logo
метод для дипл

VI. Процесс подготовки дипломных работ

Процесс подготовки дипломных работ состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Указанные этапы не ограничивают студента жесткой последовательностью их выполнения. Отдельные этапы могут выполняться параллельно. Каждый этап по выполнению дипломной работы подразделяется на ряд самостоятельных пунктов.

Студент на основании разработанной и утвержденной выпускающей кафедрой тематики дипломных работ самостоятельно с учетом своих научных интересов, предстоящей практической деятельностью, а также места практики выбирает тему дипломной работы. Выбор и обоснование темы работы осуществляется студентом на основе накопленного материала при выполнении курсовых работ, рефератов, участия его в научных конференциях и семинарах.

Выбранная студентом тема работы может быть согласована с руководителем практики на конкретном предприятии (учреждении). При этом студенту может быть предложена другая тема, более актуальная для предприятия (учреждения). В этом случае предприятие (учреждение) направляет на соответствующую кафедру заявку на разработку необходимой ему темы.

Выполнению дипломной работы предшествует изучение имеющейся по данной теме специальной литературы, нормативных документов, методических материалов. Студент самостоятельно составляет список литературы, который затем согласовывает с научным руководителем. Руководитель оказывает методическую помощь в подборе литературы. Список источников может уточняться, дополняться и изменяться в процессе работы.

Методика работы над литературными источниками включает библиографический поиск литературы, ее изучение, фиксирование исходных данных и их использование в процессе выполнения дипломной работы. Работа над литературными источниками осуществляется на всех стадиях подготовки дипломной работы. Изучение текущих публикаций способствует конкретизации темы, определению объекта и предмета познания, улучшению методического обеспечения работы. Для уменьшения трудоемкости и повышения эффективности работы над литературными источниками рекомендуется пользоваться библиотечными систематическими каталогами.

Изучение литературных источников надо начинать с ознакомления с аннотацией, оглавлением, введением и заключением. Затем, после просмотра содержания, выбирается способ проработки источника, включающий его выборочное изучение, конспектирование. Изучение надо сопровождать выписками или составлением аннотированных карточек. При изучении литературы важно уяснить, что нового, оригинального вносит автор каждой публикации, изложить свое отношение к его концепции и определить возможность использования ее в своей работе.

Результаты надо располагать на листах бумаги с одной стороны, оставляя большие поля. Это позволит сделать дополнения, вставки, выписки из других источников для сравнений, сопоставлений, изложения собственного мнения по данному вопросу. Информация должна быть сгруппирована по однородным признакам.

Выписки, цитаты, цифровые данные должны иметь ссылку: название источника, издательство, год и место издания, страницы. Перед началом работы над источником в верхней части листа нужно указать его библиографические данные, к какому разделу работы относятся выписка, а затем конспектировать литературный источник. Ссылка на литературу должна содержать полное библиографическое описание источника, необходимое для составления списка использованных источников.

Конспектируя источник, следует точно передавать его содержание. Особо важная информация может приводиться в виде цитат, которые потом следует включать в текст работы.

Собственные выводы и обобщения следует записывать на полях или выделять скобками. Группировку и классификацию отдельных показателей рекомендуется приводить в таблицах, анализировать материал с помощью схема и графиков.

Умение пользоваться литературными источниками является свидетельством грамотности студента, его подготовленности к практической деятельности, способности критически осмысливать процессы, происходящие на практике.

Исследование теории вопроса должно быть подкреплено фактическими материалами и статистическими данными. Их использование при выполнении работы позволяет углубить раскрытие важнейших теоретических положений, установить связь между теорией и практикой.

Подбор конкретного фактического материала, его обработка и использование в дипломной работе - важнейший показатель самостоятельности и подготовленности студента, его умения творчески подойти к выполнению индивидуального задания. Основное назначение фактического материала – на достоверных фактах практики раскрыть теоретические положения и использовать их для аргументации выводов дипломного исследования. Необходимо использовать современные достоверные фактические данные, а не устаревшие, взятые из учебника.

В процессе прохождения практики студент на базе своего предприятия (организации) изучает проблемы выбранной темы, ее актуальность для предприятия, собирает, исследует и обобщает практический материал по теме работы. В этих целях он использует бухгалтерскую и статистическую отчетность, первичную документацию предприятия. Наиболее ценная информация приводится в квартальных и годовых отчетах, т.к. она систематизирована, частично обработана и сведена в таблицы.

Объем информации должен быть достаточен для того, чтобы дать общую экономическую характеристику изучаемого объекта. Содержание и полнота исходных данных определяются студентом совместно с научным руководителем. Во всех случаях сбор и обработка исходного материала должны быть направлены на подготовку рекомендаций по развитию и улучшению экономической деятельности объекта исследования.

Дипломная работа пишется согласно плану, который разрабатывается студентом по согласованию с научным руководителем. План работы включает введение, основную часть, заключение. Основная часть состоит из трех разделов и пунктов, которые должны иметь содержательные заголовки и полностью раскрывать содержание работы.

Перед началом дипломного проектирования проводится общее собрание студентов-выпускников и руководителей, где разъясняются важнейшие требования, предъявляемые к выполнению дипломных работ, уточняются сроки выполнения отдельных этапов и представления результатов исследования научному руководителю. Примерный график выполнения дипломных работ приведен в Приложении А.

Научный руководитель совместно со студентом составляет задание по подготовке дипломной работы (Приложение Б), в котором отражаются исходные данные по работе, краткое ее содержание, указываются сроки выполнения отдельных этапов, а также срок сдачи студентом законченной работы. Контроль за выполнением работы осуществляет научный руководитель. Ход выполнения дипломной работы заслушивается на заседании кафедр.

При выполнении дипломных работах по согласованию с научным руководителем возможно привлечение консультантов.

Научный руководитель в определенные кафедрой дни и часы проводят консультации, на которых студент отчитывается за выполненную работу и получает необходимую информацию о литературе, методах решения поставленных задач, сборе и обработке исходного материала, задания для дальнейшей работы. График консультаций своевременно доводится до сведения студентов-выпускников.