии.
- 24. Принципы организации форм безналичных расчетов.
- 25. Цели и задачи Центральных Банков. Денежно – кредитная политика цбрф.
- 26. Сущность и состав кредитной системы. Виды банковских систем.
- 27. Понятие и структура ресурсной базы коммерческого банка.
- 28. Классификация и содержание операций коммерческого банка. Банковские риски.
- 29. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Кредит: понятие, функции и виды.
- 30. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
- 31. Бюджетная классификация: понятие, структура и роль.
- 32. Экономическое содержание, состав и структура доходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 33. Экономическое содержание, состав и структура расходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 34. Понятие и варианты сбалансированности бюджета. Основные способы финансирования бюджетного дефицита.
- 35. Понятие и механизм бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 36. Экономическое содержание, функции, методы, формы бюджетного контроля в Российской Федерации.
- 37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
- 38. Государственные внебюджетные социальные фонды
- 39. Экономическая сущность налогов в развитии общества. Понятие и функции налогов. Принципы налогообложения. Система налогов Российской Федерации.
- 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
- 41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.
- 42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и обязанности.
- 43. Налоговые правонарушения и виды ответственности.
- 44. Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 45. Налог на прибыль: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 46. Налог на имущество организации: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 47. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 48. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 49. Местные налоги: экономическое содержание, состав, правила исчисления. Полномочия местных органов в вопросах налогообложения.
- 50. Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
- 51. Ценная бумага: понятие, виды, инвестиционные качества.
- 52. Основные цели инвестирования в ценные бумаги. Диверсификация вложений. Сбалансированный портфель ценных бумаг.
- 53. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: понятие и виды деятельности.
- 54. Акция как эмиссионная ценная бумаг. Виды акций и способы выплаты доходов по ним.
- 55. Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты доходов по ним.
- 56. Вексель: понятие, виды, особенности обращения.
- 57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
- 58. Производительность и нормирование труда на предприятии.
- 59. Экономические основы производства на предприятии.
- 60. Эффективность производственно-экономической деятельности предприятия.
- 61. Система стратегического планирования на предприятии.
- 62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
- 64. Сущность, задачи, объекты и методы бухучета.
- 65. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
- 66. Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- 67. Цель, функции, предмет экономического анализа.
- 68. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
- 69. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.
- 70. Мировой рынок: структура, инфраструктура, закономерности функционирования.