logo
Содержание

3.3 Повышение роли безналичных расчетов

Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

Полная автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, состояние расчетов от этого не улучшается. По - прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.

Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.[5,c.90]

Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Основными целями создания клирингового учреждения являются:

ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в РФ, с другими государствами;

повышение достоверности и надежности расчетов;

развитие и обеспечение новых форм безналичных денег (чеков, векселей, кредитных карточек);

рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

внедрение современных международных технологий, стандартов, вхождение в мировую банковскую систему;

создание современной информационной банковской структуры.

Клиринговое учреждение, оснащенное программно - техническими комплексами, должно обеспечивать:

прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств;

надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения информации;

контроль достоверности данных на всех этапах.

Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга:

привлечение вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком;

открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых операций;

приобретение права требования по поставке товаров и оказания услуг, принятие рисков использования таких требований и инкассации этих требований (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополнительным контролем за движением (факторинг).

Эти операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.

Заключение

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Принципы и формы организации расчетов, платежные инструменты, способы платежей и возникающие при их проведении риски представляют собой отдельные элементы платежной системы. Преимущество той или иной платежной системы состоит, прежде всего, в том, насколько быстро, надежно и экономично проводятся расчеты и платежи.

Основной формой расчетов в РФ являются в настоящее время кредитовые переводы с использованием платежных поручений. Их применение может быть связано как с товарными, так и нетоварными операциями.

Рассмотрев экономическое содержание и теоретические основы организации безналичных расчетов можно отметить, что система безналичных расчетов продолжает совершенствоваться на протяжении почти столетия.

Безналичные расчеты - неотъемлемая часть процесса воспроизводства, изучение их исторического развития имеет особое значение сегодня, поскольку Россия находится на этапе экономической нестабильности.

Мировой опыт в организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из платежного оборота наличных денег.

Частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов, приводят к серьезным затруднениям в практической работе.

Развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам способствует со стороны Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных технологий в организации и осуществлении безналичных расчетов. В общей структуре платежей произошли позитивные изменения. Сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей, 100% уровня достигала доля электронных платежей.

Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:

обострение кризисных явлений в экономике страны;

неплатежеспособность и банкротство предприятий;

несовершенство программно - технического обеспечения;

не достаточно активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов;

не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка.

В результате этого анализа рекомендуются следующие меры по улучшению осуществления организации безналичных расчетов:

ускорение перехода к совершенным программным системам;

скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов;

предоставление выхода на мировой уровень;

широкое использование клиринга;

активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления процентов на остатки по расчетным и текущим счетам. Кроме того, необходимо предложить клиентам целый ряд дополнительных услуг, связанных, например, с трастовым управлением средствами клиента, агентскими услугами на рынке ценных бумаг, консультационными услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента;

совершенствовать нормативную базу, упрощать процесс осуществления расчетов.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку тогда достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Чтобы преуспеть в бизнесе, руководители и банка, и предприятия должны понимать и принимать в расчет все преимущества и издержки внедрения автоматизированных платежных систем.

Таким образом, несмотря на все трудности при осуществлении безналичных расчетов можно отметить, что в стране наблюдаются тенденции для успешного развития расчетов и приближению их к мировым стандартам.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. №46 (Часть I). Ст.4434; №52 (Часть I).

  2. Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 1996. №3. Ст.125; №7. Ст.676; 2003. №30. Ст.3051; 2004. №13. Ст.1110.

  3. Ануреев С. В. Платежные системы и их развитие в России. СПб.: Финансы и статистика, 2004. – 288 с.

  4. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. – М.: Консалтбанкир, 1997. – 182 с.

  5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 448 с.

  6. Иванов О.М., Мамута М.В. Электронные деньги в российской платежной системе. Перспективы дистанционного финансового обслуживания. / О.М. Иванов, М.В. Мамута // Банковское дело-2008-№10-с. 65-70.

  7. Шенаев В.Н. Современные и мировые деньги // Бизнес и банки. 2002. № 1-2 с.1-6

  8. Шакланова Н. Обзор пластиковых cards // Финанс. – 2007. – N 32. – с.14-17.

  9. Янукян М.Г. Чеки в российской финансовой практике/ М.Г. Янукян // Деньги и кредит. - 2007. - №11- с.66-70

  10. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив/ А.В. Юров // Деньги и кредит. - 2007. - №7- с.37-42

  11. Годовой отчет Сбербанка России за 2012 год [Электронный ресурс]// http://2012.report-sberbank.ru/ (Дата обращения 23.03.2014)

  12. Официальный сайт Сбербанка России [Электронный ресурс]// http://www.sberbank.ru/ (Дата обращения 23.03.2014)

39