Свастика в Армении
В Армении свастика известна под названием аревахач. Аревахач ( т.е. «Солнечный крест») также Кер хач ( т.е. «Кривой крест»), Хач патеразмин (т.е. «Крест войны»), в некоторых источниках также упоминается как Армянская свастика — один из традиционных армянских символов, своеобразный вид свастики. Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно 7000-5000 до н.э.). Главным значением аревахача является Солнце, а отсюда и свет, движение жизни, благополучия, радости, вечности и удачи.
Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей (языческий аревахач как и многие другие армянские традиции "влился" в христианство) и домов.
Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина буквармянского алфавита являются модифицированной формой аревахача - армянской свастики.
В основе аревахача лежит четырёхконечнйы знак . На боковых сторонах у знака отсутствуют прямые углы, в связи с чем его также называют Кер хач, букв. «кривой крест». В период солнцепоклонничества в Армении этот знак был символом солнца, от которого и произошло одно из его названий - аревахач, букв. «солнечный крест». В армянском народном эпосе «Давид Сасунский» знак получил название Хач патеразмин, т.е. «военный крест», «крест войны», будучи символом борьбы армян с захватчиками.
Кер хач, т.е. кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, т.е. бескончность, как и вращение а в левую сторону - смерть-жизнь-смерть.
5-лучевой аревахач показывает человека в стоячем состоянии с распростёртыми руками и ногами. Во время движения человека, движение его правой ноги совпадает с движением левой руки, а движение левой ноги - с правой рукой. Это природный закон, который управляет верхней оконечностью 5-конечного аревахача.
Кроме верхней оконечности правые и левые оконечности показывают движение энергетических потоков человек (не путать с семью центрами энергеии - чакрой).
5 лучей символизируют 5 способностей человека: слух, зрение, вкус, запах, осязание (остальные относятся к внутренней, духовной стороне). Они же олицетворяют количество пальцев на каждой руке и ноге человека. 5 лучей - это также пять частей света, заселённых людьми. Верхний луч пятиконечного аревахача принимает энергию символизирует космические волны. Если провести медиану от вершины пятиконечного аревахача, то можно получить ровно две части человека - правую и левую. Серединой линии является пуп.
Медиана 5-лучевого аревахача имеет пять углов. Эта медиана является лицом человека. Каждая часть внешнего анатомического строения человека заключается в этой форме
Поесле принятия христианства в 301 году Великой Арменией, аревахач как один из главных символов язычества получил своё дальнейшее развитие в качестве христианского символа (таким же образом из "христианизировались" некоторые армянские языческие праздники, такие как Вардавар и Трндез,языческие имена и т.д.). Аревахач, или армянский символ вечности стал неотъемлемой частью армянской христианской архитектуры. Его стали изображать на стенах церквей, монастырей. Аревахач стал неотъемлемой частью хачкаров - армянских камней-крестов. Практически в каждом хачкаре можно найти различные вариации данного символа.
- Санкт–Петербургский университет технологии и дизайна Северо-Западный институт печати
- Курсовая работа
- Свастика в других частях света ………………………………………………..…………9
- Введение
- Значение и геометрия
- Свастика у народов мира
- Свастика в древней культуре
- Свастика в Евпропе
- Свастика в Индии
- Свастика в Армении
- Свастика в России
- Свастика ,становление нацистским символом
- Свастика в религии
- Список использованной литературы