logo
Введение

3.1. Потребительский кредит

Потребительский кредит – самый массовый вид кредита, выдаваемый кредитными организациями. Они служат для кредитования граждан и могут браться гражданами практически на любые цели, если это специально не оговорено в договоре займа. Суммы таких займов могут колебаться от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей в зависимости от состоятельности заёмщика. Потребительский кредит может быть залоговым и беззалоговым, с привлечением поручителей и без таковых. Как правило, заявка на его получение рассматривается кредитной организацией в минимальные сроки. Деньги по оформленным потребительским кредитам могут быть выданы наличными или переведены на счёт заёмщика. В настоящее время существует определённое количество банков, которые специализируются именно на данном виде кредитования.

Степень развития рынка потребительского кредитования может быть охарактеризована целым рядом важных показателей. К ним относятся абсолютная величина задолженности по ссудам потребителей, динамика изменения величины задолженности в отдельные периоды времени, доля потребительских кредитов в совокупном объеме банковского кредитования, изменение величины задолженности с расчетом на один семейный бюджет, соотношение прироста объема потребительских ссуд к совокупной величине потребительских доходов населения. Очень важное значение имеет также соотношение величины задолженности по потребительскому кредиту и величины располагаемого дохода физического лица. Причем последний показатель крайне важен для регулирующих органов, ибо здесь с полным основанием можно судить о степени развития системы потребительского кредитования и о реальных возможностях банковской сферы в этом направлении на будущее.

Сохранению высоких темпов роста рынка потребительского кредитования будут способствовать следующие факторы:

- активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;

- расширение кредитной инфраструктуры и внедрение новых инструментов кредитования;

- повышение доверия населения к банковской системе;

- продолжение роста денежных доходов населения;

- рост финансовой грамотности населения;

- развитие системы кредитных бюро.

В целом для современного этапа развития российского рынка потребительского кредитования характерны существенные темпы роста объема выданных потребительских кредитов по отношению к суммарным активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов.